Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Соотношение сознания и подсознания



Раздражитель, воздействуя на рецепторы, приводит к появле­нию афферентных сигналов, которые формируют в проекцион­ных областях коры электрические ответы, которые можно заре­гистрировать и у спящего организма. Следовательно, его распро­странение осуществляется без участия сознания. После оценки мозгом поступившей информации ответная реакция может про­текать по-разному. Если поступивший сигнал не несет какой-ли­бо существенной информации, то подсознание тормозит ответные реакции. В таком случае сигнал вызывает лишь первичный биоэлектрический ответ и вторичную биоэлектрическую актив­ность. Если при первичной оценке сигнала (протекающей на уровне подсознания) обнаружено, что он по своему характеру требует стандартного ответа, то возникает автоматизированная ответная реакция. Такой ответ организма не требует подключе­ния сознания и осуществляется на уровне подсознания. Если по­ступившая информация является важной и для ответной реакции требуется включения всей ЦНС, то еще на уровне подсознания в коре большого мозга формируется команда, вызывающая через ретикулярную формацию общую активацию мозга. Возникает десинхронизация ЭЭГ. В этом случае сигнал осознается, и ответная реакция на него протекает уже с участием сознания. Если в реак­цию вовлекается относительно небольшое количество нейронов коры и подкорки, то такие реакции протекают как подсознатель­ные. Если в ответную реакцию вовлекается вся гигантская систе­ма нейронных ансамблей коры и подкорки, то она осуществляет­ся с участием сознания. Подсознание оценивает любой, приходя­щий в мозг, сигнал не только во сне, но и при бодрствовании, яв­ляясь своеобразным первичным фильтром для всей поступающей в мозг информации. Вся ВНД человека постоянно протекает на двух уровнях — подсознания и сознания.

Сознание может отключаться от окружающей обстановки, оперировать абстрактными категориями, но связь организма и среды продолжает осуществляться на уровне подсознания. На уровне подсознания протекает и условно-рефлекторная регуля­ция внутренних органов здорового человека.

Физиология сна

Сон — физиологическое состояние, которое характеризуется потерей активных психических связей субъекта с окружающим его миром. Сон является жизненно необходимым для высших жи­вотных и человека. Длительное время считали, что сон представ­ляет собой отдых, необходимый для восстановления энергии кле­ток мозга после активного бодрствования. Однако оказалось, что активность мозга во время сна часто выше, чем во время бодрст­вования. Было установлено, что активность нейронов ряда струк­тур мозга во время сна существенно возрастает, т.е. сон — это ак­тивный физиологический процесс.

Рефлекторные реакции во время сна снижены. Спящий чело­век не реагирует на многие внешние воздействия, если они не имеют чрезмерной силы. Сон характеризуется фазовыми изме­нениями ВНД, которые особенно отчетливо проявляются при пе­реходе от бодрствования ко сну (уравнительная, парадоксальная, ультрапарадоксальная и наркотическая фазы). В наркотическую фазу животные перестают отвечать условно-рефлекторной реак­цией на любые условные раздражители. Сон сопровождается ря­дом характерных изменений вегетативных показателей и биоэле­ктрической активности мозга. Для состояния бодрствования ха­рактерной является низкоамплитудная высокочастотная ЭЭГ ак­тивность (бета-ритм). При закрывании глаз эта активность сменя­ется альфа-ритмом, происходит засыпание человека. В этот пери­од пробуждение происходит достаточно легко. Через некоторое время начинают возникать «веретена». Примерно через 30 мин стадия «веретен» сменяется стадией высокоамплитудных медлен­ных тета-волн. Пробуждение в эту стадию затруднено, она сопро­вождается рядом изменений вегетативных показателей: умень­шается частота сердечных сокращений, снижается кровяное дав­ление, температура тела и др. Стадия тета-волн сменяется стади­ей высокоамплитудных сверхмедленных дельта-волн. Дельта-сон — это период глубокого сна. Частота сердечных сокращений, артериальное давление, температура тела в эту фазу достигают минимальных значений. Медленноволновая стадия сна длится 1—1,5 часа и сменяется появлением на ЭЭГ низкоамплитудной высокочастотной активности, характерной для состояния бодрст­вования (бета-ритм), которая получила название парадоксально­го, или быстроволнового, сна. Таким образом, весь период сна де­лится на два состояния, которые сменяют друг Друга 6—7 раз в те­чение ночи: медленноволновой (ортодоксальный) сон и быстро-волновой (парадоксальный) сон. Если разбудить человека в фазу парадоксального сна, то он сообщает о сновидениях. Человек, проснувшись в фазу медленного сна, обычно не помнит сновиде­ний. Если человека во время сна избирательно лишать только па­радоксальной фазы сна, например, будить его, как только он пе­реходит в эту фазу, то это приводит к существенным нарушениям психической деятельности.

Теории сна. Гуморальная теория, в качестве причины сна рас­сматривает вещества, появляющиеся в крови при длительном бодрствовании. Доказательством этой теории служит экспери­мент, при котором бодрствующей собаке переливали кровь жи­вотного, лишенного сна в течение суток. Животное-реципиент немедленно засыпало. В настоящее время удалось идентифицировать некоторые гипногенные вещества, например пептид, вы­зывающий дельта-сон. Но гуморальные факторы не могут рассма­триваться как абсолютная причина возникновения сна. Об этом свидетельствуют наблюдения за поведением двух пар неразде­лившихся близнецов. У них разделение нервной системы произо­шло полностью, а системы кровообращения имели множество анастомозов. Эти близнецы могли спать в разное время: одна де­вочка, например, могла спать, а другая бодрствовала.

Подкорковая и корковая теории сна. При различных опухоле­вых или инфекционных поражениях подкорковых, особенно стволовых, образований мозга, у больных отмечаются различные нарушения сна — от бессонницы до длительного летаргического сна, что указывает на наличие подкорковых центров сна. При раз­дражении задних структур субталамуса и гипоталамуса живот­ные засыпали, а после прекращения раздражения они просыпа­лись, что указывает на наличие в этих структурах центров сна.

В лаборатории И.П.Павлова было установлено, что при дли­тельной выработке тонкого дифференцировочного торможения животные часто засыпали. Поэтому ученый рассматривал сон как следствие процессов внутреннего торможения, как углубленное, разлитое, распространившееся на оба полушария и ближайшую подкорку торможение (корковая теория сна).

Однако ряд фактов не могли объяснить ни корковая, ни под­корковая теории сна. Наблюдения за больными, у которых отсут­ствовали почти все виды чувствительности, показали, что такие больные впадают в состояние сна как только прерывается поток информации от действующих органов чувств. Например, у одно­го больного из всех органов чувств был сохранен только один глаз, закрытие которого погружало больного в состояние сна. Многие вопросы организации процессов сна получили объясне­ние с открытием восходящих активирующих влияний ретикуляр­ной формации ствола мозга на кору больших полушарий. Экспе­риментально было доказано, что сон возникает во всех случаях устранения восходящих активирующих влияний ретикулярной формации на кору мозга. Были установлены нисходящие влияния коры мозга на подкорковые образования. В бодрствующем состо­янии при наличии восходящих активирующих влияний ретику­лярной формации на кору мозга нейроны лобной коры тормозят активность нейронов центра сна заднего гипоталамуса. В состоя­нии сна, когда снижаются восходящие активирующие влияния ретикулярной формации на кору мозга, тормозные влияния лоб­ной коры на гипоталамические центры сна снижаются.

Между лимбико-гипоталамическими и ретикулярными структурами мозга имеются реципрокные отношения. При воз­буждении лимбико-гипоталамических структур мозга наблюдает­ся торможение структур ретикулярной формации ствола мозга и наоборот. При бодрствовании за счет потоков афферентации от органов чувств активируются структуры ретикулярной форма­ции, которые оказывают восходящее активирующее влияние на кору больших полушарий. При этом нейроны лобных отделов ко­ры оказывают нисходящие тормозные влияния на центры сна заднего гипоталамуса, что устраняет блокирующие влияния гипоталамических центров сна на ретикулярную формацию среднего мозга. При уменьшении потока сенсорной информации снижа­ются восходящие активирующие влияния ретикулярной форма­ции на кору мозга. В результате чего устраняются тормозные вли­яния лобной коры на нейроны центра сна заднего гипоталамуса, которые начинают еще активнее тормозить ретикулярную фор­мацию ствола мозга. В условиях блокады всех восходящих акти­вирующих влияний подкорковых образований на кору мозга на­блюдается медленноволновая стадия сна.

Гипоталамические центры за счет связей с лимбическими структурами мозга могут оказывать восходящие активирующие влияния на кору мозга при отсутствии влияний ретикулярной формации ствола мозга. Эти механизмы составляют корково-подкорковую теорию сна (П.К.Анохин), которая позволила объяс­нить все виды сна и его расстройства. Она исходит из того, что со­стояние сна связано с важнейшим механизмом — снижением восходящих активирующих влияний ретикулярной формации на кору мозга. Сон бескорковых животных и новорожденных детей объясняется слабой выраженностью нисходящих влияний лоб­ной коры на гипоталамические центры сна, которые при этих ус­ловиях находятся в активном состоянии и оказывают тормозное действие на нейроны ретикулярной формации ствола мозга. Сон новорожденного периодически прерывается только возбуждени­ем центра голода, расположенного в латеральных ядрах гипотала­муса, который тормозит активность центра сна. При этом созда­ются условия для поступления восходящих активирующих влия­ний ретикулярной формации в кору. Эта теория объясняет мно­гие расстройства сна. Бессонница, например, часто возникает как следствие перевозбуждения коры под влиянием курения, напря­женной творческой работы перед сном. При этом усиливаются нисходящие тормозные влияния нейронов лобной коры на гипо­таламические центры сна и подавляется механизм их блокирую­щего действия на ретикулярную формацию ствола мозга. Дли­тельный сон может наблюдаться при раздражении центров зад­него гипоталамуса сосудистым или опухолевым патологическим процессом. Возбужденные клетки центра сна непрерывно оказы­вают блокирующее влияние на нейроны ретикулярной формации ствола мозга.

Иногда во время сна наблюдается так называемое частичное бодрствование, которое объясняется наличием определенных каналов реверберации возбуждений между подкорковыми структу­рами и корой больших полушарий во время сна на фоне сниже­ния восходящих активирующих влияний ретикулярной форма­ции на кору мозга. Например, кормящая мать может крепко спать и не реагировать на сильные звуки, но она быстро просыпается даже при небольшом шевелении ребенка. В случае патологичес­ких изменений в том или ином органе усиленная импульсация от него может определять характер сновидений и быть своего рода предвестником заболевания, субъективные признаки которого еще не воспринимаются в состоянии бодрствования.

Фармакологический сон неадекватен по своим механизмам естественному сну. Снотворные препараты ограничивают актив­ность разных структур мозга — ретикулярной формации, гипота-ламической области, коры головного мозга. Это приводит к нару­шению естественных механизмов формирования стадий сна, на­рушению процесса консолидации памяти, переработки и усвое­ния информации.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.