Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова
Институт профессионального образования
Кафедра теории и технологии обучения в высшей школе
Кафедра анестезиологии и реаниматологии
О.М. Коломиец, М.А. Выжигина, А.В. Алексеев
СБОРНИК СХЕМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 14.01.20
Дисциплина «АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАТОЛОГИЯ»
Раздел: «АНЕСТЕЗИЯ В ТОРАКАЛЬНОЙ ХИРУРГИИ»
Тема: «Анестезия при резекции легкого»
Клиническая задача. Пациент М., 56 лет. Диагноз: новообразование нижней доли правого легкого. Планируемый объем операции: торакотомия справа, нижняя лобэктомия справа. Необходимо оценить состояние пациента, определить срочность и риск операции и анестезии, назначить премедикацию. Принять решение о возможности проведении анестезиологического пособия и его варианте.
ОК-1(система знаний о структуре и содержании деятельности по решению клинических задач одного типа)
ПРОВЕСТИ ПРЕДОПЕРАЦИОННУЮ ПОДГОТОВКУ ПАЦИЕНТА К ОПЕРАЦИИ РЕЗЕКЦИИ ЛЕГКОГО
Мотив (потребность)учащегося: научиться организовывать свою деятельность по решению учебно-профессиональной практической задачи осознанно, без ошибок, самостоятельно.
Содер-е
Струк-
турные
этапы
Умение как деятельность
Знание
Владе-
ние
цель предмет метод/ средство, форма, доп. условия действия продукт
способиоперации результат
технология
I этап
ОРИЕН-
ТИРОВ-
КИ
Провести ориентировку в тексте задачи:
1.Выявить известные данные: - пациент, - хирургический диагноз, - объем планируемой операции.
2. Выяснить, что является искомым:
- оценка исходного состояния пациента;- срочность и риск оперативного вмешательства;- необходимость премедикации;- решение о возможности проведении анестезиологического пособия и его варианте
и поставить цель:
- оценить исходное состояние пациента;- выяснить срочность и риск оперативного вмешательства;- выяснить необходимость премедикации;- выбрать оптимальный вид анестезиологического пособия, оценить риски.
3.Определить скрытые данные (на основе анализа имеющихся у субъекта знаний):
…………………………………………………………………………………….……………………….……………………………………………………………………………………………………...…...……………
4. Построить предмет задачи, установив связи между искомым, скрытыми и известными данными:
1) исходное состояние пациента обуславливается основным диагнозом и сопутствующей патологией, и его оценкасвязана с проведением исследований;2) предоперационная подготовка обуславливается исходным состоянием пациента, наличием патологии, требующей терапии в предоперационном периоде, характером оперативного вмешательства и анестезиологического пособия. Возможность предоперационной подготовки обуславливается срочностью хирургического вмешательства;3) срочность оперативного вмешательства определяется хирургическим диагнозом и обозначается хирургом в предоперационном эпикризе;4) оптимальный вид анестезиологического пособия выбирается исходя из исходного состояния пациента, вида и срочности оперативного вмешательства;5) риск операции и анестезии обуславливается исходным состоянием пациента, срочностью и видом хирургического вмешательства, анестезиологического пособия и их физиологическими аспектами;6) добровольное информированное согласие дает пациент или его законный представитель исходя из полученной от анестезиолога информации о виде и степени риска анестезиологического пособия.
ОТ –1.1 «Классиф-я оперативн. вмешательств по срочности»ОТ -1.2 «Предопер. обследов-е пациента при резекции легкого»ОТ- 1.3 «Определ-е операц.-анестезиол. риска»
Навыком общения с пациентомНавыкомфизикального обследования пациентаНавыком интерпретациирезультатов исследований
II этап
ПЛА-
НИРО-
ВАНИЯ
Спланировать способ решения задачи - в соответствии с предметом подобрать:
- методики:
- ознакомление с предоперационным эпикризом;- проведение исследований и оценка результатов исследований и выявление патологии, требующей терапии в предоперационном периоде;- принятие решения о возможности предоперационной подготовки;- выбор оптимального вида анестезиологического пособия;- оценка риска операции и анестезии;- письменное добровольное информированное согласие пациента;
- средства:
- жалобы пациента, расспрос пациента, медицинская документация, физикальное обследование, результаты лабораторных и инструментальных исследований, заключения специалистов;- история болезни;- шкала риска операции и анестезии по ASA;- беседа с пациентом и форма информированного добровольного согласия на анестезию;
- формы:материальная, индивидуальная;
- действия операции выполнения каждого действия используемые знания:
1. Ознакомиться с предоперационным эпикризом.2. Провести оценку исходного состояния пациента на основе проведения исследования:2.1 собрать анамнез;2.2 провести объективное исследование;2.3провести оценку лабораторныхисследований и, в случае необходимости, назначить дополнительные;2.4 провести оценкуинструментальных исследований и, в случае необходимости, назначить дополнительные;2.5 ознакомиться с заключениями специалистов и, в случае необходимости, назначить дополнительные консультации специалистов.3. Определить риск операции и анестезии, используя знания об исходном состоянии, срочности, объеме и физиологических аспектах операции и анестезии.4. Выбрать оптимальный вид анестезиологического пособия.5. Информировать пациента о виде и степени риска анестезиологического пособия, получить письменное добровольное информированное согласие пациента на анестезию.6. В случае необходимости и возможности, назначить предоперационную подготовку и премедикацию.
ОТ-1.4 «Оценка функцион. состояния системы внешнего дыхания и риск резекции легкого»ОТ-1.5 «Физиолог. аспекты резекции легкого»ОТ-1.6 «Показания и противопоказания к раздельной вентиляции легких»
Навыком заполнения медицинской документации
III этап
ИСПОЛ-
НЕНИЯ
Исполнить намеченный план решения задачи и найти искомое:
1. Определено исходное состояние пациента.2. Определены срочность и риск оперативного вмешательства.3. Выяснена необходимость премедикации.
4. Пациент информирован о виде анестезии и степени риска и дал информированное согласие.5. Пациенту назначена необходимая предоперационная фармакологическая подготовка.
IV этап
САМО-
КОНТ-
РОЛЯ
Провести самоконтроль выполненного решения задачи всеми способами:
1.Выявить, были ли проведены все необходимые исследования для адекватного определения состояния пациента и риска анестезии и операции.2.Определить, имеются ли у пациента состояния, требующие терапии в предоперационном периоде.3.Выявить, позволяет ли срочность оперативного вмешательства провести предоперационную подготовку в полном объеме.4.Выявить, был ли определен риск операции и анестезии по ASA.5.Определить, дал ли пациент или его законный представитель добровольное информированное согласие.
Если не найденоотклонение, то:
Если найденоотклонение, то:
V этап
САМО-
ОЦЕНКИ
Провести самооценку допущенного отклонения:
1определить характер отклонения (неточность, серьезная ошибка, др.);
2определить причину отклонения (невнимательность, торопливость; непонимание; ошибки в ОТ, ОК; др.): - не были проведены все исследования по вине ……
VI этап
САМОКОР-
РЕКЦИИ
Провести самокоррекцию допущенного отклонения:- если позволяет срочность оперативного вмешательства, отложить операцию до проведения всех исследований;- сделать запись в истории болезни, по каким причинам исследование не было проведено, и начать анестезию в случае, если выставлены витальные показания к операции.
VII этап
РЕФЛЕК-
СИИ
Продукт деятельности:
Принято решение о возможности проведения пациенту резекции легкого с известным риском анестезии и операции. Выбран оптимальный вид анестезиологического пособия. От пациента получено письменное добровольное информированное согласие.
Результат - реализованный мотив: научился организовывать свою деятельность по решению учебно-профессиональной практической задачи осознанно, без ошибок, самостоятельно.