Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Шумерская письменность (изобретение клинописи)



 

Всемирно-историческое значение имело изобретение шумерами письма. Шумеры начали писать в конце 4 тыс. до н.э., т. е. значительно раньше египтян. В Красном храме Урука, датированном примерно 3300 г. до н.э., была обнаружена табличка с текстом, в котором было использовано около 700 знаков. Эта табличка является, по всей видимости, первым в мире памятником письменной культуры.

До появления письменности существовали цилиндрические печати, на которых вырезались миниатюрные изображения, а затем такая печать прокатывалась по глине. Эти круглые печати представляли собой одно из величайших достижений месопотамского искусства.

Письмо возникло как практическая необходимость для торговой деятель­ности, хозяйственных записей и подсчетов. Самые ранние письмена выполнялись в виде пиктограмм, или примитивных рисунков, выполненных тростниковой палочкой на табличках из сырой глины. Затем глиняные «дощечки» высушивали на солнце или обжигали в печи (если обозначения были особо важными и предназначались для длительного хранения). Первые такие таблички – памятные записки, списки товаров, рецепты (записки экономического характера). Догадаться о значении большинства пиктограмм, применявшихся около 3300 г. до н. э., не составляет труда. Лучистая звезда обозначала небо или, в дальней­шем, божество. Чаша, без сомнения, пере­давала слово «пища». В некоторых случаях можно легко расшифровать сочетания символов: стоящие вместе пиктограммы «большой» и «человек» означают «царь».

Первый шаг к абстрактным символам был сделан в начале 2 тыс. до н. э., когда пиктограммы стали «ло­житься на ребро», что могло быть связа­но с тем, что шумерские писцы стали пе­реворачивать таблички, чтобы иметь воз­можность писать слева направо, а не свер­ху вниз, как раньше. Но каковы бы ни бы­ли реальные причины такого «переворота», сам факт говорит о том, что символы по­степенно стали утрачивать связь с конкрет­ным изображаемым объектом.

Письменные символы претерпели еще более существенные изменения, когда пис­цы сменили заостренную тростниковую па­лочку для рисования на мягкой глине на стиль с клинообразным концом, что привело к изменению письма, которое получило название «клинописи» от лат. “cuneus”, что в переводе означает «клин». Древние писцы прилагали все усилия, чтобы их рисунок мак­симально походил на изображаемый предмет, и с этой целью при­меняли всевозможные виды клинообразных оттисков. Затем все клинья, используемые для изображения знака, были разделены на несколько классов: вертикальный, горизонтальный и наклонный.

Так возникла клинопись на глиняных «дощечках». Она распрост­ранилась по всей Передней Азии, и более двух тысяч лет ею пользо­вались народы, говорившие на различных языках. Особенно про­дуктивно клинопись использовалась в вавилонской и ранней персидской письменности.

Около 1800 г. до н.э. писцы упростили написание многих клинописных символов, заменив их еще более условными знаками, которые имели лишь отдаленное сходство с прежними пиктограммами.

*Слайды:Нa примере избранных шумерских зна­ков на таблице справа можно проследить эволюцию шумерской письменности на протяжении 1500 лет — преобразование ранних пиктограмм в систему абстрактных символов.

Предписание в нижнем правом углу гласит: «Пропустите через сито, а затем перемешайте растолченные черепаховые панцири, ростки нага-си, соль и горчицу. Затем промойте поврежденные участки пивом хорошего качества и горячей водой и вотрите смесь. Подождите немного и снова протрите с маслом, после чего поставьте припарку из толченой сосновой коры».

 

Эпос о Гильгамеше

 

Благодаря изобретению письменности перед историками раскрылись многие стороны прошлого. Т.к. в письменных источниках сохраняются образцы литературы, историк может судить о менталитете людей того времени.

Величайшим памятником древней шумерской литературы является "Сказание о Гильгамеше". Оно сохранилось на клинописных табличках, одна из которых происходит из Ниппура. Гильгамеш по преданию был царем и удачливым полководцем из Урука примерно в 2700 г. до н.э..

Цикл эпических песен о Гильгамеше связан в основном с идеей человеческого бессмертия, причем на протяжении всей поэмы Гильгамеш отчаянно пытается победить смерть. Гильгамеш наде­лен силой и мужеством, обеспечившими ему победу в борьбе со львом. Вместе со своим спутником Энкиду Гильгамеш отправляет­ся в кедровый лес, чтобы сразиться с лесным правителем Хумбабу. Но главная его цель — поиск мудрости, счастья, бессмертия. Аккад­ский эпос содержит также описание путешествия Гильгамеша по ту сторону жизни за бессмертием. Он разыскивал Утнапишти, кото­рый пережил потоп. В Шумере часто случались наводнения, когда обе реки — Тигр и Евфрат — широко разливались. Возможно, ката­строфическое наводнение, когда обе реки сомкнулись между собой, и именуется потопом в народной памяти. В Дильмуне, райской стране шумеров, Утнапишти помог Гильгамешу найти «растение (жемчужину?) вечной молодости», дающее бессмертие, однако на обратном пути домой он потерял этот драгоценный корень и признает неизбежность своей судьбы.

Религия шумеров

 

Примерно к 2250 г. до н.э. в Шумере уже сложился целый пантеон богов, олицетворявших различные элементы и силы стихий. Этот пантеон являлся основой шумерской религии. Так зародилась теология.

По поверьям шумеров, землей управляют боги, а люди были созданы, чтобы им служить. Этот мотив шумерского эпоса много позже нашел свое отражение в Библии, в Ветхом Заве­те. Изначально у каждого города был свой собственный бог. Вероятно, в этом сказывались политические изменения в отношениях между городами, но в конце концов боги организовались в некую иерархию.

Каждому из богов была отведена своя роль и своя область деятельности: здесь были бог воздуха, бог воды, бог земледелия. Богиня Инанна(у аккадцевИштар) являлась богиней плотской любви и плодородия, но одновременно – богиней войны, олицетворение планеты Венера. Во главе иерархии стояли 3 высших бога мужского пола:

· Ану – отец богов, бог неба;

· Энлиль (у аккадцев Эллиль, Белом) – бог воздуха;

· Энки (у аккадцев Эйл, Эа) – бог мудрости и пресной воды, он был учителем, дарующим жизнь (вода=жизнь), и поддерживал порядок, созданный Энлилем.

Поскольку урожаю, в особенности зерновых, постоянно угрожали то засуха, то наводнение, то саран­ча, а беды эти происходили, согласно поверьям, по воле богов, шу­меры стремились их умилостивить. Этой цели служил сложнейший ритуал богослужений в их храмах — земных жилищах богов. Совер­шались ритуальные поклонения царю и главным богам шумерского пантеона. Каждому из божеств посвящался свой храм, который ста­новился центром города-государства. В Шумере были заложены и утвердились основные черты храмового зодчества Месопотамии.

Падение Шумера

Вторжение амореев. Мари. После 2000 г. до н. э. в битве с эла­митами, пришедшими из Персии, могущественное государство шу­меров пало. Затем последовало вторжение семитских племен — амореев — из северной Сирии. Амореи обосновались в Месопота­мии и построили богатые, цветущие города-государства.

Из всех городов особенно выделялся большой аморейский го­род Мари, построенный в среднем течении Евфрата. В результате раскопок был найден город со строгой, близкой к современной планировкой — длинные проспекты, дворцы на площадях, пер­пендикулярно пересекающиеся улицы, прекрасные скульптуры, богатые кладбища, стены, украшенные фресками.

 

Большой дворец Мари

 

Большой дворец Зимри-Лима, который правил в Мари с 1780 по 1760 гг. до н.э., был сооружен до 2100 г. до н.э. и через несколько столетий подвергся перестройке. Он состоял из более чем 260 помещений и дворов на нижнем этаже, остальные находились выше.

Центральным элементом дворца был двойной тронный зал, датирующийся временем ассирийского царя Шамши-Адада, который умер в 1780 г. до н.э., тем не менее основные составляющие дворца были заложены еще при Зимри-Лиме.

Наряду с общественными помещениями и частными жилыми комнатами, во дворце находились многочисленные ремесленные мастерские, где пряли и изготавливали полотно, шерстяную одежду, одеяла и драпировки, делали вещи из кожи, краснодеревщики инкрустировали дерево алебастром и перламутром. Значительное количество работников этих мастерских были рабами.

Кроме того, во дворце имелись царская сокровищница и другие хранилища.

Наиболее важным открытием в Мари был архив, в котором найдено более 20 000 табличек. Записанные на них тексты связаны с различными сторонами жизни города. Среди них многочисленные документы по официальному делопроизводству, дипломатическая и частная переписка, например о здоровье членов царской семьи.

Хаммурапи

 

В начале 2-го тысячелетия до н. э. возник­ло новое объединение Месопотамии с центром в городе Вавилоне. Вавилон расположен на берегу Евфрата в 90 км к югу от современного Багдада. Название города переводится как "ворота богов".

После падения государства Ур в 2000 гг. до н.э. Вавилоном управляет аморитская (западные семиты) династия. При Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.) Вавилон становится политической и религиозной столицей южной Месопотамии.

Первоначально вассал ассирийского царя Шамши-Адада I, благодаря превосходным дипломатическим маневрам и успешным военным кампаниям с соперничающими городами-государствами (Урук, Иссин, Ларса, Эшнуна и Мари), Хаммурапи превратил Вавилон в господствующую державу Месопотамской равнины и регионов, расположенных севернее (Мари и Ашшур). Благодаря тому, что в эпоху Хаммурапи складываются характерные особенности вавилонской культуры, в истории Вавилона она получила название классической. Кроме того, при Хаммурапи было возведено много храмов и каналов. Его влияние к концу жизни (он умер в 1750 г. до н.э.) возрастает настолько, что Вавилон получает статус естественной столицы южной Месопотамии.

Законы Хаммурапи.Хаммурапи был величайшим законодателем в истории челове­чества. Подобно пророку Моисею, он дал своему народу и вместе с тем человечеству свод законов. Он был высечен на каменной стеле, которую нашли в Сузах (теперь она хранится в Лувре).

*Слайд: Сверху на моноли­те, где выбиты законы Хаммурапи, имеется изоб­ражение самого царя. Царь стоит в почтительной позе, выслушивая, что говорит ему бог правосу­дия - Шамаш. Шамаш сидит на своем троне и держит в правой руке атрибуты власти, а вокруг плеч у него сияет пламя. Шамаш приказывает Хаммурапи выполнить его волю совершенно так же, как Яхве в Библии повелевает Моисею.

Ко­декс Хаммурапи поражает уровнем юридической мысли, существо­вавшей за 15 столетий до появления римского права. В 282 разделах знаменитого кодекса законов Хаммурапи содержатся законы по разным тематикам: рабство, собственность, торговля, семья, заработная плата, развод, оплата медицинского обслуживания и многое другое.

Многие законы были заимствованы у шумеров, но примене­ние и толкование юридических норм было более детализирован­ным и более разработанным юридически.

Оговаривались даже такие частные случаи: «Если мужчина во время нападения или вторжения был взят в плен или увезен в дальние страны и долго там находился, и тем временем другой мужчина взял его жену и она родила ему сына, то в случае, если муж вернется, он получает назад свою жену». Или закон об обеспечении жен:

«Если муж отвернет свое лицо от своей первой жены... и она не поки­нет дом, тогда женщина, которую он взял как любовницу, будет ему вто­рой женой. Он должен продолжать содержать также свою первую жену».

Согласно кодексу Хаммурапи, многие преступления — воров­ство, супружеская неверность, ложное обвинение, лжесвиде­тельство — карались смертной казнью. Строгие наказания предус­матривались, например, в таких случаях: если пациент по невнимательности или неумению врача терял один глаз, врачу от­секали руку; если рушился дом; то его строитель приговаривался к смертной казни или крупному денежному штрафу.

Хаммурапи провел религиозную реформу. Шумерские боги продолжали почитаться, но главным вавилонским богом по пове­лению царя стал Мардук.(Мардук, в шумеро-аккадской мифологии центральное божество вавилонского пантеона, главный бог города Вавилона, сын Эйя (Энки) и Домкины (Дамгальнуны). Письменные источники сообщают о мудрости Мардука, о его искусстве врачевания и заклинательной силе; бога называют "судьей богов", "владыкой богов" и даже "отцом богов"). Он был богом всей империи Хаммурапи.

Возвышение Ассирии.

После смерти Хаммурапи его империя распалась. Сам Вавилон стал жертвой разбойничьего набега хет­тов, затем — касситов, пришедших из Персии. Они властвовали над Вавилоном вплоть до завоевания его ассирийцами — семит­ским народом, проживавшим издревле в верхнем течении Тигра.

Начиналось возвышение Ассирии, торговлю которой на севере страны долгое время сдерживали и контролировали хетты. Но в 1200 г. до н. э. царство хеттов распалось. Ассирия вышла на про­сторы Средиземноморья и захватила земли вплоть до территории современной Турции. Успехам завоевательных походов Ассирии способствовало применение железного оружия, в чем ассирийцы намного превосходили все соседние народы, и высокий уровень военного искусства, обеспечиваемый особой маневренностью войск. Нашествия ассирийцев были жестокими и кровавыми. Ветхий Завет рассказывает, что они применяли специальные машины для осады крепостных стен и «штурмовые козлы».

Ассирийский царь Саргон II (722—705 гг. до н.э.) выстроил новую величественную столицу — Дур-Шаррукин (ныне Хорсабад), что значит Крепость Саргона. Дворец стоял на высоком искусственно насыпанном холме. В 713 г. до н. э. Саргон II при строительстве своей столицы, Дур-Шаррукина (совр. Хорсабад, Ирак), окружил город сплошной кирпичной стеной, оставив в ней семь проходов (ворот). По бокам у входа во дворец стояли огромные статуи крылатых быков с человеческими головами. Это шеду - стражи, охраняющие дворцовые врата; они как будто зорко смотрят на проходящих мимо. Каждый, кто подходил ко дворцу, уже издали видел шеду спереди - голову, грудь и две ноги. Стоило пройти дальше и посмотреть на шеду сбоку, как начинало казаться, что бык шагнул вперед, двинув переднюю ногу. Ассирийский скульптор добился этого, сделав быку... пять ног! Поэтому спереди видны две ноги, а сбоку - четыре. А если бы не пятая нога, то в профиль бык казался бы треногим.

Но, пожалуй, самыми интересными и по-настоящему художественными произведениями искусства были ассирийские рельефы, украшавшие стены дворцов. Ассирия была могущественной военной державой, походам и завоеваниям не было конца, поэтому и на дворцовых рельефах изображены в основном военные сцены, прославлявшие царя-полководца. Все сцены переданы так живо, с таким мастерством, что сразу не бросается в глаза ни условное изображение человеческой фигуры (всегда в профиль), ни одинаковые черты лица почти у всех людей, ни слишком сильно подчеркнутая мускулатура рук и ног (этим художник хотел показать мощь ассирийского войска). На многих рельефах изображена царская охота, главным образом на львов. Животные изображены удивительно точно и правдиво.

Сын Саргона Синаххериб (705—680 гг. до н.э.) перенес столицу государства в Ниневию. Здесь археологи обнаружили многочисленные скульптуры, в том числе крылатых быков, нашли фрески и рельефы по камню, изображающие битвы Синаххериба с врагами. Синаххериб разграбил, сжег и разрушил Вавилон в 689 г. до н.э. Об этом событии сообщается на стеле, покрытой клинопис­ным письмом.

Сын Синаххериба — Асархаддон (680—669 гг. до н.э.) — в 671 г. захватил Египет и восстановил Вавилон в прежнем величии. Появились многочисленные новые памятники ассирийской куль­туры, однако прежние, шумерские и вавилонские, были при этом безвозвратно утрачены.

В 701 г. до н.э. ассирийские войска осадили Иерусалим, и иудейский царь Хискил был вынужден выплатить дань. Об этом сообщается в Ветхом Завете. Надписи на дворце Синаххериба про­славляют ассирийского царя как победителя, который будто бы запер царя евреев, «как птицу в клетке». Однако в действительно­сти Синаххерибу не удалось покорить и разграбить богатый Иеру­салим: помешала разразившаяся там эпидемия чумы.

Одновременно с завоевательными походами ассирийцы уделяли много внимания строительству и искусству. Рельефы во дворцах с изображением охоты и батальных сцен необычайно выразитель­ны. Ассирийцы были также превосходными инженерами-строите­лями. Построенные ими водопровод, двор­цы, техника для осады городов, внутреннее убранство дворцов, множество скульптур — все это поражало воображение.

Для украшения интерьеров дворца Ашшурбаниппала в Нине­вии (VII в. до н.э.) специально были доставлены золото и слоновая кость из Египта, серебро из Сирии, лазурь и полудрагоценные камни из Персии, кедровое дерево из Ливана.

*Слайд: В нижней части фрагмента, на триумфальной колеснице под зонтиком стоит могущественный царь Ашшурбанипал (правил в 669—631 гг. до н. э.). Традиционно, фигура царя имеет больший размер, нежели все остальные персонажи. Царь держит в руке нераспустившийся бутон, что является частью ассирийской судебной церемонии.

 

После смерти Ашшурбанипала его великая империя просущество­вала только пятнадцать лет. Причинами ее крушения была

-невозмож­ность защищать необъятные границы государства,

-восстания порабо­щенных народов, а также

-моральное разложение огромной армии, занявшейся грабежами. В Ветхом Завете пророк Наум предвещает ги­бель Ниневии: «Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство» (Ветхий Завет. Книга пророка Наума, 8:1.). Пророчество сбылось. В 612 г. до н. э. столица Ассирии Ниневия пала под натиском вавилонян и индийцев. Ассирийская им­перия была поделена между двумя победителями. Началась новая эпо­ха возвышения Вавилона и распространения его культуры.

Нововавилонское царство.

 

Новый расцвет Вавилона произошел в эпоху правления Навуходоносора II (605-562 гг. до н. э.). Спустя тысячелетие после Хаммурапи он сделал попытку сравняться с ним в величии. И это ему частично удалось. Руины Вавилона до сих пор поражают своими грандиозными размерами.

Греческий историк Геродот описывал в своей «Истории» Ва­вилон как город, который богатством и роскошью превосходил все города мира. Больше всего поразила его воображение городская стена Вавилона. По свидетельству Геродота, ее ширина была та­кой, что на ней могли свободно разъехаться две колесницы, запря­женные четверками лошадей! На протяжении более чем двух ты­сячелетий эти слова Геродота считались преувеличением и подтвердились лишь в 1899 г. во время раскопок Вавилона, пред­принятых немецким археологом Р. Кольдевеем. Он раскопал двой­ные крепостные стены шириной по 7 м и протяженностью 18 км, окружавшие центр города. Пространство между стенами было за­полнено землей. Здесь могла проехать четверка лошадей! Через каждые 50 м к стенам примыкали сторожевые башни.

Ворота Иштар

 

Из восьми ворот, посвященных главным из почитаемых в Ва­вилоне богов, самыми великолепными были двойные ворота бо­гини любви Иштар. Через них проходила "дорога процессий" - важная магистраль, которая связывает храм Мардука и храм новогоднего празднества во внешней части города.

*Слайд: В конце XIX — начале XX вв. немецкие археологи откопали большое количество обломков городской стены, используя которые, удалось полностью восстановить исторический облик ворот Иштар, которые были реконструированы (в натуральную величину) и ныне экспонируются в Государственных музеях Берлина. Ворота были двойными, связывали обе оборонительные стены внутреннего города и достигали высоты 23 м. Все сооружение покрыто глазурованным кирпичом с рельефными изображениями священных животных бога Мардука — быка и фантастического существа сирруш (вавилонский дракон). Этот последний персонаж (которого называют также вавилонским драконом) сочетает в себе признаки четырех представителей фауны: орла, змеи, неустановленного четвероногого и скорпиона. Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (желтые фигуры на голубом фоне) памятник выглядел легким и праздничным. Строго выдержанные интервалы между животными настраивали зрителя на ритм торжественного шествия.

 

Трижды они были перестроены при Навуходоносоре II, причем лишь при последней перестройке они были украшены изображениями этих животных. В этот период кирпичи были покрыты глазурью. Животные были окрашены в желтый и белый цвета, в то время как фон был ярко-голубым. Кроме того, ворота сторожили мощные колоссы в виде быков и драконов.

От ворот Иштар начиналась Священная дорога, предназначен­ная для праздничных процессий. Считалось, что по этому пути шествовал сам бог Мардук. Дорога процессий была вымощена круп­ными плитами. Достигавшая в ширину 16 м, Дорога процессий на протяжении 200 метров была окружена стенами из глазурованного кирпича, с которых на участников процессии смотрели 120 львов, изображенных на голубом фоне.

Дорога вела к святилищу Мардука — Эсагиле, величественному храмовому комплексу, в центре которого возвышался колоссаль­ный 90-метровый зиккурат Этеменанки (краеугольный камень зем­ли и неба), знаменитая Вавилонская башня, состоящая из семи тер­рас, окрашенных в разные цвета. На вершине стоял выложенный синим обливным кирпичом храм Мардука.

Эте­менанки был святыней и гордо­стью государства и воплощал дерзновенные помыслы людей, стремящихся приблизиться к небу. Именно с ним связана библейс­кая легенда о вавилонском столпотворении. Она рассказывает о том, как Бог, увидев город и башню, которую строили сыны человечес­кие, понял, что люди, говорящие на одном языке и делающие что-то сообща, не будут иметь препятствий ни в чем. Разгневавшись, он сошел на землю и смешал языки, так что люди перестали понимать друг друга и рассеялись по всей земле. Даже развалины Этеменан­ки, разрушенного в IV в. до н. э. войсками персидского царя Ксер­кса, потрясли Александра Македонского своим величием.

Славу Вавилона составил и красочный дворец Навуходоносора II со знаменитыми «висячими садами». Еще в древности сады были названы чудом свет. Они представляли собой искусственные террасы, сложенные из сырцового кирпича разного размера и опи­равшиеся на каменные уступы. На них помещалась земля с раз­ными экзотическими деревьями. Висячие сады были достопри­мечательностью дворца вавилонского царя Навуходоносора II (605-562 до н.э.). Жаль, что они не сохранились до наших дней. раскинувшимися на сводча­тых террасах, соединенных с системой колодцев и водостоков.

Вавилоняне были торговым народом: они плавали не только по своим рекам — Тигру и Евфрату, — но и пересекали Персидс­кий залив, доставляли из Индии лазурит, ткани, продовольствие, торговали с Малой Азией, Персией, Сирией. Сохранились тысячи табличек с долговыми расписками и различными счетами, дого­ворными документами (например, на фрахт судов).

Одним изсамых крупных достижений вавилонской и ассирийской культуры было создание библиотек и архивов.

Еще в древнейших городах Шумера — Уре и Ниппуре в течение многих веков писцы (первые образованные люди и первые чиновники) собирали литературные, религиозные, научные тексты и создавали хранилища, частные библиотеки. Одна из самых больших библиотек того периода — библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (669 — ок. 633 до н.э.), содержавшая около 25 тыс. глиняных табличек с записью важнейших исторических событий, законов, литературных и научных текстов. Это была действительно библиотека: книги размещались в определенном порядке, страницы были пронумерованы. Существовали даже своеобразные каталожные карточки, где излагалось содержание книги с указанием серии и количества табличек каждой серии текстов.

Вавилонские ученые и жрецы знали астрономию, составляли карты звездного неба, наблюдали движение планет, умели предсказывать солнечные и лунные затмения.

В 539 г. до н. э. Вавилон пал под натиском персов. Библейский пророк Даниил рассказывает о том, как царь Валтасар (сын Навуходоносора II) пировал во дворце, утопавшем в богатстве и роско­ши, а в это время лучники царя Кира сумели отвести воды Евфра­та, по обмелевшему руслу пройти в город и ворваться во дворец. Как повествует пророк, в большом царском дворце на внутренней стене неожиданно появились начертанные таинственной рукой слова: «Мене, Мене, Текел, Упарсин». Вскоре все было кончено. Дворец был захвачен войсками Кира. Для управления Месопота­мией были назначены его наместники. Хотя персы не разрушили Вавилон, а превратили его в свою столицу, часть населения города была перебита, а остальные разогнаны. Персидское владычество длилось почти 200 лет.

В 321 г. до н. э. Александр Македонский разбил войска персов. Он поставил цель дать Вавилону новую блестящую жизнь, однако из-за его внезапной смерти этот замысел остался неосуществлен­ным. Город пришел в упадок, и жители покинули его.

Сохранившиеся руины величественного Вавилона и теперь на­поминают нам о той цивилизации в центре Месопотамии, которая на протяжении трех тысячелетий создавала культурные ценности, составившие основу многих последующих цивилизаций. Именно там впервые в истории появилась школа, был составлен первый в истории человечества календарь, создана первая письменность. Воз­никли многие науки — астрономия, алгебра, медицина. Появился величественный эпос. Родилась первая легенда о воскресении из мертвых. Была сложена первая любовная песнь, написаны первые басни. В Месопотамии была разработана первая система законности. Одним словом, здесь началась духовная жизнь человечества.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.