Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Поэтапное развитие человека разумного

Положение человека в системе органического мира

ЦАРСТВО Животные

ПОДЦАРСТВО Многоклеточные

РАЗДЕЛ Двухсторонне-симметричные

ТИП Хордовые

ПОДТИП Позвоночные

ГРУППА Челюстноротые

КЛАСС Млекопитающие

ОТРЯД Приматы

ПОДОТРЯД Обезьяны

СЕКЦИЯ Узконосые

НАДСЕМЕЙСТВО Высшие узконосые или Гоминоиды

СЕМЕЙСТВО Гоминиды

РОД Человек

ВИД Человек разумный (Homo sapiens).

 

За истекшее время были сделаны выдающиеся открытия, в результате которых обнаружены многочисленные костные остатки ископаемых существ – промежуточных между обезьяним предком и современным человеком, которые позволяют считать, что формирование человека разумного как биологического вида происходило в четыре этапа:

 

1.Предшественники человека (парапитеки, дриопитеки, рамапитеки,

австралопитеки)

 

2.Древнейший человек (человек умелый, человек прямоходячий-

питекантроп, синантроп, гейдельбергский

человек и др.)

 

3.Дрейние люди (неандертальцы)

 

4.Человек современного типа (кроманьонец)

 

Поэтапное развитие человека разумного

 

Схема ( № 1 ) поэтапного развития человека разумного приведена ниже. Справа отмечены этапы развития ( I , II , III , IV ). Слева - эры и периоды развития жизни на земле. На каждом этапе дано время (в тыс. и млн. лет). Стрелками обозначены переходы от одного этапа к другому. Автором даны подробные описания каждого этапа.

 

 
 


Homo sapiens sapiens-

Ч Человек разумный разумный 40-50 тыс.лет

е Современный человек

т

в

е

р Первые современные люди около 100 тыс.лет IV

т. Homo (кроманьонцы)

К sapiens

п

е

р Древние люди 300 тыс.лет

и (неандертальцы) III

А о

д

 
 


II Homo erectus-человек прямоходящий

Древнейшие люди 1,5-1,9 млн.лет

п (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек и др.)

Й о

л.

 

т Homo habilis- 3 млн.лет II

р Человек умелый

Н е

т.

 

п Австралопитеки 10-12 млн.лет

е

О р.

 

Горилла,шимпанзе Рамапитеки 12-14 млн.лет

I

 

З п

о

л. 25 млн.лет Дриопитеки Гиббоны Орангутаны

О

т Проплиопитеки

р.

 
 


п 30 млн.лет Парапитеки

Й е

р I

М

Е 150 млн.лет Насекомоядные

З

 

 

Схема 1. «Родословная» человека разумного

 

Предшественники человека.

 

Около 150 млн. лет назад на Земле царствовали гигантские, покрытые чешуей рептилии, именуемые динозаврами. А у подножия деревьев охотились за насекомыми и прятались от грозных ящеров маленькие, мохнатые зверьки, которые и были древнейшими предками человека. Они были теплокровными.

Примерно 30 млн. лет назад выделилась группа небольших животных, которые жили на деревьях и питались растениями и насекомыми – парапитеки.

Около 25 млн. лет назад появились дриопитеки – древесные обезьяны. Территория на которой они обитали – Юг Азии, Европа, Африка. Ископаемые остатки почти не сохранились, но по фрагментам челюсти (которая была найдена в 1856 году во Франции и имела возраст 15-18 млн. лет) видно, что коренные зубы как у человека, клыки как у обезьян.

На Севере Индии были обнаружены ископаемые остатки человекообразных обезьян, названных рамапитеками (по имени индийского бога Рамы). Рамапитеки жили во второй половине третичного периода – 12-14 млн. лет назад. От них сохранились тоже лишь зубы да обломки челюстей, но судя по строению зубов, они более сходны с человеком, чем с человекообразными обезьянами. Жили рамапитеки на деревьях, возможно иногда спускались и совершали «пробежки» по земле.

 

Происхождение человека от обезьян, которые вели древесный образ жизни, предопределило строение человека разумного, что в свою очередь явилось анатомической основой его способности к труду и следовательно к дальнейшей социальной эволюции. Хватательные движения конечностей сформировали соответствующее строение кисти (большой палец руки противопоставлен остальным и находится под углом 90 градусов), а также развитие плечевого пояса, которое сформировалось когда животные совершали движения с размахом 180 градусов (с ветки на ветку). Грудная клетка становится широкой и уплощается в спинно-брюшном направлении ( у наземных животных она уплощена с боков!), сохраняется ключица ( у бегающих наземных животных она не развита). Для довольно быстрого перемещения по ветвям дерева необходима достаточно высокая степень ориентации в пространстве, которая зависит от развития головного мозга (ведь ему приходится быстро и много перерабатывать различной информации). В свою очередь, при передвижении по деревьям, необходимо точно определить расстояние до ближайшей точки опоры, что приводит к появлению бинокулярного зрения. Жизнь на деревьях способствовала ограничению плодовитости, следовательно за детенышем (реже двумя) велся тщательный уход. И последнее – жизнь в стаде гарантировала защиту от врагов. Таковы доказательства, что человек разумный произошел от древесных форм обезьяноподобных предков.

Хотелось бы вернуться к человекообразным обезьянам. 30 млн. лет назад от группы парапитеков отделились предки (проплиопитеки) гиббонов и орангутанов. Между собой у них много общего, хотя если сравнить их с человеком - больше отличий , чем у человека и шимпанзе. Это говорит о том, что они отделились от «человеческой» ветви намного раньше. В свою очередь гориллы и шимпанзе отделились от группы дриопитеков примерно 25 млн. лет назад, причем это две самостоятельные группы. У них сходства с человеком разумным намного больше , чем у остальных человекообразных обезьян.

 

 

Если доказано, что предками человека были древесные формы обезьян, тогда возникает вопрос: «Почему они спустились на землю? Что их заставило покинуть относительно безопасный мир, дающий к тому же достаточно пищи?» Давайте « вспомним» какие климатические условия были на Земле в те времена. Кайнозой делится на два неравных периода: третичный и четвертичный. В первой половине третичного периода были широко распространены леса тропического и субтропического типа – среда обитания древесных обезьян. Во второй половине третичного периода начинается великий процесс остепнения суши. Тропические и саванные леса, росшие некогда в умеренной зоне от Венгрии до Монголии, в связи с большей засушливостью климата сменились открытыми ландшафтами. Благодаря процессу остепнения суши суши, сокращения лесных площадей одни из форм человекообразных обезьян отступали в глубь лесов, другие спускались с деревьев на землю и стали завоевывать открытые пространства. Потомки последних являются люди. Беззащитные от холода и хищников, неспособные быстро бегать они смогли выжить только благодаря стадному образу жизни, а также использованию освободившихся от передвижения передних конечностей ( на двух конечностях передвигаться было легче , чем на четырех). Следовательно, решающим фактором перехода от обезьяны к человеку (по Энгельсу) явилось прямохождение.

В 1921 году в пустыне Калахари в Южной Африке, в одной из каменоломен были обнаружены кости черепа неизвестного существа, Анатом Р.Дарт установил, что они принадлежат детенышу ископаемой человекообразной обезьяны, названной позднее австралопитеком (от лат. аустралис – южный и греч. питекос – обезьяна).

В последующие несколько десятков лет в Южной Африке было обнаружено большое количество скелетных остатков (черепов, челюстей, костей таза и конечностей) австралопитековых.

Австралопитековые жили не в лесу, а на открытой местности типа саванны. Они представляли собой небольшие, медлительные и беззащитные перед хищниками существа. Вот почему им было важно заблаговременно увидеть приближающегося врага. Способность вставать прямо и оглядеться оказались для них жизненно необходимой. Большое значение прямохождение имело и для охоты. Для обезьянолюдей большое значение имели глаза: высоко поднимая голову и вглядываясь вдаль, можно было узнать гораздо больше, чем обнюхивая клочок пыльной травы.

Масса австралопитековых была от 20 до 50 кг., рост 120-150 см., череп сравнительно крупный, с более укороченным лицевым отделом, клыки не выступали за уровень соседних зубов и не были велики, масса головного мозга – 550 г. Они ходили на двух ногах (о чем говорит сходство строения их тазовых костей с человеческими), а руки были свободны. Выпрямившись обезьянолюди могли защищаться от хищников, швыряя камни и размахивая палками, а также использовать природные предметы как орудия добывания пищи. Найденные в пещерах австралопитековых кости копытных животных, в особенности антилоп, говорят, что они активно охотились и употребляли мясную пищу. Переход к мясной пище сыграл огромную роль в дальнейшей эволюции приматов. Ф. Энгельс отмечал, что «… человек не мог стать человеком без мясной пищи, и если в то или иное время употребление мясной пищи у всех известных народов влекло за собой даже людоедство…то сегодня это нас не касается». В настоящее время известно, что мясная пища доставляет организму необходимые аминокислоты (например, лизин, количество которого в большинстве видов злаковых, за исключением риса, ничтожно). Для обеспечения необходимого минимума аминокислот животное было бы вынуждено непрерывно поедать растительную пищу. Такая жизнь не может способствовать совершенствованию организма и развитию разума.

В последние годы открытия в Южной Африке рассеяли сомнения относительно места австралопитековых в родословной человека. В Эфиопии в долине реки Омо экспедиция при участии Л. Лики и его сына Р. Лики (1967-1971) обнаружила остатки австралопитековых в горизонте возрастом до 4 млн. лет. В 1970 году в Кении американская экспедиция обнаружила фрагмент нижней челюсти австралопитека древности – в 5,5 млн. лет! Это пока древнейшая находка австралопитековых на земном шаре. Одна из самых интересных находок была сделана в Эфиопии (600 км. От Аддис-Абебы) в 1973-1976 годах. Это знаменитая Люси – почти полный скелет женской особи австралопитековых, возрастом 3,1 млн. лет..

Австалопитековые: люди или обезьяны? Критерий «человечности» ископаемого примата – следы его деятельности в виде орудий труда. Человек отличается от животных созданием и применением орудий труда (Ф. Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»)

Основным материалом для изготовления орудий был кремень, В природе нет другого материала, такого же распространенного и обладающего такими же ценными для первобытной техники качествами: твердостью и способностью раскалываться. Там, где кремень отсутствовал или был труднодоступен, человек изготовлял орудия из кварцита, вулканического стекла и других материалов. Так вот – орудий, изготовленных австралопитековыми, не найдено! Поэтому вывод напрашивается сам собой: австралопитековые не изготавливали орудий и следовательно еще не были пока людьми. Правда, известный палеонтолог Г. Осборн еще в начале нашего века высказал предположение, что изготовлению каменных орудий у наших предков предшествовал период изготовления орудий из дерева и костей крупных животных. Однако эти орудия, в отличие от каменных, практически не сохранились до наших дней. Поэтому настаивать на том,что австралопитековые изготавливали орудия мы не можем и соответственно считать их людьми тоже не можем.

Дошедшие до нас наиболее древние каменные орудия, изготовленные из гальки, обнаружены вместе с остатками костей человека умелого ( Homo habilis ) в горизонте возрастом до 3 млн. лет (1959-1960 года экспедиция Р. Лики в Олдувайском ущелье в Танзании). Это дает основание считать человека умелого творцом очень ранней культуры каменного века – галечной, или олдувайской. Человек умелый переступил порог употребления природных объектов в качестве орудий к их искусственному изготовлению. На основе этого большинство исследователей считают его древнейшим из ныне известных обезьяноподобных людей, выделившихся из животного состояния.

Тот факт, что остатки человека умелого встречаются вместе с австралопитековой обезьяной позволяет предположить, что австралопитековые являлись добычей человека умелого, подобно другим животным, разбитые кости которых залегают в том же слое, что и остатки человека умелого.

Судя по ископаемым остаткам, человек умелый мало отличался от австралопитековых. Объем головного мозга составлял 650-680 см, что всего на 150 см превышал среднюю величину объема мозга австралопитековых. Человек умелый был немного выше, его рост достигал 135-150 см, осанка была, возможно, чуть прямее. Отчетливые морфологические отличия, вызванные трудовой деятельностью, появились лишь спустя очень большой промежуток времени, накопившись через многие поколения.

Таким образом, можно предположить, что первым человеком на Земле был человек умелый, сделавший первые искусственные орудия труда.

 

Древнейшие люди.

 

Спустя более миллиона лет после возникновения первых людей типа Homo habilis на Земле появились древнейшие люди Homo erectus – человек прямоходящий. Это питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек и другие формы.

Открытие Э. Дюбуа на острове Ява в 1960-х годах питекантропа – «недостающего» звена в родословной человека – было триумфом материалистической науки. Возраст яванских питекантропов 1,5-1,9 млн. лет.

Один из наиболее известных и выразительных представителей питекантропов – синантроп, или китайский питекантроп. Остатки синантропа открыты на севере Китая у селения Чжоу-Гой-Дянь, в 50 км от Пекина. Синантропы жили в небольшой пещере, которую они занимали, вероятно, сотни тысячелетий (только за такое время здесь могли накопиться отложения мощностью до 50 метров). В отложениях найдено много грубых каменных орудий. Интересно, что орудия, найденные в основании толщи, не отличаются от других орудий, обнаруженных в ее самых верхних слоях. Это свидетельствует об очень медленном развитии техники в начале человеческой истории. Синантропы поддерживали огонь в пещере.

Синантроп был одним из самых поздних и наиболее развитых древнейших людей; он существовал 300-500 тыс. лет назад.

В Европе достоверные и обстоятельно изученные костные остатки древнейших людей, близких по времени синантропу, найдены в четырех местах. Наиболее известна находка – массивная челюсть гейдельбергского человека, обнаруженная недалеко от г. Гейдельберг (ФРГ).

Питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек имели много общих черт и представляли собой географические варианты одного вида. Поэтому известный антрополог Ле Гро Кларк объединил их под общим названием Homo erectus (человек прямоходящий).

От своих предшественников человек прямоходящий отличался ростом, прямой осанкой, человеческой походкой. Средний рост синантропов составлял около 150 см у женщин и160 см у мужчин. Питекантропы Явы достигали 175 см. Рука древнего человека была более развитой, а стопа приобрела небольшой свод. Кости ног изменились, бедренный сустав сдвинулся к центру таза, позвоночник получил некоторый изгиб, что уравновешивало вертикальное положение туловища. Исходя из этих прогрессивных изменений в телосложении и росте древнейших человек и получил свое название – человек прямоходящий.

Homo erectus еще отличался от современного человека некоторыми существенными чертами: низким покатым лбом с надглазничными валиками, массивной, со скошенным подбородком и выступающей челюстью, плоским небольшим носом. Однако, как заметил один антрополог, они были первыми приматами, о которых, увидя их, вы сказали бы: «Это не человекообразные обезьяны, это несомненно люди».

От прочих своих предшественников, человек прямоходящий более всего отличался размерами и значительным усложнением структуры мозга и, как следствие этого – более сложным поведением. Объем головного мозга составлял 800-1400 см , наиболее развиты были доли мозга, управляющие высшей нервной деятельностью. Левое полушарие было больше правого, что, вероятно обязано более сильному развитию правой руки. Эта типично человеческая черта, обусловленная производством орудий, особенно сильно развита у синантропа.

Охота – основа образа жизни человека прямоходящего. Кости животных, орудия охоты, обнаруженные на стоянках древнейших людей, свидетельствуют о том, что это были терпеливые и предусмотрительные охотники, умевшие упорно ждать в засаде у зверинной тропы и совместно устраивать облавы на газелей, антилоп и даже гиганта саванн – слонов. Такие облавы требовали не только большой сноровки, но и использования приемов охотничей хитрости, основанной на знании повадок животных. Орудия для охоты человек прямоходящий изготовлял много искуснее своих предшественников (Ашельская культура). Некоторые из оббитых им камней тщательно придавалась нужная форма: заостренный конец, режущие края по обеим сторонам, размер камня подбирался точно по руке.

Но особенно важно, что человек прямоходящий умел замечать сезонные миграции животных и охотился там, где можно было рассчитывать на обильную добычу. Он научился запоминать ориентиры и, уйдя далеко далеко от стоянки, находить путь обратно. Охота постепенно перестала быть делом случая, а планировалась заранее древними охотниками. Необходимость следовать за кочующей дичью оказала глубокое воздействие на образ жизни человека прямоходящего. Он волей-неволей попадал в новые места обитания, набирался новых впечатлений и расширял свой опыт.

На основании особенностей строения черепа и шейного отдела позвоночника древнейших людей установлено, что их голосовой аппарат был не таким большим и гибким, как у современного человека, однако позволял издавать гораздо более сложные звуки, чем бормотание и визги современных обезьян. Можно предположить, что человек прямоходящий «говорил» очень медленно и с трудом. Главное, что он научился общаться при помощи символов и обозначать предметы комбинациями звуков. Значительную роль как средство общения между древнейшими людьми играли, вероятно, мимика и жесты. (Человеческое лицо очень подвижно, мы и теперь без слов понимаем эмоциональное состояние другого человека: восторг, радость, отвращение, гнев и т.д. – а также способны выражать конкретные мысли: соглашаться или отрицать, приветствовать, подзывать и др.)

Коллективная охота требовала не только речевого общения, но и способствовала развитию социальной организации, которая имела явно человеческий характер, так как опиралась на разделение труда между мужчинами-охотниками и женщинами-собирателями пищи.

Использование огня – огромное завоевание древнейшего человека. В пещере Чжоу-Гоу-Дянь, где найдены остатки синантропов и их многочисленные каменные орудия, обнаружены и следы огня: угли, пепел, обгоревшие камни. Очевидно, первые очаги горели более 500 тыс. лет назад. Умение пользоваться огнем позволило сделать пищу более усвояемой. К тому же жареную пищу легче жевать, а это не могло не отразиться на внешнем облике людей: зубы начали уменьшаться, нижняя челюсть уже не так выдавалась вперед, массивная костная структура, требовавшаяся для прикрепления мощных жевательных мышц, перестала быть необходимой. Лицо человека постепенно приобретало современные черты.

Огонь не только во много раз расширил источники питания, но и дал человечеству постоянную и надежную защиту от холода и от диких зверей. С появлением огня и очага возникло совершенно новое явление – пространство, строго предназначенное для людей. Собираясь у костра, несущего тепло и безопасность, люди могли изготовлять орудия труда, есть, спать, общаться друг с другом. Постепенно укрепилось ощущение «дома», места, где женщины могли ухаживать за детьми и куда мужчины возвращались с охоты.

Огонь сделал человека независимым от климата, позволил расселиться по поверхности Земли, сыграл важную роль в совершенствовании орудий труда.

Несмотря на широкое использование огня, человек прямоходящий очень долго не мог научиться добывать его, а может быть, до конца до конца своего существования так и не постиг этого секрета. «Огненные камни», например кремний и железный колчедан, среди остатков человека прямоходящего не найдены.

На этом этапе эволюции человека под контролем естественного отбора продолжают еще находиться многие физические особенности древнейших людей, связанные в первую очередь с развитием мозга и совершенствованием прямохождения. Однако наряду с биологическими факторами эволюции начинают зарождаться новые, социальные закономерности, которые со временем станут главнейшими в существовании человеческого общества.

Использование огня, охотничьи странствия, развитие способности к общению в какой-то мере подготовили распространение человека прямоходящего за пределы тропиков. Из Юго-Восточной Африки он перебрался в долину Нила, а оттуда на север по Восточному побережью Средиземного моря. Его остатки найдены еще восточнее – на острове Ява и в Китае. Каковы границы прародины Человечества, той территории, где совершилось выделение человека из животного состояния?

 

Прародина человечества.

 

 

В пользу африканской прародины человечества свидетельствуют многочисленные находки на юге и особенно на востоке Африки очень древних (до 5,5 млн. лет) остатков австралопитековых, человека умелого и древнейших каменных орудий. Существенное значение имеет и тот факт, что в Африке обитают наиболее близкие к человеку человекообразные обезьяны – шимпанзе и горилла. Ни в Азии, ни в Европе до сих пор не обнаружено такого полного эволюционного ряда приматов, как в Восточной Африке.

В пользу Южно-Азиатской прародины говорят находки дриопитеков и рамапитеков в Индии и Пакистане, остатки ископаемых человекообразных обезьян, близких к австралопитековым, обнаруженные в Южном Китае и на севере Индии, а также останки древнейших людей- питекантропов и синантропов.

Вместе с тем находки ископаемых остатков древнейших людей, сделанные в Германии, Венгрии, Чехословакии, свидетельствуют в пользу включения юга Европы в границы расселения древнейших людей. Об этом же говорит открытие в гроте Валлоне на юго-востоке Франции остатков охотничьего лагеря, имеющего древность до 700 тыс. лет. Огромный интерес представляет находка на северо-востоке Венгрии остатков рамапитековых обезьян, находившихся на пути гоминизации.

Итак, многие исследователи не отдают предпочтение ни одному из трех названных материков, считая, что превращение человекообразных обезьян в людей происходило в процессе их активного приспособления к самым разным и меняющимся условиям внешней среды. Вероятно, прародина человечества была довольно обширной, включала значительную территорию Африки, Южной Европы, Южной и Юго-Восточной Азии. Новые открытия костных остатков наших предков постоянно заставляют расширять границы предполагаемой прародины человечества. Следует отметить, что Америка и Австралия были заселены проникшими из Азии людьми современного физического типа не ранее 30-35 тыс. лет назад.

 

Древние люди.

 

Около 300 тыс. лет назад на территории Старого Света появились древние люди. Их называют неандертальцами, так как впервые остатки людей этого типа были найдены в ФРГ в долине Неандерталь вблизи Дюссельдорфа.

Первые находки неандертальцев относятся еще к середине 19 века и долгое время не привлекали внимание ученых. О них вспомнили только после выхода в свет книги Ч. Дарвина «Происхождение видов». Противники естественного происхождения человека отказывались видеть в этих находках остатки ископаемых людей, более примитивных, чем современный человек. Так, известный ученый Р. Вирхов считал, что костные остатки из долины Неандерталь принадлежат современному человеку, страдавшему рахитом и артритом. Сторонники Ч. Дарвина доказывали, что это ископаемые люди большой древности. Дальнейшее развитие науки подтвердило их правоту.

В настоящее время на территории Европы, Африки, Южной и Восточной Азии известно свыше 100 находок древних людей. На территории СССР костные остатки неандертальцев обнаружены в Крыму, в пещере Киик-Коба и в Южном Узбекистане, в пещере Тешик-Таш.

Физический тип неандертальца не был однородным. В настоящее время выделяют несколько групп древних людей. До 30-х годов 20 века хорошо были изучены поздние западноевропейские, или классические неандертальцы. Они характеризуются низким покатым лбом, мощным надглазничным валиком, сильно выступающим вперед лицом, отсутствием подбородочного выступа, крупными зубами. Рост их достигал 156-165 см, мускулатура была необычайно развита, на что указывает массивность костей скелета; крупная голова как бы втянута в плечи. Классические неандертальцы жили 60-50 тыс. лет назад. Существует гипотеза о том, что классические неандертальцы в целом были боковой ветвью эволюции, не имевшей прямого отношения к возникновению человека современного типа.

К настоящему времени накопились богатые сведения о других группах древних людей. Стало известно, что существовала другая форма неандертальцев (ранние западноевропейские неандертальцы) имевшие более прогрессивные по сравнению с классическими неандертальцами морфологические признаки: относительно высокий свод черепа, менее покатый лоб, менее выступающее вперед лицо и др. от них, вероятно, произошли так называемые прогрессивные неандертальцы, возраст которых около 50 тыс. лет. Судя по ископаемым костным остаткам, найденным в Палестине, Иране, древние люди этого типа были морфологически близки к современному человеку. Прогрессивные неандертальцы имели высокий свод черепа, высокий лоб, на нижней челюсти – подбородочный выступ. Объем их мозга почти не уступал мозгу современного человека. Слепки внутренней полости черепа свидетельствуют о том, что у них произошло дальнейшее разрастание некоторых специфических для человека зон коры больших полушарий, а именно тех, которые связаны с членораздельной речью и тонкими движениями. Это позволяет сделать предположение об усложнении у людей этого типа речи и мышления.

Все перечисленные факты дают основание считать неандертальцев переходной формой между древнейшими людьми типа Homo erectus и людьми современного физического типа. Другие группы, видимо были боковыми, вымершими ветвями эволюции. Вероятно, прогрессивные неандертальцы были непосредственными предками Homo sapiens.

Еще в большей степени, чем костные остатки, о генетической связи неандертальцев с современными людьми свидетельствуют следы их деятельности.

По мере того как численность неандертальцев увеличивалась, они распространялись за пределы областей, где обитал их предшественник – человек прямоходящий, в края нередко более холодные и суровые. Способность противостоять Великому оледенению говорит о значительном прогрессе неандертальцев по сравнению с древними людьми.

Каменные орудия неандертальцев были более разнообразны по назначению (Мустьерская культура): остроконечники, скребла, рубила. Однако с помощью таких орудий неандерталец не мог обеспечить себя в достаточном количестве мясной пищей, а глубокие снега и продолжительные зимы лишали его съедобных растений и ягод. Поэтому основным источником существования древних людей была коллективная облавная охота. Неандертальцы охотились более планомерно и целенаправленно и более крупными группами, чем их непосредственные предшественники. Среди окаменевших костей, найденных в остатках неандертальских костров, встречаются кости северных оленей, лошадей, слонов, медведей, зубров и мамонты.

Древние люди умели не только поддерживать, но и добывать огонь. В теплом климате они селились по берегам рек, под навесами скал, в холодном – в пещерах, которые им часто приходилось отвоевывать у пещерных медведей, львов, гиен.

Неандертальцы положили начало и другим видам деятельности, которые принято считать исключительно человеческими. У них возникло абстрактное понятие о загробной жизни. Они заботились о стариках и калеках, погребали своих умерших. С великой надеждой на жизнь после смерти они зародили живущую и в наши дни традицию провожать в последний путь своих близких цветами и ветками хвойных деревьев. Не исключено, что они сделали первые робкие шаги в области искусства и символических обозначений.

Однако тот факт, что неандертальцы находили в своем обществе место для стариков и калек, еще не означает, что они представляли собой идеал доброты и самоотверженно любили своих ближних. Раскопки их стоянок приносят немало данных, которые свидетельствуют о том, что они не только убивали, но и поедали друг друга (найдены обугленные человеческие кости, черепа, раздробленные у основания). Но каким бы свидетельством дикости не представлялся канибализм теперь, вероятно, он не преследовал чисто утилитарную цель. Голод приводил к канибализму очень редко. Причины его носили скорее магический, ритуальный характер. Возможно, существовало убеждение, что, отведав плоти врага, человек приобретает особую силу и мужество. А может черепа хранили в качестве трофеев или как почитаемые реликвии, оставшиеся от умерших.

Итак, неандертальцы разрабатывали разнообразные приемы труда и охоты, позволившие человеку выстоять в эпоху Великого оледенения. До полного статуса современного человека неандертальцу не хватает совсем немного. Систематики относят его виду Homo sapiens , т.е. к тому же виду, что и современного человека, но добавляя определение подвида – neanderthalensis – неандертальский человек. Название подвида указывает на некоторые отличия от полностью современного человека, теперь называемого Homo sapiens sapiens – человек разумный разумный.

Борьба за существование и естественный отбор играли заметную роль в эволюции неандертальцев. Об этом говорит низкая средняя продолжительность жизни древних людей. По данным французского антрополога А. Валуа и советского антрополога В.П. Алексеева, из 39 неандертальцев, черепа которых дошли до нас и были изучены, 38,5 % умерли в возрасте до 11 лет, 10,3 % - в возрасте 12-20 лет, 15,4 % - в возрасте 21-30 лет, 25,6 % - в возрасте 31-40 лет, 7,7 % - в возрасте 41-50 лет и только один человек – 2,5 % - умер в возрасте 51-60 лет. Эти цифры отражают огромную смертность людей древнего каменного века. Средняя длительность поколения лишь немного превышала 20 лет, т.е. древние люди умирали, едва успев оставить потомство. Особенно велика была смертность женщин, что, вероятно, обусловлено беременностью и родами, а также гораздо более длительным пребыванием в антисанитарных жилищах (теснота, сквозняки, гниющие отбросы).

Характерно, что неандертальцы страдали травматическими повреждениями, рахитом и ревматизмом. Но те из древних людей, которым удалось выжить в крайне суровой борьбе, отличались сильным телосложением, прогрессивным развитием мозга, руки и многими другими морфологическими признаками.

Хотя в результате большой смертности и малой продолжительности жизни период передачи накопленного опыта от одного поколения другому был очень коротким, влияние социальных факторов на развитие неандертальцев становится все сильнее. Коллективные действия уже в первобытном стаде древних людей играли решающую роль. В борьбе за существование побеждали те группы, которые успешно охотились и лучше обеспечивали себя пищей, заботились друг о друге, имели меньшую смертность детей и взрослых, лучше преодолевали тяжелые условия жизни.

Сплочению выделившихся из животного состояния коллективов способствовали мышление и речь. Развитие мышления и речи было непосредственно связано с трудом. В процессе трудовой практики человек все более овладевал окружающей природой, все лучше познавал окружающий его мир.

Некоторые исследователи высказали предположение, что неандертальцы, эти реликты ледниковой эпохи, сумели продержаться в сердце Азии, в привычном для них суровом климате, и в настоящее время представляют собой легендарных снежных людей. Несмотря на увлекательность гипотезы, ее нельзя принимать всерьез. Рассказы об огромных следах на снегу, оставленных якобы снежным человеком, или гигантских фигурах, скрывающихся за скалой, не могут рассматриваться как весомые доказательства.

Неандертальцев нет на Земле уже очень давно. Они исчезли около 40 тыс. лет назад, сменившись людьми нового типа.

Некоторые антропологи объясняют исчезновение неандертальцев повсеместным закономерным превращением их в людей современного физического типа под влиянием не только биологических, но и социальных факторов, способных придать этому процессу небывалое в природе ускорение.

Согласно другой точке зрения, о которой мы уже упоминали, потомками современных людей были прогрессивные неандертальцы, жившие в средней части обитаемого тогда мира (на территории Палестины и Ирана), на перекрестке всех потоков информации того времени. Палестинские неандертальцы были более близки к современному человеку физическим обликом. Иранские неандертальцы, так называемые «цветочные люди», из пещеры Шанидар, не будучи физически столь прогрессивными, как палестинские отличались от них более высоким уровнем духовной культуры, человеческим гуманизмом.

Благодаря бракам между соседними группами древних людей шел обмен физическими и поведенческими чертами. Поскольку система таких браков к этому времени, по-видимому, уже установилась, эволюционный сдвиг в одном месте рано или поздно проявлялся во всем сообществе и огромная раздробленная масса человечества поднималась к современности как единое целое. Примерно 30 тыс. лет назад изменения в основном завершились и мир уже населяли люди современного физического типа.

Таким образом, многие группы неандертальцев вымерли, не дав потомства в результате конкурентной борьбы с человеком современного физического типа, эволюционно более продвинутого и социально более прогрессивного. Советский антрополог Я.Я. Рогинский высказал предположение, что человек современного типа сформировался в какой-то области Старого Света, а затем распространился к периферии своего исходного ареала, смешался с местными формами других людей.

 

Современные люди.

 

Возникновение людей современного физического типа, сменивших древних людей, произошло относительно недавно, около 40 тыс. лет назад. Остатки ископаемых людей современного физического типа обнаружены в Европе, Африке, Австралии. В гроте Кроманьон во Франции было найдено сразу несколько их скелетов. По месту находки ископаемые люди современного типа были названы кроманьонцами. В нашей стране уникальные находки этих людей сделаны около Воронежа и Владимира.

У кроманьонцев был высокий лоб, отсутствовал массивный надглазничный валик. Нижняя челюсть имела такой же, как у нас подбородок. Этот признак связывают с развитием речевого аппарата. Объем головного мозга чуть больше чем у неандертальца – 1600 см , но строение его было более совершенным, сильнее развиты лобные доли. Кости скелета менее массивные и более тонкие, чем у неандертальца. У них вполне сформировались прямая походка и современная человеческая рука. В целом по своему физическому строению они почти не отличались от современных людей.

На протяжении десятков тысячелетий позднейшей человеческой истории, вплоть до настоящего времени, физическое строение человека уже не претерпевало заметных изменений. Вырабатывались новые трудовые навыки, новая культура, но строение человеческих костей, мускулов, их взаимосвязанность оставалась почти неизменными.

Время возникновения человека современного физического типа явилось, с точки зрения антропологов, а также и временем возникновения различных человеческих рас. Возникнув в Передней Азии, люди современного типа широко расселились по Ойкумене (совокупность областей земного шара, которые заселены человеком). Одна ветвь расселения людей была направлена в Юго-Восточную, Восточную, Северо-Восточную Азию, Австралию, Океанию. Воспользовавшись возникшим 40-50 тыс. лет назад берингийским мостом – перешейком суши между Северной Америкой и Северной Азией, эта ветвь проникла в Новый Свет - сначала в Северную, затем в Южную Америку. Так образовалась азиатско-американская (монголоидная) раса.

В другом направлении расселение людей шло на юг – в Африку, где сформировалась экваториальная (австрало-негроидная) раса. Третье направление – в Европу и Западную Азию – дало начало формирования европеоидной расе. Однако, по данным молекулярных биологов, расчленение на монголоидную и индо-европеоидно-негроидную расы имеет возраст до 100-120 тыс. лет, а дивергенция на негроидную и индо-европеоидную расы произошла позднее – около 80 тыс. лет назад.

Культуру кроманьонцев (Шательперонская культура) отличает огромное разнообразие форм орудий (ножи, копья, дротики, скребни, шилья, проколки и др.). Широко распространяются орудия из кости, техника изготовления каменных орудий усложняется. Разнообразие типов орудий говорит о сложной трудовой деятельности, в результате которой зависимость от природы уменьшалась. В это время человек умел сшивать шкуры животных и изготовлять из них одежду и жилье.

О первом расцвете таланта кроманьонцев повествуют древние пещеры Европы. Рисунки пещеры Ласко во Франции имеют возраст 17 тыс. лет. Это был конец ледникового периода, и по рисункам в Ласко и других пещерах Франции видим, как ледниковая фауна (шерстистый носорог, мамонт, северный олень) постепенно замещается фауной умеренной зоны (дикий бык, тур, зубр, благородный олень и т.д.) Пещера Альтамира в Испании покрыта фресками с изображениями оленей, зубров, туров. Люди смело проникали в черные туннели пещер, освещая дорогу огоньками каменных светильников с растопленным животным жиром. И там в отдельных проходах и залах, добираться до которых приходилось часами и нередко ползком, они покрывали стены рисунками. В качестве красок использовали красную, коричневую и желтую охру, а для черного цвета – древесный уголь и марганцевую руду. Кисточками служили палочки с расщепленными на волокна концами, Иногда рисунок просто выцарапывался. Изображались почти исключительно животные и даже целые охотничьи сцены; пейзаж полностью отсутствовал. Известны также костяные статуэтки людей, животных, украшения. Сравнительно недавно на Украине были открыты музыкальные инструменты из костей мамонта.

Точно известно, что побуждало этих людей рисовать. Некоторые рисунки, возможно, входили в культовый обряд или имели магическое назначение: изображения животных как бы заклинали природу помочь в охоте на них, другие – обучали охоте.

Искусство, как общественный вид деятельности, оказало серьезное влияние на эволюцию человека, потому что в искусстве происходит ярчайшее сочетание труда, мышления и речи. Многие произведения искусства, видимо, просто удовлетворяли зарождающиеся эстетические потребности первобытных людей, рисование само по себе давало им радость.

У неандертальцев начала зарождаться вера в сверхъестественное. Есть свидетельства появления у них медвежьего культа. Черепа пещерных медведей служили фетишами, объектами колдовских действий, из которых впоследствии развились религиозные верования и обряды.

О сложившейся первобытной религии можно говорить, начиная с кроманьонцев. Одной из первых форм религии был анимизм – вера в душу, в загробную жизнь души; с ним тесно связаны тотемизм и магия.

О возникновении анимизма свидетельствуют определенное положение скелетов в захоронениях, сложный обряд захоронения. Так, в погребениях находят орудия труда, предметы вооружения, большое число бус, подвесок. Нередко покойника посыпали красной охрой, символизирующей кровь или огонь.

С возникновением родового строя возник тотемизм – форма религиозных верований, характерная для охотничье-собирательских племен. Наиболее полно тотемические верования описаны у австралийцев и североамериканских индейцев. Родовые группы носят имена тотемных животных, растений, с которыми связаны различные формы пищевых и охотничьих запретов. Если на тотема разрешается охота, то после нее в торжественной культовой обстановке приносятся ему извинения за то, что сегодня его убили, совершаются очистительные обряды. Тотемные животные почитаются, в их честь совершаются празднества, их кости, лапы, хвосты, головы считаются священными фетишами, наделенными сверхъестественными свойствами.

Важным элементом первобытной религии стала магия, основанная на убеждении, что подобное замещает подобное. «Пусть живой зверь будет также пронзен копьем, как пронзено его изображение» - такова логика первобытной магии, о которой можно судить по наскальным изображениям бизонов, хищников, пронзенных копьями и гарпунами.

Первобытная религия – результат фантастического отражения в головах людей, господствующих над ними сил природы.

Завершается становление первобытного общества. Формируется матриархальное родовое общество. Широко распространяются женские статуэтки с подчеркнутыми признаками пола.

Итак, за последние 40 тыс. лет морфологический облик людей почти не изменился, тогда как культура их шагнула от каменных орудий до современной цивилизации. Это дает основание предположить, что человек сложился как биологический вид. Развитие его культуры перестало зависеть от морфологических изменений и стало всецело определятся социальными факторами.

Человек, как и любой биологический, формировался в процессе эволюции является результатом взаимосвязанного действия ее движущих сил. Он вышел из природы и остается ее частью. Организм человека развивается по общим для всех живых существ законам. Для поддержания жизнеспособности он нуждается в пище и кислороде. Как все живые организмы, он претерпевает изменения, растет, стареет и умирает. Процесс размножения у людей протекает аналогично этому процессу в живой природе, а в основе передачи признаков вида по наследству лежат универсальные для всего живого генетические закономерности.

Однако человеческий организм – это еще не человек в социальном смысле. Ребенок полностью изолированный от остальных людей, не научиться говорить, его мышление не разовьется. Человек становиться человеком только тогда, когда он развивается и живет в социальной среде. Это свидетельствует о том, что человек как качественно новое явление в природе, единственный вид на Земле вышел за пределы биологической эволюции.

У человека возникает особая не связанная с генетическими механизмами форма связи между поколениями – преемственность традиций, культуры, науки, знаний. Все это стало возможным благодаря развитию абстрактного мышления, речи, трудовой деятельности. Опыт, накопленный человеком в индивидуальной жизни, не исчезает вместе с ним, а вливается в общечеловеческую культуру.

На первых этапах антропогенеза естественный отбор имел решающее значение. Под его действием формировались морфологические особенности организации человеческого типа (мозг, кисти рук, прямохождение). При этом сначала шел отбор индивидуумов, более способных к изготовлению примитивных орудий для добывания пищи и защиты от врагов. Затем отбор расширил сферу действия, объектом его стали не только отдельные индивидуумы, но и лучше организованные целые группы (семьи или несколько семей) и даже целые племена.

Овладев культурой изготовления совершенных орудий труда, воспроизводством пищи, устройством жилищ, человек изолировал себя от неблагоприятных климатических факторов настолько, что вышел из под жесткого контроля естественного отбора и в значительной степени стал зависеть от социальных условий и воспитания. Вне человеческого общества само формирование специфических человеческих качеств стало невозможным. Благодаря воспитанию, передаче разнообразной информации человек получает то, что было завоевано его предками, обогащается опытом миллионов людей, живших до него.

Таким образом, формирование человека есть прежде всего становление общества. Антропогенез неотделим от социогенеза, вместе они составляют единый процесс становления человека и общества – антропосоциогенез, в котором ведущей стороной является социогенез.

 

Биологические Ослабление Социальные

Факторы биол. Факторов и факторы

усиление

социальн.факторов

 

           
     


……………………………………………………………………………..

Предок человека Переходные формы Человек

 

 

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ АНТРОПОГЕНЕЗА

 

1. Биологические факторы: наследственность, изменчивость.

борьба за существование, естественный отбор.

 

2. Социальные факторы: труд, общественный труд, общественный

образ жизни, возникновение второй сигнальной

системы (речь), сознание, воспитание,

образование.

 

 

Homo sapiens sapiens (человек разумный разумный) сформировался в процессе эволюции и внешне почти не изменился. Изготовление орудий труда из камня, меди, бронзы и железа. Объем головного мозга 1800 см . Рост в среднем 180-185 см.

 

 

Происходит ли в настоящее время эволюция человека как биологического вида?

 

Нередко приходится слышать о том, что в связи с социальным прогрессом и развитием медицины естественный отбор в современном человеческом обществе прекратился. Естественный отбор как основная и направляющая сила эволюции живой природы с возникновением общественной организации резко ослабляет свое действие и перестает быть ведущим эволюционным фактором. Однако неправильно полностью отрицать существование отбора в человеческом обществе. Отбор идет на всех стадиях онтогенеза современного человека. Он начинает действовать уже при образовании половых клеток, выбраковывая гаметы с нарушениями нормального механизма мейоза, некоторыми аномалиями хромосомного набора. Далее идет отбор по жизнеспособности и подвижности спермиев, по их выживаемости в половых путях женского организма, по способности оплодотворенной яйцеклетки к имплантации. Отторжение имплантированного зародыша на ранних стадиях беременности, гибель плода, мертворожденность по-прежнему остаются факторами отбора в человеческом обществе.

Около 10 % браков не приносят детей из-за мужского и женского бесплодия и других причин. Идет отбор (индивидуальный и групповой) в условиях контроля над рождаемостью в потенциально плодовитых парах. Часть из них сознательно отказывается от рождения детей, тем самым элиминируются из последующих поколений потомки особей со слабо развитыми родительскими инстинктами.

Подчинив себе окружающую среду, избавившись от многих болезней, люди тем не менее не создали и вряд ли смогут создать среду, в которой не действовал бы ни один из механизмов отбора.

В современном обществе действуют различные формы отбора. Стабилизирующий отбор поддерживает устойчивость физического облика человека. Наряду со стабилизирующим отбором в человеческом обществе действует и движущий отбор, который неизбежно связан с изменением признаков и свойств. К этой форме отбора приводит использование человеком сильнодействующих химических веществ (гербицидов, пестицидов, минеральных удобрений, лекарственных препаратов и других мутагенов), а также влияние радиации.

Таким образом, отбор в современном виде Homo sapiens происходит. Естественно, что формы отбора и его давление на каждом этапе человеческой истории различных, но отбор идет. Следовательно эволюция человека продолжается.

Единственным биологическим фактором, который по-видимому, потерял значение в эволюции человека, является изоляция. Раньше ее роль была огромной и эволюция человека шла путем дивергенции, возникли расы. Развитие технических средств перемещения породило постоянную миграцию людей. Несмотря на наличие государственных границ, религиозных, языковых и других барьеров, почти не осталось генетически изолированных групп населения. Нарушение изоляционных барьеров имеет большое значение для обогащения генофонда всего человечества. Волны численности также еще в недавнем прошлом играли заметную роль в развитии человечества. Вспомним эпидемии гриппа, холеры, чумы. Ныне численность людей на Земле постоянно растет, но не подвержена прежним резким колебаниям. Предполагается, что к середине 21 века она стабилизируется.

Единственный эволюционный фактор, который сохраняет большое значение в человеческом обществе, - мутационный процесс. Мутации в клетках человеческого организма возникают в основном с той же частотой, которая была характерна для него в прошлом. В некоторых районах нашей планеты темп мутационного процесса несколько повысился из-за загрязнения природы химическими веществами и радиацией. Мутации и генетические комбинации поддерживают генетическую уникальность каждого человека.

Каждый индивидуум неповторим. Эта неоднородность не есть преимущество одних перед другими, а связана с генетической и социальной неоднородностью популяций.

Бесспорно, некоторый минимум знаний должен быть усвоен каждым ребенком. Но при этом важно учитывать крайнее разнообразие людей и индивидуальность каждого человека.

Школьная программа справедливо рассчитана на основную массу учащихся. Но вместе с тем следует помнить, что около 2 % детей может пройти годичную программу за более короткий срок. Это не вундеркинды, а дети с более высокой реактивностью. Им нужно создавать возможность для более быстрого прохождения обязательного курса. Около 2 % школьников не успевают в течение года освоить программу. Если не понять, что это норма, а не паталогия, то можно у таких тугодумов развить комплекс неполноценности, хотя в их числе могут скрываться одаренные личности. Ч. Дарвин, например, был в школе в числе худших учеников, не блистал школьными успехами Л. Толстой.

Генетическая разнокачественность каждого человека основана на неповторимой комбинации десятков тысяч его генов, на их взаимодействии. Концепция популяционного разнообразия говорит о том, что для популяции в целом выгодна ее генетическая неоднородность. Математические способности одних людей, общелогические других, способности к эксперименту третьих, художественная одаренность четвертых, музыкальная – пятых позволили человечеству гигантскими шагами пройти за несколько тысячелетий путь, который при полном биологическом равенстве всех людей был бы просто немыслим.

Все современные люди на Земле имеют общее происхождение и составляют один вид – человек разумный. Это положение согласно подтверждают все данные палеонтологии, анатомии, физиологии и генетики человека: одинаковое строение головного мозга, стопы, руки, полное сходство кариотипов, неограниченные возможности скрещивания и плодовитость потомства, сходство групп крови и практически одинаковый уровень физического и умственного развития.

 

Человеческие расы.

 

 

В настоящее время на Земле проживает более 4 млрд. человек, говорящих более чем на 2,5 тыс. языках и отличающихся материальной и духовной культурой, а также наследственными физическими признаками: строением лица, пропорциями тела, цветом кожи, формой и цветом волос. По всем этим признакам современное человечество делится на три (по некоторым источникам) основные расы: экваториальной (австрало-негроидной, или черной), евразийской (еврапеоидной, или белой) и азиатско-американской (монголоидной, или желтой). Правда по некоторым источникам экваториальная раса подразделяется на две: африканскую и австралийскую. Поэтому в разных справочниках вы можете прочитать – четыре расы.

Расы (франц. «рас», итал. «разза» - род, порода) – исторически сложившиеся группы людей, характеризующиеся общностью наследственных физических особенностей (цвет кожи, волос, разреза глаз, строения век и т. п.). Человеческие расы близки к подвидам, т.е. различия между ними несущественны и человечество представляет собой единый биологический вид.

Каждая раса подразделяется на малые расы (вторичные расы), а затем на нации и народности.

Механизм образования рас человечества таков же, как и механизм возникновения внутривидовых группировок у животных. Эти расы сформировались в результате расселения людей неандертальского и кроманьонского типа, у которых в неодинаковых условиях климато-географической среды и изоляции стали складываться приспособительные расовые признаки и различия. Например, сильная пигментация кожи у австралоидов и негроидов служит защитным приспособлением от ожогов ультрафиолетовыми лучами, спирально закрученные волосы играют роль изолирующей воздушной прокладки, предохраняющей голову от перегрева, широкий нос быстрее охлаждает вдыхаемый воздух, а узкий, удлиненный, наоборот, быстрее согревает холодный. Монголоиды характеризуются плоским лицом, уменьшающим возможность обморожения, узкими глазами с жировой прослойкой в веках (защита от инсоляции и от мороза), редкой бородой, не способствующей конденсации влаги при дыхании.

Никаких существенных отличий между расами в умственных способностях, т.е. способностях к познанию, творческой и трудовой деятельности, нет, все расы биологически равноценны. Различия уровня культуры народов разных рас зависит не от биологических причин, а от общественно-экономических условий.

2000-3000 лет до н. э., когда народы Европы пребывали в состоянии первобытного варварства, народы других рас уже создали высочайшие цивилизации в Азии и Африке (Месопотамия, Индия, Китай, Египет). Более поздние цивилизации – Карфагена, Греции, Ирана, Рима, Аксума (в Эфиопии) – также возникли задолго до расцвета культуры у северных европейцев. Путем энтографических и археологических исследований обнаружено высокое развитие культуры у многих народов Африки до европейского вторжения и проникновения ислама: многочисленные древние города иорубов и гауссов, каменные сооружения крепостного типа негров банту, художественная бронза Бенина, огромные погребальные холмы с внутренними помещениями в долине реки Нигер. Человечество, все его расы принадлежат к единой стадии развития. Речевая и мыслительная деятельность, обеспечивающая способность к бесконечному продолжению культурного роста, - наследие, полученное от общего предка всеми ныне живущими расами.

Расоведение – раздел антропологии, изучающий человеческие расы (проблемы классификации современных рас, их географическое распространение, историю формирования).

Расизм – антинаучное учение о расах, основа которого – утверждение о физической и психической неполноценности низших и превосходстве высших рас. Высшие расы – созидатели цивилизации, призванные к господству; низшие – не способны к созиданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию. Расизм не признает единства происхождения рас, расценивает расовые отличия как видовые и даже родовые. Теория о делении рас на «высшие» и «низшие» служит для оправдания империалистических войн, колониальной политики и расовой дискриминации. В 19 веке колониальные захваты, завоевания азиатских и африканских народов шли под флагом расизма.

Расизм – официальная идеология фашизма, уничтожившего миллионы людей в лагерях смерти. Германские фашисты объявили высшей расой арийскую, а остальных, которых они собирались уничтожить, отнесли к неполноценным (славяне, евреи, цыгане, французы и т. д.). Сейчас в ЮАР, Зимбабве расизм используется для оправдания дискриминации коренного населения. Расистов можно встретить среди представителей любой расы; они стремятся доказать, что именно их раса стоит выше других. Расизм – это идеология и политика наиболее реакционных групп капиталистического общества, направленная на оправдание эксплуатации.

Кстати, первая расистская концепция была сформулирована в середине 19 века французом Ж.А. Гобино, который «высшей» расой признавал арийскую..

К расистским теориям примыкает социальный дарвинизм, мальтузианство, евгеника, сионизм и т. п. «лженауки».

Социальный дарвинизм - течение в буржуазном обществоведение 19-20 века, которое рассматривает биологические принципы естественного отбора, борьбы за существование наиболее приспособленных как определяющие факторы общественной жизни; представляет социальные конфликты как «естественные» и «неустранимые» (Г. Спенсер, Ж.В. Лапуж, Л. Вольтман, У. Беджгот, Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, У.Г. Самнер, А. Смолл, Э. Ферри).

Мальтузианство – буржуазная теория согласно которой положение трудящихся определяется не уровнем развития производительных сил и социальными условиями капиталистического строя, а «вечными» законами природы, обуславливающими отставание роста средств существования от роста народонаселения.

Безработица и бедственное положение рабочих при капитализме – результат «абсолютного избытка людей», которое может регулироваться эпидемиями, голодом, войнами, непосильным трудом.

Основоположником этой теории является английский экономист Мальтус.

Евгеника – теория о наследственном здоровье человека и путях его улучшения. Принципы евгеники были впервые сформулированы Гальтоном в 1869 году. Он преложил изучать влияния, которые могут улучшить наследственные качества (здоровье, умственные способности, одаренность) будущих поколений.

Прогрессивные ученые ставили перед евгеникой гуманные цели, однако ее идеи нередко использовались для оправдания расизма.

Несостоятельность всех этих лжеучений доказана всем ходом исторического развития человечества. Только один пример: быстрый рост экономики и культуры наблюдается у народов, сбросивших колониальный гнет в странах Азии, Африки, Латинской Америки.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.