Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

На излёте «холодной войны»



В начатой М.С. Горбачёвым и его командой Перестройке академик увидел «свет в конце тоннеля» – возможность осуществления идей, которым он безоглядно посвятил последние два десятилетия своей жизни. После возвращения из ссылки осенью 1986 Сахаров немедленно подключился к решению злободневных вопросов внутренней и внешней политики. Демократизация и либерализация в СССР, – утверждал он московском форуме «За безъядерный мир, за выживание человечества», – неразрывно связаны с экономическим и социальным прогрессом и с ослаблением пресса гонки вооружений. При этом учёный предупреждал американцев об опасности вынесения в космос систем ПРО, которые могут легко превращаться в оружие первого удара. Говорил, что человечество уже не может обойтись без ядерной энергетики, ратовал за безопасность АЭС и, учитывая урок Чернобыля, предложил размещать их глубоко под землёй.

Перестройка поначалу привела к фактическому триумфу идей А.Д. Сахарова. Его требование ликвидации военного противостояния блоков вследствие разницы экономического уклада, социальной структуры общества и идеологии было де-факто выполнено. Академик ревностно поддержал внешнеполитический курс первого и последнего президента СССР, всячески подчёркивая, что необходимой компонентой реформ должна быть их увязка с демократизацией общества и правами личности. В статье «Неизбежность перестройки» (март 1988) он отмечал, что последней стадией болезни «развитого социализма» явилась «эпоха застоя», куда привело как «отсутствие плюрализма в структуре власти, в экономике и идеологии», так и всесторонняя бюрократизация, при которой «все нити управления концентрируются в руках людей, обладающих властью в силу должности… и образующих особый социальный «бюрократический» слой» при отсутствии контроля снизу. Статья указывает на тревожное развитие различных форм коррупции и мафиозных групп в СССР, сросшихся с партийным и государственным аппаратом.

Узнаёте «вертикаль», заново воздвигнутую нынешней администрацией? Та же бюрократизация, рутина, застой… Имеется однако и разница не в пользу нынешнего положения вещей: Андрей Дмитриевич, немало пострадав от рук КГБ, отмечал всё же, что эта структура оказалась «почти единственной силой, не затронутой коррупцией и поэтому противостоящей мафии». Путин, придя к власти, умудрился пристегнуть спецслужбы к контролю над государственными корпорациями и вернул политический сыск.

Отмечал академик и такое явление, как приспособленчество интеллигенции к рутине авторитаризма. Указывал на нравственную и материальную мотивацию давно назревших реформ, заинтересованность каждого гражданина в успехе. Призывал к социальной справедливости, социальному равноправию – т.е. к решению тех проблем, которые довлеют и поныне в нашем якобы «социальном» государстве: бедность, низкие пенсии, продажность чиновников и полицейских, разгул национализма, жилищный вопрос, непрофессионализм и коррупция в армии, утечка мозгов и капиталов и т.д. По сей день актуален последний аккорд статьи: человечество выживет только на пути «глубоких геополитических, социально-экономических и идеологических изменений» в направлении «открытости общества, при достижении большего равновесия всех рас и народов не только юридически, но и в экономическом, культурном и социальном отношении. Нужно новое мышление человечества!».

 

М.С. Горбачёвым было сделано немало серьёзных шагов на пути к этому мышлению. В своем выступлении в 1989 г. в Страсбурге на Парламентской ассамблее Совета Европы президент СССР перечислил четыре важнейших элемента общеевропейского дома:

· коллективная безопасность взамен устрашения

· полная экономическая интеграция

· режим защиты окружающей среды

· гуманитарное измерение, с глубоким уважением к правам человека как центральному элементу европейской идентичности.

Из перечисленных пунктов лишь «полная экономическая интеграция» могла бы вызвать какие-либо гласные споры, если бы они были возможны. Тем не менее, возникает вопрос: что из достигнутых наработок тандема «Горбачёв – Сахаров» осталось в идеологии нынешнего режима, если только режим этот способен иметь какую-либо идеологию, помимо сохранения самого себя? Практически ничего, недаром обыватель, наглотавшись по ТВ официальной пропаганды в исполнении пушковых, мединских, рогозиных и прочих защитничков режима жуликов и воров, давным-давно проклял одного и начисто забыл другого.

Между тем, как отметил американский исследователь Стивен Коэн, именно Горбачев, придя к власти в 1985, «уже был решительно настроен добиваться не просто очередного ослабления западно-восточной напряженности, но отмены сорокалетней «холодной войны». На это у него были три причины. Он был уверен, что её наиболее опасный элемент, советско-американская ядерная гонка, представляет угрозу существованию человечества. Он хотел, чтобы Советский Союз стал неотъемлемой частью Запада, «общеевропейского дома», в который он включал и США. Кроме того, без существенного сокращения международной напряженности и экономических затрат на «холодную войну» Горбачев едва ли мог мобилизовать в стране политическую поддержку и ресурсы, необходимые для перестроечных преобразований» [3].

Начались переговоры по СНВ, на которых были достигнуты соглашения о сокращении ядерных потенциалов. Заговорили о предотвращении милитаризации космоса. Мировая общественность узнала о механизме, при котором создание односторонней оборонительной системы приводит к новому витку гонки вооружений.

 

В своих последних интервью незадолго до смерти, случившейся 14 декабря 1989, А.Д. Сахаров коснулся целого спектра больных проблем. О национализме: «Мы получили в наследство от сталинизма имперскую систему с имперской идеологией, и имперской политикой… Систему угнетения малых республик и малых национальных образований… Подобная система угнетала и большие народы…». При этом на плечи русского народа легла основная тяжесть «всех имперских амбиций, догматизма, авантюризма во внешней, во внутренней политике». Говоря о ядерном противостоянии, академик настаивал, что паритетное равновесие неустойчиво, и «неограниченное время сохранять мир на подобной основе невозможно». Следует идти к полному запрещению ядерного оружия, что возможно лишь в мировом сообществе государств, в которых произошли необратимые демократические перемены. К последним он относил, например, уменьшение возможности аппарата диктовать результаты выборов (!).

Учёный, по сути, склонялся к европейскому пути развития страны, освобождённой от пут тоталитаризма, предлагая при этом новую модель союзного государства. Настаивал на постепенности преобразований, осторожности в экономических реформах, всемерном учёте социального аспекта. Некоторые историки последнего периода отмечают, что безвременная кончина Сахарова сказалась на отходе лидеров демдвижения от приоритета социальных программ. Это, вкупе с другими факторами (августовский путч 1991, стремительный развал Союза и пр.), предопределило движение страны по пути «дикого либерализма» вызвавшего обнищание большинства населения, обогащение малой его части, реакцию и откат в авторитаризм. Приходится с сожалением констатировать: социал-демократические устремления Горбачёва, вкупе с «научно-демократическим методом» Сахарова, двигавшими страну в сторону Европейского Сообщества, были отброшены и забыты. На страну надели новые путы авторитаризма, социальные программы заторможены, европейский путь стал ругательным понятием, и вся мощь пропагандистской машины заряжена ныне на движение вспять к имперским ценностям.

Урок не впрок

Грянул новый век, новое тысячелетие, когда общая проблема выживания стала всё более остро зависеть от преодоления изначальной разобщённости человечества. Готовность выжить в качестве вида не всегда согласуется с устремлениями политиков, кто бы это ни был – религиозные фанатики, военные или дельцы, цепляющиеся за власть любой ценой, даже ценой балансирования на краю пропасти. Остаётся актуальной сахаровская идея о том, что любое действие, увеличивающее разобщённость человечества, является, по сути, безумием и преступлением.

В чём причина того, что идеи выдающегося ученого, которые в 70-80-е годы горячо обсуждались на просторах бывшего Советского Союза, постепенно и как бы незаметно оказались вытесненными на периферию общественного сознания? В самом деле, что общего с идеями Сахарова имеют жестокие войны на постсоветском пространстве (чего стоят чеченские кампании или, казалось, невозможная в принципе «маленькая молниеносная война» с Грузией 2008 г.!), разгул насилия в экономической, политической, и что не менее важно, в духовной сфере? Основа существования любого здорового общества — индивидуальная, личностная и (на основе первой!) общегражданская свобода. Но: «Нельзя освободить людей, если они внутренне несвободны» (Герцен). Отсюда — огромная роль, которую Сахаров отводил личным ценностным установкам каждого гражданина в отношении свободы.

Сахаров понимал, как важен приоритет нравственных ценностей над сиюминутными политическими интересами, за которыми зачастую кроется стремление захватить или сохранить власть. Он говорил, что демократия – это свобода выбора, а не воспроизводство себя во власти, и отвергал модные ныне идеи «неготовности» народа к демократии.

Провести полный расчёт с прошлым, осудить преступления коммунистического режима, убрать из общественного сознания ностальгию по сталинизму – именно такая линия послужила бы необратимости движения страны к демократии. Однако случилось другое, о чём политолог А.А. Пионтковский писал: «Отказ от сахаровского наследия стал нравственным и идеологическим самоубийством для российской интеллигенции, пошедшей во власть или в услужение власти» [4].

Сахаров как сторонник демократического социализма выступал против антагонистичного ему «тоталитарного бюрократического социализма», детища Сталина – так же как мы сегодня выступаем против «тоталитарного бюрократического госкапитализма», детища Путина.

Прекращение системного идеологического противостояния и переход к противостоянию «многополюсному» (по терминологии Путина-Лаврова), отбирающему огромные ресурсы у народа, является грандиозной мистификацией. Тем не менее, проблема решается её «снятием» – то есть не прямыми средствами. Отсутствие доверия, объявленное апологетами гонки вооружения как природное свойство человека, равно как и желание обладать большей или хотя бы паритетной силой, может быть снято появлением этого доверия и договором об объединённой системе безопасности.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.