Полюсное регулирование скорости осуществляют шунтированием обмотки возбуждения реостатом Rш (рисунок 4б) При этом часть общего тока двигателя (якоря) проходит через шунт, ток возбуждения и, следовательно, магнитный поток Ф полюса уменьшаются. Поэтому скорость вращения двигателя возрастает.
Данный способ применяют в двигателях малой мощности. В двигателях большой мощности полюсное регулирование производят замыканием накоротко части обмотки возбуждения, что приводит к уменьшению числа витков и, следовательно, к снижению МДС магнитного потока. Способ применяется в тяговых двигателях электротранспорта для получения ходовых режимов работы.
Величину подключенного к обмотке возбуждения шунтирующего сопротивления определим из выражения: Rш = m · Rв,
где m – коэффициент шунтирования (таблица 6).
Ориентировочно считаем, что сопротивление якорной цепи состоит из двух одинаковых составляющих - сопротивления якоря Rя и сопротивления обмотки возбуждения Rв. Тогда сопротивление якорной цепи при шунтировании обмотки возбуждения определяется из выражения:
.
При этом ток возбуждения Iв ослабляется в раз.
Например, при m = 2:
= 0,33 Ом , Iв* = Iя* = 0,67 Iя*.
Задаваясь значениями Iя* (таблица 2), определяем относительные значения Iв*= Iя* и по кривой намагничивания Ф*( Iя*) находим значения магнитного потока ФI* при шунтировании обмотки возбуждения. При этом вместо тока якоря Iя* на оси абсцисс рисунка 1 следует подставлять значения тока возбуждения Iв*. Результаты расчетов заносим в таблицу 4.
Таблица 4 – Результаты расчета характеристики при шунтировании обмотки возбуждения
Iя*
0,4
0,6
0,8
1,0
1,2
1,4
1,6
Iв*
0,27
ФI*
0,54
М*
0,22
nII*
2,04
Определяем значения моментов при ослабленном потоке двигателя по формуле МI* = Iя* · ФI* . Результаты расчетов заносим в четвертую строку таблицы 4. Частоту вращения якоря при ослабленном потоке определяем из выражения:
.
Для рассматриваемого двигателя RIяц · Iя,н = 0,33 · 72 = 23,8 В,
.
Результаты расчетов заносим в пятую строку таблицы 4. По данным таблицы 4 строим механическую характеристику двигателя при шунтировании обмотки возбуждения nII*( М*) в относительных единицах (рисунок 3, кривая 2).