Сядьте на стул напротив ребенка. Предъявите два одинаковых предмета и спросите: «Что у них общего?» или «Чем они схожи?» Помогайте ребенку описать, в чем схожесть между предметами: «Они оба – яблоки». Закрепляйте ответы. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных высказываниях без подсказок.
Отличные черты.
Сядьте на стул напротив ребенка. Предъявите два разных предмета и спросите: «Чем они отличаются?» Помогайте ребенку описать, в чем различие между предметами: «Одно – яблоко, а другое – мяч». Закрепляйте ответы. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных высказываниях без подсказок.
По очереди: общие и отличные.
Сядьте на стул напротив ребенка. Предъявите два одинаковых предмета, но с различными признаками. Например: два одинаковых мяча, но разной расцветки (синий и красный) и спросите: «Чем они отличаются?» или «Что у них общего?» Помогайте ребенку описать, в чем различие между предметами, а в чем сходство: «Один – синий, а другой – красный» или «Они оба – мячи». Закрепляйте ответы. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных высказываниях без подсказок.
Инструкция (1) «Что у них общего?» (2) «Чем они отличаются?» (3) Вразброс (1) и (2)
Ответ (1)Описывает схожесть между предметами (2) Описывает различие между предметами (3) Вразброс (1) и (2)
дата введения
дата усвоения
1. Общие черты
2. Различные черты
3. По очереди общие и различные
Еще когда ребенок научится подавать вам одинаковые предметы, можно вводить вопрос «Что в них общего?» Постепенно учите ребенка описывать несколько схожих/различных предметов. Например (про яблоко и карандаш): «Одно красное – ты можешь его съесть, другой синий – им рисуют». Учите видеть сходство и различие во внеучебной ситуации: «Посмотри на тех мальчиков. Они оба в шапках. А чем отличаются их шапки?» – «Одна – красная, другая – синяя».
Программа 88. Что общего и в чем отличие (вне поля зрения)
Сходство.
Сядьте на стул напротив ребенка. Добейтесь внимания и спросите: «Что общего между … и … ?» Например: «Что общего между яблоком и бананом?» Помогайте ребенку описать, в чем схожесть между предметами: «Они оба – фрукты». Закрепляйте ответы. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных высказываниях без подсказок.
Различие.
Сядьте на стул напротив ребенка. Добейтесь внимания и спросите: «В чем различие между … и … ?» Например: «В чем различие между яблоком и бананом?» Помогайте ребенку описать, в чем различие между предметами: «Одно – красное, другой – желтый». Закрепляйте ответы. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных высказываниях без подсказок.
По очереди.
Чередуйте вопросы № 1 и № 2. Помогайте ребенку описывать, в чем различие и чем сходство между предметам. Закрепляйте правильные ответы. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных высказываниях без подсказок.
Инструкция (1) «Что общего у … и …?» (2) «Чем отличаются … и … ?» (3) Вразброс (1) и (2)
Ответ (1)Описывает схожесть между предметами (2) Описывает различие между предметами (3) Вразброс (1) и (2)
дата введения
дата усвоения
1. Общие черты
2. Различные черты
3. По очереди общие и различные
Если есть трудности, сначала покажите ребенку предметы, а потом продолжайте упражнение, убрав их из виду.
Программа 89. Отвечает на вопрос «Какой/кто (и т.п.) из … »
Сядьте на стул напротив ребенка. Добейтесь внимания и задайте вопрос: «Кто из …?» Например: «Кто из них большой: слон или мышь?» Помогайте ребенку ответить на вопрос. Например: «Это слон» и закрепляйте ответы. Добивайтесь самостоятельного выполнения ваших инструкций, поощряя ребенка. В конце концов, одобрительно отзывайтесь только о самостоятельных высказываниях без подсказок.
Примерные вопросы «Кто/какой …?»
Ответ: Описывает «Кто...»
дата введения
дата усвоения
1. Кто из них маленький: слон или мышь?
2. Кто умеет плавать: птица или рыба?
3. Какую игрушку можно бросать: мозаику или мяч?
4. Что имеет сладкий вкус: конфеты или лимон?
5. Какое животное рычит: тигр или кошка?
6. Когда идет снег: зимой или летом?
7. Что ты носишь на голове: кроссовок или кепку?
8. На чем ты скачешь как на лошадке: на стуле или на машине?
9. Какое животное мягкое и пушистое: змея или кошка?