Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура туры и основные функции

Сущность культуры

Этимология слова «культура». Возможные определения и аспекты культуры

Структура туры и основные функции.

 

1. Слово «культура» латинского происхождения и в переводе означает «обработка, улучшение, возделывание». Впервые его употребил в политическом трактате «Земледелие» римский писатель Марк Порций Катон во 2-м веке до н.э. по отношению к возделыванию земли, обозначив им процесс воздействия человека на природу с целью ее изменения. Автор заметил, что своим трудом земледелец вносит в мир природы человеческое начало, выращивая растения, в которые вложен не только труд, но и знания (т.е. человек изменяет, «культивирует их»).

Но объектом воздействия может быть не только природа, но и человек. Поэтому римский политический деятель, писатель и оратор Цицерон в 1-м веке до н.э. внес революционный переворот в использование термина «культура». Он стал употреблять слово «cultura» вместе со словом «animi», что означает «возделывание души», т.е. формирование духовного мира, воспитание человека.

Понимание термина «культура» менялось с развитием знаний и общества.

В средние века складывается христианская культура, которая понимается как преодоление ограниченности и греховности человека, постоянное духовное самосовершенствование человека, осознание его духовного родства с Богом.

В 17-м в. культура понимается как результат собственных человеческих свершений, то, что возвышает человека.

В 18-19 вв. культура стала рассматриваться как самостоятельное явление социальной жизни, впервые начинается теоретическое осмысление этого феномена. (Так, немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) понимал культуру как историческую ступень совершенствования человечества, связывая ее со степенью развития наук и просвещения).

В это время исследователи нередко рассматривали общество и культуру как организм, где социальные институты выступали в качестве органов и частей тела, а социокультурные процессы – в качестве физиологических процессов. В XX веке появляются различные теории и концепции культуры. Например, идея равенства культур: Каждый народ творит свою собственную культуру, которая обеспечивает целостность и жизнеспособность общества. Поэтому нельзя определить, какая из культур лучше или хуже, более или менее развита.

Понимание термина «культура» остается по-прежнему неоднозначным в силу многообразия и сложности обозначаемого им явления.

Современная культурология подходит к определению культуры с различных точек зрения. В связи с этим выделяются 5 основных аспектов изучения культуры:

1. Генетический:культура рассматривается как продукт общества;

2.Аксиологический: культура изучается как система ценностей и ценностных ориентаций, как материальных, так и духовных, как общества, так и отдельных групп и индивидов.

3. Гуманистический: культура изучается как развитие человека, его духовных и творческих способностей.

4. Нормативный: культура анализируется как система норм, регулирующих отношение человека к миру, обществу и самому себе.

5. Социологический: культура рассматривается как деятельность исторически-конкретных социальных субъектов (человека, социальной группы, класса, общества).

В современном языке термин «культура» употребляется в 2-х значениях – широком и узком.

В широком смысле– все, что создано или создается в обществе человеческой деятельностью.

В узком– культура совпадает со сферой духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью.

 

КУЛЬТУРА – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

 

2. Структура культуры одна из сложнейших в мире. Структурирование осуществляется по различным основаниям:

1). Деление культуры по носителю (субъекту).

Субъектами культуры могут быть:

  • Личность (индивидуальная, личностная).
  • Социальная группа (молодежная культура и т.д.).
  • Социальные организации (культура предприятия, профессиональная культура).
  • Социальные институты (культура воспитания, светская и т.д.).
  • Классы (пролетарская, буржуазная культура).
  • Этносы (национальная, русская культура).
  • Региональные сообщества (культура Запада, Востока).
  • Человечество в целом (мировая культура)

2). Структурирование культуры по многообразию человеческой деятельности.

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – мир вещей, созданных человеком в процессе преобразования природы (техника, здания, мебель).

В материальную культуру входят: а) Культура труда и материального производства. б) Культура быта. в) Культура топоса (местожительства). г) Физическая культура и культура отношения к собственному телу.

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА – производство, распределение и потребление духовных ценностей (знания, идеи) в области науки, искусства и литературы, философии, морали и т.д.

Наиболее значимыми видами духовной культуры являются: а) Интеллектуальная (познавательная) б) Нравственная (культура морального поведения) в) Художественная г) Педагогическая д) Религиозная е) Философская

Некоторые теоретики выделяют такие виды культуры, которые включают в себя обе культуры – и материальную, и духовную (т.н. синтетические виды культуры): а) Экономическая. б) Экологическая. в) Эстетическая. г) Политическая. д) Правовая.

3). Структурирование культуры по содержанию и влиянию на человека.

Прогрессивная (культура) и реакционная (антикультура).

 

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ очень многообразны (их количество доходит до 100). Выделяют 6 основных:

- гуманистическая: формирование нравственного облика личности, развитие способностей человека, умений, его физических и духовных качеств;

- трансляция социального опыта (информационная): накопление, хранение, систематизация и передача информации;

- гносеологическая (познавательная): создание картины мира, познание человека, общества и мира;

- регулятивная (нормативная): в культуре человек вырабатывает определенные нормы поведения, которые поддерживают порядок в обществе;

- семиотическая (знаковая): в культуре человек вырабатывает систему знаков, с помощью которых он выражает свои знания;

- аксиологическая (ценностная): культура как формирование ценностей и идеалов.

Помимо этого выделяются:

коммуникативная (общение между людьми),

креативная (преобразование и освоение мира),

адаптивная (защитная),

релаксационная (для снятия напряжения),

интегративная (объединяет народы, нации, государства),

социализации (включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими знаний, ценностей, норм поведения),

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.