Праздник тесно связан с водой и купанием в холодной воде. После службы в храме священники во главе многолюдной толпы отправляются к ближайшей реке или водоему, где намечено бросать в воду крест. Это захватывающее зрелище собирает не только верующих, но и толпы зевак. Вынимать крест из воды обычно готовятся молодые мужчины. Считается, что того, кто первым вынет из воды брошенный священником крест, весь год ждут успех и здоровье. Еще поверье гласит, что если крест замерзнет в воде, то урожай уродится на славу.
Девушки тоже по-своему принимают участие в этом празднике. Еще до восхода солнца они отправляются к колодцу или к ручью налить себе «крещеной» воды. У ручья они обмывают домашнюю икону и свои лица.
В народе праздники Богоявление и Иванов день называют «Водицы» из-за связи с водой.
Бабьи каши 8 января (просинца)- В этот день принято чествовать повивальных бабок. Им приносили подарки и угощения, водку, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Позднее православная церковь стала отмечать в этот день праздник иконы пресвятой Богородицы.
Старый Новый год или Васильев день
14 января (1 по старому стилю) -это Васильев день, весьма чтимый нашими предками. Желая напомнить что-нибудь былое, говорили: "а это было об Васильев день". Или - "он нанялся с Васильего дня до Евдокии" (то есть, с 1 января до 1 марта).
Для девиц Васильев день был васьма важным, считалось, что гадания на Васильев день всегда сбываются, и что бы по гаданию не вышло - то и произойдет. .
На Васильев день совершались и обряды малопонятного народного праздника. Из слов песен и причитаний можно узнать, что его название - авсень (или - овсень, усень, таусень, говсень). Что символизировал этот праздник, сказать трудно. Осталось от него три обряда - варение каши, засевание зерен и обряд хождения по домам.
Касьянов день отмечают в високосный год — 29 февраля.
Наши предки окрестили февральский довесок Касьяновым днем — по имени преподобного Кассиана Римлянина, чья память, согласно святцам, отмечается именно 29 февраля. Ох, нескладное имечко Касьян-Кассиан: в переводе означает “порожний”, “пустой”. Вот поэтому, наверное, к високосному дню издавна относились с настороженностью. Считалось, что до полудня лучше не выходить из дому, чтобы не встретить взгляд Касьяна в лице случайных прохожих и тебя не сглазили. Зато вторая половина дня абсолютно безобидна.
2) Зима резвится не только в лесу, а у нас на носу.
1) В марте существовали обряды, посвященные образу Кикиморы. Кикимора – это хозяйка избы, жена домового или лешего, в виде уродливой старухи маленького роста или девка с длинными черными волосами, белым лицом и черными глазами. В марте с крыш капает, днем солнце заметно пригревает. Начиналась подготовка к предстоящим полевым и огородным работам. Но вместо оттепелей случаются иногда морозы. Отмечали праздник «Сороки». Угощение птиц.
В апрелеземля преет. Весенние ручьи. Отмечали праздник «Благовещение» - день птиц. Женщины оканчивают прясть пряжу. Отбирают семена, готовят их к посеву. Пекут из теста лестницы, дарят друзьям и знакомым. Начинается половодье. Полая вода память о зиме уносит. Вывозят пчел на пасеки.
В маеначинаются весенние сельскохозяйственные работы, высаживают на грядки лук. На Егория первый раз выгоняют в поле скот. Пекли печенье – «козульки» в виде фигурок разных животных. С этого дня открывался сезон хороводов. Выкликали дождь, славили первый весенний гром. Начинали раннюю пахоту. Сбор березового сока. Начинали петь соловьи. Жгли в поле траву. В конце мая появляются комары. Праздник «Красная горка».
3) ЗАГАДКИ О ВЕСНЕ
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла ...
(весна)
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад -
Заглянул к нам месяц ...
(март)
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель -
В гости к нам пришел ...
(апрель)
Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край -
Нас теплом встречает...
(май)
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы ...
(скворечник)
.
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут ...
(гнездо)
Была белая да седая,
Пришла зеленая, молодая. (Зима и весна)
ПОГОВОРКИ О ЛЮБВИ:
Крестом любви не свяжешь.
Любовь начинается с глаз. Глазами влюбляются.
Любовь братская — союз христианский.
Любовь да совет — так и нуждочки (и горя) нет.
К милому и семь верст не околица.
Где совет (союз, любовь), там и свет.
Где любовь, там и напасть. Полюбив, нагорюешься.
Кого люблю, того и бью.
Куда сердце летит, туда око бежит.
С милым годок покажется за часок.
Любить друга — любить себя. В дружке себя любишь.
Любовь — кольцо, а у кольца нет конца.
С милым во любви жить хорошо. Живут душа в душу.
Нет лучше игры, как в переглядушки.
Как телята: где сойдутся, там и лижутся.
Лакома овца к соли, коза к воле, а девушка к новой любви.
Любовь зла, полюбит и козла.
Любовь не пожар, а загорится - не потушишь.
Совет да любовь, на этом свет стоит.
ПОГОВОРКИ О СЕМЬЕ:
В семье не без урода, а на урода все не в угоду.
На что и клад, коли в семье лад.
Будь жена хоть коза, лишь бы золотые рога.
Добрая семья прибавит разума-ума.
Жена мужа и не бьет, а под свой норов ведет.
Выбрала молодца, так уж после не пеняй на отца.
Бедному жениться и ночь коротка.
В своей семье не велик расчет.
Бедному зятю и тесть не рад.
Все выбирать - женатым не бывать.
Детки поспели отца без веку доспели.
Дай бог раз жениться, раз креститься и раз умирать.
Жениться - не напасть, как бы, женившись, пропасть.
Гладенькая головка отцу-матери не кормилица.
Брал жену денечек, а плакал годочек.
Добрую жену взять - ни скуки, ни горя не знать.
Жена приласкает, а мать пожалеет.
Злая жена сведет мужа с ума.
В своей семье и сам большой.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
ПОГОВОРКИ О РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА:
У кого детей много, тот не забыт от бога.
Сталась двоечка (т. е. чета), так будет и троечка.
Пошел весной заяц сам-друг в поле, а воротился сам-десят оттоле.
Бабенка не без ребенка. Не по-холосту живем: бог велел.
Живот болит, а детей родит. Горьки родины, да забывчивы.
Взяли ходины (бабку), не будут ли родины.
Не довелось бы ей скоро поросенка манить (от сказки).
Жена родит — муж песок боронит (от обычая).
Не крещен, так и Богдан (всех ребят до крещения зовут Богданами).
Бака на кашу зовет (т. е. на крестины).
Новорожденного принять в отцовскую рубаху, чтоб отец любил, и положить на косматый тулуп, чтоб был богат.
Первые детки — соколятки, последние — воро-нятки.
Первый сын богу, второй царю, третий себе на пропитание.
Задание 4:
1)
2)
3)
Поговорки и пословицы о ХЛЕБЕ
Без закваски хлеба не месят.
леб всему голова.
Хлеб в пути не тягость.
Хлеб везде хорош – и у нас и за морем.
Хлеб да вода – богатырская еда.
Хлеб да живот и без денег живет.
Хлеб да капуста лихого не попустят.
Хлеб да пирог и во сне добро.
Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо – за хлебом.
Хлеб с солью не бранится.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Хлеб-соль вместе, а рыбка в дель.
Хлеб-соль ешь, а правду режь.
Хлеб-соль – конец обеду.
Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.
Хлеб хлебу брат.
Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – и в полатях возьмет тоска.
Хлеба нет – и друзей и не бывало.
Хлеба нет – и корочки нет.
Хлеба ни куска – и в горле тоска.
Хлебу – мера, деньгам – счет.
Бог на стене, хлеб на столе.
Без хлеба святого всё приестся. Калач приестся, а хлеб никогда.
Без хлеба смерть, без соли смех.
Жатва поспела, и серп изострён.
Жатвы много, а делателей мало.
Поговорки и пословицы о РОДИНЕ
И кости по родине плачут.
Всяк кулик свое болото хвалит.
Свой быт милее.
Своя ноша не тянет, свой дым глаз не ест.
Родимая сторона — мать, чужая — мачеха.
Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.
С родной (родительской) земли — умри, не сходи!
Родных нет, а по родимой сторонке сердце ноет.
В своей земле никто пророком не бывает (не бывал).
Всякая сосна своему бору шумит (своему лесу весть подает).
Прощай, матушка Русь: я к теплу потянусь (говорит журавль на отлете).
Жернова говорят: в Киеве лучше, а ступа говорит: что тут, что там.
Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.
На чужбинке, словно в домовинке (и одиноко, и немо).
В каком народе живешь, того и обычья держись.
Милует бог и на своей стороне.
Лес к селу крест, а безлесье не угоже поместье.
За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
Город - царство, а деревня - рай. Москва - царство, а наша деревня - рай.
Где ни жить, только бы сыту быть.
И собака свою сторону знает.
И кулик чужу сторону знает. И журавль тепла ищет.
Живет Ерошка подле большой дорожки.
С родной сторонки и ворона (и собачка) мила.
Без корня и полынь не растет.
Одинку - где хлеб, там и угол. Одинокому - везде дом.
Поговорки и пословицы о ЗЕМЛЕ
Чья земля, того и хлеб.
Своя земля и в горсти мила
С огнем, водой, с ветром не дружись, а дружись с землей.
Где выросла сосна, там она и красна.
Задание 5:
1)
Свадебный обряд.
Вступление в брак рассматривалось крестьянами прежде всего как хозяйственный акт родства двух семей, преследующих взаимную выгоду, и получение одной из них новой работницы и продолжательницы рода.
С.О. делился на 3 основных обряда: 1 – предсвадебный цикл (сватовство, сговор, рукобитье или пропой, зарученье, девишник, баня). 2 – свадебный обряд (сборы и благословение невесты, приезд за невестой, венчание, свадебный пир). 3 – послесвадебный (бужение молодых, отводины или отгостки). Свадебные причитания – невеста должна был оплакивать свою долю, сожалеть о девичестве и счастливой жизни в родительском доме и выражать свою недоброжелательность по отношению к жениху и его семье. Всё это находило выражение в причете – поэт. жанре, предст. собой лирическое излияние, монолог большого эмоционального напряжения и проникновенности, в котором традиционные поэтические образы соединяются и развиваются при помощи импровизации в яркие контрастные картины счастливой девической и несчастной замужней жизни.
О свадьбах языческой Руси известно крайне мало. По мнению русского историка Н.М. Карамзина, древние славяне обычно покупали себе жен и как такового свадебного обряда не знали. От невесты требовалось лишь доказательство ее девственной непорочности. Статус жены приравнивался к статусу рабыни: на нее было возложены все заботы по хозяйству и воспитанию детей. При этом женщина не могла ни жаловаться на мужа, ни противоречить ему, высказывая полную покорность и послушание. После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила все семейство.
Летописец Нестор оставил свидетельства того, что нравы и обычаи древних славян разнились от племени к племени. Так, поляне отличались кротким и тихим нравом, уважали священные узы брака, который считали святой обязанностью между супругами. В семьях полян господствовали мир и целомудрие. Напротив, радимичи, вятичи, северяне и особенно древляне обладали диким нравом, жестокостью и необузданностью страстями. Они не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов. Древляне просто уводили или похищали приглянувшихся девиц. У радимичей, вятичей и северян вместо свадеб существовали "игры межи селы" ("игры между полей"), во время которых мужчины выбирали себе невест и безо всяких обрядов начинали с ними жить. Кроме всего прочего, среди древних славян было широко распространено многоженство.
Со временем обрядовая жизнь языческих славян усложнилась, обросла многочисленными верованиями и ритуалами, вокруг которых строился их каждодневный быт. Пантеон славянских богов постоянно расширялся, включая все новые и новые самобытные и заимствованные божества. Особым уважением среди молодых людей пользовался бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия — Ладо (Лада). Во время игрищ и плясок у воды, посвященных этому божеству, было распространено умыкание невест, которое, как правило, происходило по предварительному сговору. Новобрачные приносили жертвенные дары богу любви Помимо добровольного умыкания невест, у славян периода разложения первобытнообщинного строя появились такие брачные обряды, как плескание водой, вождение вокруг дуба, покупка жен и др.
3)
4)
5) Трагические события в Москве 3-4 октября 1993 г. Противостояние сторонников президента РФ Ельцина и сторонников Верховного Совета России, возглавляемого Хасбулатовым и Руцким, привело к кровавым столкновениям в Москве 3-4 октября.