Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лабораторных занятий по зоологии



Ф.8. ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ

 

 

Учебно-методический комплекс курса

 

Специальность 050102 – «Биология»

 

 

Пермь

ПГПУ

УДК 59

ББК Е6

З-85

 

Р е ц е н з е н т:

кандидат биологических наук, профессор кафедры зоологи беспозвоночных и водной экологии Пермского государственного университета М.С. Алексевнина

 

 

Автор-составитель: доцент Т.А. Левитан

 

Ф.8. Зоология беспозвоночных :учеб.-метод. комплекс

З-85 курса. Специальность 050102 – «Биология» / авт.-сост. Т.А. Ле-

витан ; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 71 с.

 

 

Курс зоологии беспозвоночных занимает важное место в системе подготовки учителя биологии. Он относится к числу тех фундаментальных наук, которые играют большую роль в профессиональной подготовке учителя. В задачи курса входит изучение многообразия животного мира, его взаимодействия с окружающей средой, путей эволюции.

Адресовано преподавателям и студентам педагогических вузов по специальностям «Биология». Материалы учебно-методического комплекса могут быть использованы учащимися педагогических училищ и в практической работе учителей биологии.

 

УДК 59

ББК Е6

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

 

© Левитан Т.А., составление, 2008

© ГОУ ВПО «Пермский государственный

педагогический университет», 2008

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. Рабочая программа дисциплины……………………………………4 стр.

 

1. Цели и задачи изучения дисциплины………………………………4 стр.

 

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины……....10 стр.

 

3. Объём дисциплины, формы промежуточного

и текущего контроля…………………………………………….…….10 стр.

3.1. Объём дисциплины и виды учебной работы………………..10 стр.

3.2. Распределение часов по видам и темам учебной работы…10 стр.

 

4. Лабораторные работы, коллоквиумы и

темы для самостоятельного изучения ………………….....................................................................................13 стр.

 

5. Тематика курсовых / контрольных работ / рефератов

и методические указания по их выполнению………………………21 стр.

 

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………...………22 стр.

6.1. Список литературы……………………………………….…22 стр.

6.2. Материально-техническое и/или

информационное обеспечение дисциплины………………...……24 стр.

6.3. Методические рекомендации для преподавателя

и методические указания студентам…………………………………………………………41 стр.

 

 

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок

Проведения промежуточных и

итоговых аттестаций…………………………………………………46 стр.

 

 

I. Рабочая программа дисциплины

1. Цели и задачи изучения дисциплины

 

Пояснительная записка

Курс зоологии беспозвоночных занимает важное место в системе подготовки учителя биологии. Он относится к числу тех фундаментальных наук, которые играют большую роль в профессиональной подготовке учителя. В задачи курса входит изучение многообразия животного мира, его взаимодействия с окружающей средой, путей эволюции. Зоология изучает строение и жизнедеятельность животных, их образ жизни, индивидуальное развитие, закономерности географического распространения. В лекционном курсе рассматриваются история развития науки, успехи современной зоологии, роль отечественных и зарубежных учёных. Зоология беспозвоночных изучает простейших, двуслойных животных, червей, моллюсков, членистоногих, иглокожих. Выясняется их значение в природе и жизни человека. Особое внимание уделяется паразитическим простейшим и гельминтам, вредителям хозяйства, переносчикам заболеваний. Освещаются вопросы охраны природы, необходимости использования комплексного метода борьбы с вредителями. Студенты знакомятся с национальной и региональной «Красной книгой» Среднего Урала.

Курс зоологии беспозвоночных, кроме теоретического раздела, включает полевую практику, где усиливается региональный компонент.

 

Программа

Введение

Предмет и задачи курса, биология как комплексная наука. Связь зоологии с другими дисциплинами. История развития зоологии. Система животного мира, её совершенствование. Успехи современной зоологии. Роль отечественных и зарубежных учёных в развитии зоологии беспозвоночных. Значение зоологии как фундаментальной науки. Охрана животного мира, охрана биоразнообразия.

Царство Животные

Подцарство Одноклеточные

Строение тела простейших как одноклеточных организмов. Основные органоиды. Среда обитания и распространение. Общая характеристика класса Саркодовые. Псевдоподии как временные органеллы. Пищеварительные и сократительные вакуоли. Скелетные образования. Размножение. Инцистирование. Образ жизни и распространение. Значение. Подклассы и отряды саркодовых простейших.

Класс Жгутиковые

Общая характеристика класса. Особенности строения. Двигательный аппарат. Электронно-микроскопическое строение жгутиков. Различные типы питания. Одиночные и колониальные формы. Размножение. Основные отряды фито- и зоомастигин. Образ жизни и распространение. Паразитические жгутиконосцы. Значение жгутиковых в биологическом круговороте веществ, их роль как индикаторов степени загрязнённости вод.

Тип Инфузории

Общая характеристика типа как наиболее дифференцированных простейших. Повышение уровня организации. Усложнение эктоплазмы, двигательного аппарата, пищеварительных и сократительных органелл. Дуализм ядер. Своеобразный половой процесс – конъюгация. Важнейшие отряды ресничных инфузорий, их значение. Черты сходства и отличие ресничных и сосущих инфузорий.

Тип Апикомплекса

Особенности строения и развития типа в связи с паразитическим образом жизни. Образование спор. Циклы развития грегарин, кокцидий и гемоспоридий. Способ заражения и профилактика кокцидиозов. Борьба с малярией и её переносчиками.

Тип Миксоспоридии

Тип Микроспоридии

Характеристика типов миксоспоридий и микроспоридий. Особенности их организации, жизненный цикл. Заболевания вызываемые ими. Филогения подцарства простейших.

Подцарство Многоклеточные

Характеристика многоклеточных животных. Теория происхождения многоклеточных животных. Классификация.

Надраздел Фагоцителлообразные

Тип Пластинчатые многоклеточные

Примитивность организации типа пластинчатых.

Надраздел Низшие многоклеточные

Тип Губки

Общая характеристика типа как низших многоклеточных животных. Клеточный уровень организации. Радиальная симметрия. Строение губок. Дифференцировка клеток. Скелет губок. Прикреплённый образ жизни. Пассивное фильтрационное питание. Диффузное дыхание и выделение. Размножение и развитие губок. Образование колоний. Классификация. Морские и пресноводные губки, их значение.

Надраздел Собственно многоклеточные

Раздел Лучистые

Тип Кишечнополостные

Общая характеристика типа как радиально симметричных двуслойных животных. Гастроваскулярная система. Дифференцировка клеток. Диффузная нервная система. Стрекательные клетки.

Класс Гидрозои

Подкласс Гидроидные

Подкласс Сифонофоры

Характеристика класса. Гидра как одиночный пресноводный полип. Движение, питание, размножение. Морские гидроидные полипы и медузы. Их строение, размножение, чередование поколений. Особенности строения сифонофор.

 

Класс Сцифоидные

Класс Коралловые полипы

Характеристика класса сцифоидных. Усложнение организации сцифоидных медуз по сравнению с гидроидными. Размножение и развитие. Распространение и значение сцифомедуз. Характеристика класса коралловых полипов. Одиночные и колониальные полипы. Повышение организации по сравнению с гидроидными. Шести- и восьмилучевые кораллы. Скелет. Размножение и развитие. Географическое распространение. Роль кораллов в образовании рифов и островов.

Тип Гребневики

Класс Гребневики

Особенности строения типа. Способ движения. Гастроваскулярная и нервная системы. Размножение и развитие. Закладка мезодермы. Происхождение многоклеточных.

Раздел Билатеральные животные

Подраздел Бесполостные животные

Тип Плоские черви

Общая характеристика типа. Повышение общего уровня организации. Возникновение двусторонней симметрии. Кожно-мускульный мешок и паренхима. Органы пищеварения и выделения. Нервная и половая системы. Размножение и развитие. Классификация типа.

Класс Турбеллярии

Особенности строения турбеллярий. Мерцательный эпителий. Различные типы строения пищеварительной системы. Размножение и развитие. Образ жизни и распространение.

Класс Трематоды или Дигенетические сосальщики

Строение, размножение и развитие класса в связи с приспособлением к эндопаразитическому образу жизни. Главнейшие паразиты человека и животных. Способы заражения, вызываемые заболевания, борьба с ними.

Класс Моногенеи или Моногенетические сосальщики

Характерные черты в строении представителей этого класса, связанные с эндопаразитическим образом жизни. Гиродактили, дактилогиры, спайники. Их размножение, развитие и значение как возбудителей заболеваний рыб. Развитие лягушачьего многоуста.

Класс Цестоды или Ленточные черви

Морфологические особенности класса в связи с паразитированием в кишечнике позвоночных. Питание и дыхание. Размножение и развитие цестод. Важнейшие паразиты человека и животных. Способы заражения, вызываемые заболевания, борьба с ними. Происхождение плоских червей.

Тип Круглые черви

Общая характеристика типа. Особенности строения покровов, мускулатуры, выделительной, половой систем. Первичная полость тела. Сквозной кишечник. Классификация.

Класс Брюхоресничные черви

Особенности строения. Черты сходства с турбелляриями.

Класс Нематоды или Собственно круглые черви

Строение, образ жизни и распространение нематод. Переход к паразитизму. Размножение и развитие паразитических нематод. Эпидемиология и профилактика гельминтозов. Академик К.И. Скрябин, его роль в развитии гельминтологии.

Класс Волосатики

Отличие от нематод. Образ жизни. Особенности жизненного цикла.

Класс Коловратки

Особенности их строения. Размножение и чередование поколений. Образ жизни и распространение. Филогенетические отношения первичнополостных червей.

Тип Кольчатые черви

Общая характеристика типа. Более высокий уровень организации по сравнению с плоскими и круглыми червями. Сегментация тела. Метамерия органов. Двигательный аппарат. Возникновение целома. Кровеносная система. Органы пищеварения и выделения. Нервная система и органы чувств.

Подтип Беспоясковые черви

Класс Многощетинковые кольчецы (Полихеты)

Обособление головного отдела. Возникновение параподий. Размножение и развитие. Формирование целома. Образ жизни и распространение. Значение.

Подтип Поясковые черви

Класс Малощетинковые кольчецы (Олигохеты)

Особенности строения в связи с переходом к роющему образу жизни. Размножение. Роль дождевых червей в почвообразовательных процессах.

Класс Пиявки

Особенности организации пиявок в связи с переходом к хищничеству и паразитизму. Редукция целома и кровеносной системы. Ротовой аппарат и пищеварительная система. Использование в медицине. Происхождение кольчатых червей.

Тип Моллюски или Мягкотелые

Общая характеристика типа. Отделы тела. Раковина и мантия. Редукция целома и развитие паренхимы. Органы пищеварения и выделения. Органы кровообращения и дыхания. Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие.

Подтип Боконервные

Класс Панцирные

Особенности строения класса в связи с малоподвижным образом жизни. Представление о бороздчатобрюхих моллюсках как об особом классе беспанцирных животных (Aplacophora). Образ жизни. Черты сходства с кольчатыми червями.

 

 

Подтип Раковинные

Класс Моноплакофоры

Особенности внешнего и внутреннего строения. Примитивные черты организации. Метамерия органов. Значение класса для понимания филогении моллюсков.

Класс Брюхоногие

Особенности внешнего и внутреннего строения. Происхождение асимметрии. Размножение и развитие. Образ жизни и распространение. Классификация гастропод. Значение как промысловых животных, вредителей сельского хозяйства, промежуточных хозяев гельминтов.

Класс Двустворчатые или Пластинчатожаберные

Особенности строения класса в связи с донным образом жизни и пассивным питанием. Раковина моллюсков. Редукция головы и переднего отдела пищеварительного тракта. Размножение и развитие морских и пресноводных моллюсков. Образ жизни и распространение. Классификация. Роль моллюсков как фильтраторов. Промысел и разведение. Использование перламутра. Образование жемчуга. Вредные моллюски.

Класс Головоногие

Строение класса как подвижных морских хищников. Отделы тела. Преобразование ноги. Редукция раковины. Способ движения, внутренняя организация. Размножение и развитие. Образ жизни и распространение. Классификация. Вымершие и современные моллюски. Промысловое значение. Филогения моллюсков.

Тип Членистоногие

Общая характеристика типа. Развитие гетерономности. Отделы тела. Хитиновый покров. Двигательный аппарат. Внутренняя организация. Усложнение нервной системы и органов чувств. Размножение и развитие. Подтипы членистоногих.

Подтип Трилобитообразные

Класс Трилобиты

Особенности организации: расчленение тела, строение и функции конечностей. Геологическая история и предполагаемый образ жизни. Значение класса для понимания филогении членистоногих.

Подтип Жабродышащие

Класс Ракообразные

Особенности ракообразных как водных членистоногих. Жаберное дыхание. Внешнее строение и внутренняя организация. Типы развития, личиночные стадии. Классификация. Образ жизни и распространение. Значение в природе. Приспособления к паразитизму. Промысел ракообразных. Развитие морского хозяйства.

Подтип Хелицеровые

Класс Мечехвосты

Мечехвосты как древнейшие водные хелицеровые; особенности их организации и развития. Распространение и образ жизни мечехвостов в настоящее время, их реликтовый характер. Значение мечехвостов для понимания происхождения паукообразных.

Класс Ракоскорпионы или Гигантские Щитни

Особенности расчленения тела вымерших водных хелицеровых. Примитивные черты.

Класс Паукообразные

Особенности организации класса как наземных хищных хелицеровых. Расчленение тела и специализация конечностей. Отряды Паукообразных. Ядовитые пауки и скорпионы. Образ жизни и среда обитания клещей. Клещи – паразиты и переносчики возбудителей заболеваний, вредители растений.

Подтип Трахейнодышащие

Класс Многоножки

Внешняя и внутренняя организация класса. Обособление головы. Конечности. Трахейное дыхание. Размножение и развитие. Образ жизни и распространение. Подклассы многоножек. Их значение.

Класс Насекомые

Насекомые как господствующая группа наземных беспозвоночных. Размеры тела, его отделы. Особенности покровов. Разнообразие усиков. Различные типы ротовых органов в зависимости от способа питания. Специализация конечностей в различных условиях обитания. Развитие крыльев, их происхождение. Способность к активному полёту.

Внутренняя организация насекомых. Строение органов пищеварения в зависимости от способа питания. Трахейное дыхание. Система кровообращения. Роль мальпигиевых сосудов в борьбе с влагопотерей. Жировое тело. Прогрессивное развитие нервной системы и органов чувств.

Размножение и развитие. Строение половой системы. Эмбриональное развитие, зародышевые оболочки. Постэмбриональное развитие. Развитие прямое, анаморфоз, с неполным и полным превращением. Типы личинок и куколок. Роль гормонов при линьке и метаморфозе. Отряды насекомых (полевая практика и самостоятельное изучение).

Значение и роль в природе. Полезные насекомые, их разведение и использование человеком. Вредители сельского и лесного хозяйства. Вредители сада. Амбарные и домовые вредители. Кровососущие насекомые. Паразиты и переносчики заболеваний.

Принципы борьбы с вредными насекомыми. Агротехнические и лесотехнические мероприятия, физические и химические меры борьбы. Недостатки химического метода. Биологический метод. Использование энтомофагов, насекомоядных птиц и других животных в борьбе с вредителями. Охрана полезных насекомых. Создание микрозаказников и заповедников. Занесение редких и исчезающих видов в «Красную книгу» Российской Федерации и Среднего Урала. Происхождение членистоногих, направления их эволюции.

Тип Иглокожие

Особенности типа как вторичноротых животных. Радиальная симметрия. Известковый скелет. Полость тела. Амбулакральная система. Органы пищеварения. Дыхание и выделение. Кровеносная и псевдогемальная системы. Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие. Классификация. Распространение и образ жизни. Значение. Происхождение.

Сравнительно-анатомический обзор типов беспозвоночных животных. Филогенетическое развитие беспозвоночных.

 

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

В процессе изучения курса студенты должны усвоить основные разделы зоологии беспозвоночных, изучающие разные группы животных: протистология, гельминтология, малакология, арахнология, энтомология. Связь зоологии беспозвоночных с другими отраслями естествознания.

Обратить внимание на значение зоологии беспозвоночных для развития сельского хозяйства, медицины, ветеринарии. Использование принципов организации животных в технике (бионика). Важность изучения эколого-фаунистических и зоогеографических исследований для прогноза изменений животного населения Земли под влиянием хозяйственной деятельности человека, для охраны животного мира и рационального использования промысловых видов.

Практическая работа в лаборатории имеет своей целью привить студенту навыки в анатомировании животных, развить умение применять знание морфологии конкретных представителей для диагностики их систематического положения, научить работать с лабораторным оборудованием, с лабораторной оптикой, а также научить пользоваться коллекционным материалом.

 

3. Объём дисциплины, формы промежуточного и текущего контроля

3.1. Объём дисциплины и виды учебной работы

Объём дисциплины:

№ п/п Шифр и наименование специальности Курс Семестр Виды учебной работы (в часах) Вид итогового контроля (форма отчётности)
трудоёмкость всего аудиторных ЛК ЛБ сам. работа
1. Ф.8 Зоология беспозвоночных экзамен
2. Ф.8 Зоология беспозвоночных экзамен

3.2. Распределение часов по видам и темам учебной работы

Разделы дисциплины и виды занятий в часах:

№ п/п Наименование раздела темы Количество часов
Ф.8. Зоология беспозвоночных
всего аудиторных ЛК ЛБ сам. работа
Введение. Предмет и задачи курса. История развития зоологии. Успехи современной зоологии. Значение зоологии как фундаментальной школьной науки. Охрана животного мира и биоразнообразия  
Царство Животные. Подцарство Одноклеточные. Тип Сакромастигофоры. Класс Саркодовые
Тип Сакромастигофоры. Класс Жгутиковые
Тип Инфузории как наиболее дифференцированные простейшие
Тип Апикомплексы
Подцарство Многоклеточные. Надраздел Низшие многоклеточные. Тип Губки
Надраздел Собственно многоклеточные. Раздел Лучистые. Тип Кишечнополостные
Раздел Билатеральные животные. Подраздел Бесполостные животные. Тип Плоские черви. Класс Трематоды
Тип Плоские черви. Класс Ленточные черви
Тип Круглые черви
Тип Кольчатые черви. Подтип Беспоясковые животные. Класс Многощетинковые
Тип Кольчатые черви. Подтип Поясковые черви. Класс Малощетинковые. Класс Пиявки
Тип Моллюски. Подтип Боконервные. Класс Панцирные. Подтип Раковинные. Класс Моноплакофоры  
Тип Моллюски. Класс Брюхоногие
Тип Моллюски. Класс Двустворчатые или Пластинчатожаберные
Тип Моллюски. Класс Головоногие
Тип Членистоногие. Подтип Трилобитообразные. Класс Трилобиты. Подтип Жабродышащие. Класс Ракообразные
Тип Членистоногие. Подтип Хелицеровые. Класс Мечехвосты. Класс Ракоскорпионы. Класс Паукообразные
Тип Членистоногие. Подтип Трахейнодышащие. Класс Многоножки. Класс Насекомые. Внешнее и внутренне строение
Класс Насекомые. Размножение и развитие. Отряды насекомых
Тип Иглокожие. Их особенности как вторичноротых животных
Сравнительно-анатомический обзор типов беспозвоночных животных. Филогенетическое развитие беспозвоночных  

Разделы дисциплины и виды занятий в часах (заочное обучение):

№ п/п Наименование раздела темы Количество часов
Ф.8 Зоология беспозвоночных
всего ауд. ЛК ЛБ
Введение. Предмет и задачи курса. Значение зоологии. Успехи современной зоологии. Тип Саркомастигофоры. Класс Саркодовые
Особенности организации класса Жгутиковых. Главнейшие отряды. Значение. Инфузории как наиболее дифференцированные и высокоорганизованные простейшие
Размножение инфузорий. Значение. Особенности строения и развития типа Апикомплексы в связи с паразитическим образом жизни. Тип Миксоспоридии. Тип Микроспоридии. Основные направления эволюции простейших -
Многоклеточные животные. Характеристика губок как низших многоклеточных животных. Географическое распространение губок. Общая характеристика кишечнополостных. Класс Гидроидных. Организация сцифомедуз и коралловых полипов. Особенности строения гребневиков. Географическое распространение кишечнополостных и гребневиков. Происхождение. Общая характеристика плоских червей
Особенности организации турбеллярий. Строение, размножение и развитие трематод в связи с приспособлением к паразитическому образу жизни
Морфологические и биологические особенности ленточных червей, связанные с их паразитированием в кишечнике позвоночных животных. Организация круглых червей как первичноплостных многоклеточных
Высокий уровень организации кольчатых червей. Распространение, места обитания, образ жизни полихет, олигохет, пиявок. Значение
Тип Моллюски. Особенности организации. Класс Панцирные. Морские, пресноводные, наземные и паразитические брюхоногие моллюски. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития в связи с условиями обитания. Значение. Географическое распространение
Особенности организации двустворчатых, связанные с малоподвижным образом жизни и пассивным питанием. Характерные черты строения головоногих как сильных, подвижных морских хищников. Значение. Географическое распространение. Происхождение моллюсков
Общая характеристика членистоногих. Классификация. Особенности ракообразных как первичных членистоногих. Главнейшие представители, их географическое распространение, образ жизни, значение. Промысел ракообразных в России
Организация паукообразных как наземных хелицеровых. Важнейшие группы клещей, их распространение. Особенности организации, связанные с образом жизни и средой обитания
Строение насекомых как членистоногих, в наибольшей мере приспособленных к жизни на суше, в воздушной среде
Размножение и развитие насекомых. Географическое распространение. Значение. Особенности организации иглокожих. Их распространение и значение
Итого:

 

4. Лабораторные работы, коллоквиумы и темы для самостоятельного изучения

 

Тематика и планы работы студентов по изученному материалу:

Рабочий план

лабораторных занятий по зоологии

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.