Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Старый Новый год или Васильев день

Водосвятиеи 6 января

Праздник тесно связан с водой и купанием в холодной воде. После службы в храме священники во главе многолюдной толпы отправляются к ближайшей реке или водоему, где намечено бросать в воду крест. Это захватывающее зрелище собирает не только верующих, но и толпы зевак. Вынимать крест из воды обычно готовятся молодые мужчины. Считается, что того, кто первым вынет из воды брошенный священником крест, весь год ждут успех и здоровье. Еще поверье гласит, что если крест замерзнет в воде, то урожай уродится на славу.

 

Девушки тоже по-своему принимают участие в этом празднике. Еще до восхода солнца они отправляются к колодцу или к ручью налить себе «крещеной» воды. У ручья они обмывают домашнюю икону и свои лица.

В народе праздники Богоявление и Иванов день называют «Водицы» из-за связи с водой.

 

Бабьи каши 8 января (просинца)- В этот день принято чествовать повивальных бабок. Им приносили подарки и угощения, водку, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Позднее православная церковь стала отмечать в этот день праздник иконы пресвятой Богородицы.

 

Старый Новый год или Васильев день

14 января (1 по старому стилю) -это Васильев день, весьма чтимый нашими предками. Желая напомнить что-нибудь былое, говорили: "а это было об Васильев день". Или - "он нанялся с Васильего дня до Евдокии" (то есть, с 1 января до 1 марта).

 

Для девиц Васильев день был васьма важным, считалось, что гадания на Васильев день всегда сбываются, и что бы по гаданию не вышло - то и произойдет. .

 

На Васильев день совершались и обряды малопонятного народного праздника. Из слов песен и причитаний можно узнать, что его название - авсень (или - овсень, усень, таусень, говсень). Что символизировал этот праздник, сказать трудно. Осталось от него три обряда - варение каши, засевание зерен и обряд хождения по домам.

 

Касьянов день отмечают в високосный год — 29 февраля.

Наши предки окрестили февральский довесок Касьяновым днем — по имени преподобного Кассиана Римлянина, чья память, согласно святцам, отмечается именно 29 февраля. Ох, нескладное имечко Касьян-Кассиан: в переводе означает “порожний”, “пустой”. Вот поэтому, наверное, к високосному дню издавна относились с настороженностью. Считалось, что до полудня лучше не выходить из дому, чтобы не встретить взгляд Касьяна в лице случайных прохожих и тебя не сглазили. Зато вторая половина дня абсолютно безобидна.

2) Зима резвится не только в лесу, а у нас на носу.

Зимний денек с воробьиный скок.

Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет.

Зима - хранительница полей.

Зима без трех подзимков не живет

Зима лето пугает, да все равно тает.

Зима лето строит.

Если зимой тепло - летом будет холодно.

Зима холодная - лето теплое

. Зима снежная - лето дождливое. Зима морозная - лето жаркое.

Зимний снег глубокий - летом хлеб высокий.

Зима все найдет, что лето отложило.

Зима без снега, лето без хлеба.

В зимний холод - каждый молод.

Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.

Зима бредет понурив голову, лето бежит вприпрыжку.

Много снега - много хлеба.

Снег глубок - хлеб хорош.

Облака идут против ветра - будет снег.

Зима не без морозов.

Зиме да лету союзу нету.

Зимой с бороной, а летом в извозе.

Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

Зимою шубка не шутка.

Зима - не лето, в шубу одета.

Зима лодыря морозит.

Шубка зимой - не шутка.

Зима спросит, что летом припасено.

Зимой волка бойся, а летом мухи.

Зимой солнце сквозь слезы смеется.

Зимой тулуп всякому люб.

 

Задание 3:

1) В марте существовали обряды, посвященные образу Кикиморы. Кикимора – это хозяйка избы, жена домового или лешего, в виде уродливой старухи маленького роста или девка с длинными черными волосами, белым лицом и черными глазами. В марте с крыш капает, днем солнце заметно пригревает. Начиналась подготовка к предстоящим полевым и огородным работам. Но вместо оттепелей случаются иногда морозы. Отмечали праздник «Сороки». Угощение птиц.

 

В апрелеземля преет. Весенние ручьи. Отмечали праздник «Благовещение» - день птиц. Женщины оканчивают прясть пряжу. Отбирают семена, готовят их к посеву. Пекут из теста лестницы, дарят друзьям и знакомым. Начинается половодье. Полая вода память о зиме уносит. Вывозят пчел на пасеки.

 

В маеначинаются весенние сельскохозяйственные работы, высаживают на грядки лук. На Егория первый раз выгоняют в поле скот. Пекли печенье – «козульки» в виде фигурок разных животных. С этого дня открывался сезон хороводов. Выкликали дождь, славили первый весенний гром. Начинали раннюю пахоту. Сбор березового сока. Начинали петь соловьи. Жгли в поле траву. В конце мая появляются комары. Праздник «Красная горка».

3) ЗАГАДКИ О ВЕСНЕ

  • Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла ...

(весна)

  • Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад -

Заглянул к нам месяц ...

(март)

  • Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель -

В гости к нам пришел ...

(апрель)

  • Сад примерил белый цвет,

Соловей поет сонет,

В зелень наш оделся край -

Нас теплом встречает...

(май)

  • Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы ...

(скворечник)

  • .

Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут ...

(гнездо)

  • Была белая да седая,

Пришла зеленая, молодая. (Зима и весна)

 

ПОГОВОРКИ О ЛЮБВИ:

 

Крестом любви не свяжешь.

Любовь начинается с глаз. Глазами влюбляются.

Любовь братская — союз христианский.

Любовь да совет — так и нуждочки (и горя) нет.

К милому и семь верст не околица.

Где совет (союз, любовь), там и свет.

Где любовь, там и напасть. Полюбив, нагорюешься.

Кого люблю, того и бью.

Куда сердце летит, туда око бежит.

С милым годок покажется за часок.

Любить друга — любить себя. В дружке себя любишь.

Любовь — кольцо, а у кольца нет конца.

С милым во любви жить хорошо. Живут душа в душу.

Нет лучше игры, как в переглядушки.

Как телята: где сойдутся, там и лижутся.

Лакома овца к соли, коза к воле, а девушка к новой любви.

Любовь зла, полюбит и козла.

Любовь не пожар, а загорится - не потушишь.

Совет да любовь, на этом свет стоит.

 

ПОГОВОРКИ О СЕМЬЕ:

В семье не без урода, а на урода все не в угоду.

На что и клад, коли в семье лад.

Будь жена хоть коза, лишь бы золотые рога.

Добрая семья прибавит разума-ума.

Жена мужа и не бьет, а под свой норов ведет.

Выбрала молодца, так уж после не пеняй на отца.

Бедному жениться и ночь коротка.

В своей семье не велик расчет.

Бедному зятю и тесть не рад.

Все выбирать - женатым не бывать.

Детки поспели отца без веку доспели.

Дай бог раз жениться, раз креститься и раз умирать.

Жениться - не напасть, как бы, женившись, пропасть.

Гладенькая головка отцу-матери не кормилица.

Брал жену денечек, а плакал годочек.

Добрую жену взять - ни скуки, ни горя не знать.

Жена приласкает, а мать пожалеет.

Злая жена сведет мужа с ума.

В своей семье и сам большой.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

 

ПОГОВОРКИ О РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА:

У кого детей много, тот не забыт от бога.

Сталась двоечка (т. е. чета), так будет и троечка.

Пошел весной заяц сам-друг в поле, а воротился сам-десят оттоле.

Бабенка не без ребенка. Не по-холосту живем: бог велел.

Живот болит, а детей родит. Горьки родины, да забывчивы.

Взяли ходины (бабку), не будут ли родины.

Не довелось бы ей скоро поросенка манить (от сказки).

Жена родит — муж песок боронит (от обычая).

Не крещен, так и Богдан (всех ребят до крещения зовут Богданами).

Бака на кашу зовет (т. е. на крестины).

Новорожденного принять в отцовскую рубаху, чтоб отец любил, и положить на косматый тулуп, чтоб был богат.

Первые детки — соколятки, последние — воро-нятки.

Первый сын богу, второй царю, третий себе на пропитание.

 

Задание 4:

1)

2)

3)

Поговорки и пословицы о ХЛЕБЕ

Без закваски хлеба не месят.

леб всему голова.

Хлеб в пути не тягость.

Хлеб везде хорош – и у нас и за морем.

Хлеб да вода – богатырская еда.

Хлеб да живот и без денег живет.

Хлеб да капуста лихого не попустят.

Хлеб да пирог и во сне добро.

Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо – за хлебом.

Хлеб с солью не бранится.

Хлеб сердце человеку укрепит.

Хлеб-соль вместе, а рыбка в дель.

Хлеб-соль ешь, а правду режь.

Хлеб-соль – конец обеду.

Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.

Хлеб хлебу брат.

Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – и в полатях возьмет тоска.

Хлеба нет – и друзей и не бывало.

Хлеба нет – и корочки нет.

Хлеба ни куска – и в горле тоска.

Хлебу – мера, деньгам – счет.

Бог на стене, хлеб на столе.

Без хлеба святого всё приестся. Калач приестся, а хлеб никогда.

Без хлеба смерть, без соли смех.

Жатва поспела, и серп изострён.

Жатвы много, а делателей мало.

 

 

Поговорки и пословицы о РОДИНЕ

И кости по родине плачут.

Всяк кулик свое болото хвалит.

Свой быт милее.

Своя ноша не тянет, свой дым глаз не ест.

Родимая сторона — мать, чужая — мачеха.

Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.

С родной (родительской) земли — умри, не сходи!

Родных нет, а по родимой сторонке сердце ноет.

В своей земле никто пророком не бывает (не бывал).

Всякая сосна своему бору шумит (своему лесу весть подает).

Прощай, матушка Русь: я к теплу потянусь (говорит журавль на отлете).

Жернова говорят: в Киеве лучше, а ступа говорит: что тут, что там.

Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.

На чужбинке, словно в домовинке (и одиноко, и немо).

В каком народе живешь, того и обычья держись.

Милует бог и на своей стороне.

Лес к селу крест, а безлесье не угоже поместье.

За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.

Город - царство, а деревня - рай. Москва - царство, а наша деревня - рай.

Где ни жить, только бы сыту быть.

И собака свою сторону знает.

И кулик чужу сторону знает. И журавль тепла ищет.

Живет Ерошка подле большой дорожки.

С родной сторонки и ворона (и собачка) мила.

Без корня и полынь не растет.

Одинку - где хлеб, там и угол. Одинокому - везде дом.

 

Поговорки и пословицы о ЗЕМЛЕ

Чья земля, того и хлеб.

Своя земля и в горсти мила

С огнем, водой, с ветром не дружись, а дружись с землей.

Где выросла сосна, там она и красна.

 

Задание 5:

 

1)

Свадебный обряд.

Вступление в брак рассматривалось крестьянами прежде всего как хозяйственный акт родства двух семей, преследующих взаимную выгоду, и получение одной из них новой работницы и продолжательницы рода.

С.О. делился на 3 основных обряда: 1 – предсвадебный цикл (сватовство, сговор, рукобитье или пропой, зарученье, девишник, баня). 2 – свадебный обряд (сборы и благословение невесты, приезд за невестой, венчание, свадебный пир). 3 – послесвадебный (бужение молодых, отводины или отгостки). Свадебные причитания – невеста должна был оплакивать свою долю, сожалеть о девичестве и счастливой жизни в родительском доме и выражать свою недоброжелательность по отношению к жениху и его семье. Всё это находило выражение в причете – поэт. жанре, предст. собой лирическое излияние, монолог большого эмоционального напряжения и проникновенности, в котором традиционные поэтические образы соединяются и развиваются при помощи импровизации в яркие контрастные картины счастливой девической и несчастной замужней жизни.

О свадьбах языческой Руси известно крайне мало. По мнению русского историка Н.М. Карамзина, древние славяне обычно покупали себе жен и как такового свадебного обряда не знали. От невесты требовалось лишь доказательство ее девственной непорочности. Статус жены приравнивался к статусу рабыни: на нее было возложены все заботы по хозяйству и воспитанию детей. При этом женщина не могла ни жаловаться на мужа, ни противоречить ему, высказывая полную покорность и послушание. После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила все семейство.

Летописец Нестор оставил свидетельства того, что нравы и обычаи древних славян разнились от племени к племени. Так, поляне отличались кротким и тихим нравом, уважали священные узы брака, который считали святой обязанностью между супругами. В семьях полян господствовали мир и целомудрие. Напротив, радимичи, вятичи, северяне и особенно древляне обладали диким нравом, жестокостью и необузданностью страстями. Они не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов. Древляне просто уводили или похищали приглянувшихся девиц. У радимичей, вятичей и северян вместо свадеб существовали "игры межи селы" ("игры между полей"), во время которых мужчины выбирали себе невест и безо всяких обрядов начинали с ними жить. Кроме всего прочего, среди древних славян было широко распространено многоженство.

Со временем обрядовая жизнь языческих славян усложнилась, обросла многочисленными верованиями и ритуалами, вокруг которых строился их каждодневный быт. Пантеон славянских богов постоянно расширялся, включая все новые и новые самобытные и заимствованные божества. Особым уважением среди молодых людей пользовался бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия — Ладо (Лада). Во время игрищ и плясок у воды, посвященных этому божеству, было распространено умыкание невест, которое, как правило, происходило по предварительному сговору. Новобрачные приносили жертвенные дары богу любви Помимо добровольного умыкания невест, у славян периода разложения первобытнообщинного строя появились такие брачные обряды, как плескание водой, вождение вокруг дуба, покупка жен и др.

 

 

3)

4)

5) Трагические события в Москве 3-4 октября 1993 г. Противостояние сторонников президента РФ Ельцина и сторонников Верховного Совета России, возглавляемого Хасбулатовым и Руцким, привело к кровавым столкновениям в Москве 3-4 октября.

6)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.