Гигиенические требования к воздушной среде помещений
Совокупность физико-химических и биологических свойств воздуха, в частности в жилом помещении, называется микроклиматом.
В помещении, где долго находятся дети, воздух загрязняется продуктами жизнедеятельности - антропо-Выбросами (с вдыхаемым воздухом и выделениями коки), веществами бытовой химии (дезинфицирующие вещества, краски, лаки, отделочный материал и т.д.), В воздухе увеличивается количество углекислого газа. Предельно допустимая концентрация (ПДК) его в помещениях - 0,1 %. Уже при 0,08-процентном содержании углекислого газа в воздухе у детей младших групп изменяется самочувствие, происходит ослабление сердечной деятельности, повышение кровяного давления, возбуждение. Бактериальная обсемененность воздуха в закрытом помещении (дыхание, кашель, чихание) способствует заболеваниям детей гриппом, туберкулезом, скарлатиной, дифтерией, корью, коклюшем и т.д. Изменяются и электрические свойства воздуха: в чистом воздухе преимущество за легкими ионами, по мере загрязнения они оседают на пылевых частицах, связываются парами воды и превращаются в тяжелые, которые неблагоприятно влияют на нервную систему детей.
Изменение физических параметров воздушной среды влияет на теплообмен между организмом ребенка и окружающей атмосферой. Это приводит к нарушениям системы терморегуляции, обеспечивающей постоянство температуры тела. За счет тепло- и влаговыде-лений человека повышается температура и влажность воздуха. Сниженная температура с высокой влажностью вызывает усиление отдачи тепла из организма, что приводит к охлаждению и переохлаждению. Повышенная температура и высокая влажность ухудшает теплообмен организма и среды и может привести к перегреву.
Гигиенически нормальный воздух - необходимое условие хорошего самочувствия, высокой работоспособности детей. Необходимо внимательно следить за состоянием у детей полости рта и слизистых оболочек дыхательных путей: своевременно лечить зубы, ангины, хронические тонзиллиты, аденоиды.
Групповые комнаты должны хорошо освещаться солнцем, так как под воздействием ультрафиолетовых излучений многие болезнетворные микробы гибнут, а организм ребенка становится менее восприимчивым к заболеваниям.
На каждого дошкольника в групповой комнате должно приходиться 7,5-8 м3 воздуха. Это возможно тогдакогда площадь пола на одного ребенка в групповой комнате составляет 2,5 м2 при высоте помещения 3 м.
Обмен воздуха в помещениях. Природный обмен воздуха в помещениях происходит через поры строительного материала, щели в окнах, дверях под воздействием ветра и за счет рааницы давления внутри помещения и снаружи.
При отсутствии детей в помещениях проводится продувание или угловое проветривание через окна, фрамуги, форточки. Такое проветривание особенно необходимо после сна детей, приема пищи и во второй половине дня, когда воздух в помещении более загрязнен.
Продолжительность проветривания обусловливается температурой внешнего воздуха. Проветривание сквозняком при низких температурах воздуха (ниже - 20 °С) осуществляется 2-3 мин, при более теплой погоде - на протяжении 10-15 мин. Проветривание должно проводиться одновременно с влажной уборкой помещений и заканчиваться за 30 мин до прихода детей. В течение 30 мин свежий воздух прогревается до комнатной температуры. При проветривании температура воздуха в помещении не должна опускаться ниже + 12 ...+14 "С.
Для эффективного проветривания помещений до--.школьных учреждений за короткий отрезок времени (10-15 мин) площадь отверстия фрамуг должна составлять 1/50 площади пола комнаты {коэффициент проветривания). Эти помещения должны иметь не менее 2 фрамуг или форточек, каждая площадью 0,5 м2.
Правильно установленные фрамуги имеют значительное преимущество перед форточками (рис. 6.12). Фрамуги размещают в верхней части окна. При открытой фрамуге создается разница наружной и внутренней температур. При проветривании через фрамугу скорость движения и объем поступающего воздуха больше. Фрамуги должны иметь специальные приспособления (рычаги, шнуры и др.) для свободного открывания. В групповых комнатах рекомендуется оставлять на холодное время года незаклеенным одно окно, чтобы при необходимости возможно было быстро проветрить помещение.
Для поддержания нормального воздушного режима в дошкольных учреждениях оборудуется центральная вытяжная вентиляция. С ее помощью из помещения выводится загрязненный воздух. Центральная вытяжная система в туалетах, в кухне и изоляторах имеет отдельные шахты. Каждое вытяжное отверстие обеспечивается специальными жалюзи для регулирования оттока воздуха из помещений.
Воздухообмен в помещениях групповых комнат и спален осуществляется и через приточные каналы, которые размещаются в одной из наружных стен помещения. Свежий воздух в эти каналы проходит через специальные отверстия в наружной стене, обогревается радиаторами и через решетчатую филенку поступает в помещение. Приточные отверстия в канале обеспечены клапанами для регулирования потока воздуха. Уборка приточных каналов проводится каждый день влажным способом с обязательным обтиранием внутренних стен и радиаторов. Запрещается использовать приточные каналы для просушивания детской одежды и обуви.
Отопление. В дошкольных учреждениях отопление должно создавать условия, при которых детский организм находится в состоянии теплового равновесия. Тепловой комфорт ограничивается соответствующими температурными условиями в зависимости от возраста, состояния здоровья, вида деятельности и закаленности детей.
В помещениях, предназначенных для здоровых детей в возрасте от рождения до 7 лет, установлены соответствующие нормы температуры воздуха (табл. 6.1).
Залы для музыкальных и гимнастических занятий - 19
Буфетные - 16
Медицинские помещения - 22
Служебно-бытовые помещения - 18
Помещения детского творчества - 21
В городских детских дошкольных учреждениях используют центральное отопление (тепловые станции ТЭЦ с температурой нагревательных приборов 70 'С), которое обеспечивает равномерную отдачу тепла в помещения. Контролируют температуру воздуха в групповых и спальнях настенными термометрами, установленными на высоте 0,8-1,25 м от уровня пола.