Модерация — целенаправленное управление групповымобсуждением или решением проблемы на основе организации процессовкоммуникации и принятия решения в группе.
Модератор— специалист в области организации процесса совместной работы группы приобсуждении или решении некоторой задачи или проблемы. Говорялапидарно, модератор — специалист по организации процесса сотрудничества в группе.При модерации групповой работы ондолжен организовать два процесса: процесс коммуникации в группе ипроцесс решения задачи (проблемы).
Модератор не является руководителем группы, который при обсуждении задачи имеет право принимать решения и распределять задания сотрудникам. Он не эксперт в области обсуждаемой проблемы, оценивающий правильность рассматриваемых вариантов решения. Он — нейтральный специалист по организации процессов целенаправленной коммуникации и принятия решения в группе.
Модератор не несет ответственности за содержание обсуждения.
За качество содержания и результат обсуждения отвечает модерируемая группа.
Модератор несет ответственность за качество процесса обсуждения и решения проблемы. Он должен обеспечить процесс и выполнение принятых группой правил обсуждения.
При работе в группе, как уже говорилось, участникам часто не хватает самодисциплины и самоорганизации, что приводит к потере времени, росту негативного напряжения и снижению конструктивности в обсуждении. В этом смысле наличие независимой и сторонней фигуры модератора само по себе обеспечивает позитивный эффект. Он влияет на группу как объективный внешний фактор, в присутствии которого остальные начинают смотреть на себя со стороны, «глазами объективного наблюдателя», и больше контролировать свое поведение и свои высказывания при обсуждении.
Одновременно с организацией совместного решения проблемы модератор своими действиями инициирует в группе процесс обучения, направленный на освоение методов и закрепление образцов поведения, улучшающих групповую атмосферу, формирующих отношения сотрудничества и повышающих эффективность работы. Хотя в ходе эффективной модерации эффект обучения и имеет место, он скорее вторичен. Обучение не является главной задачей модерации и модератора. Это задача тренинга и тренера.
В ходе модерации может происходить улучшение отношений в модерируемой группе. Однако перед модератором не стоит задача сформировать отношения. Его задача — довести группу до содержательного результата, которым может быть либо обмен информацией, либо оценка ситуации, либо сбор мнений и предложений, либо принятие решения по проблеме. Если при этом на основе эффективного процесса взаимодействия в группе сформируются доверительные отношения - значит, модерация прошла более чем успешно. Это косвенный и не обязательный продукт модерации, хотя часто весьма желательный. (Однако в случае модерации конфликта улучшение отношений — одна из основных задач модератора.)
ФУНКЦИИ МОДЕРАТОРА
В процессе коммуникации модератор должен:
· согласовать правила обсуждения;
· следить за соблюдением правил обсуждения;
· дать возможность высказаться всем;
· вовлекать в обсуждение пассивных участников;
· обеспечить равноправное рассмотрение всех точек зрения;
· уточнять и пояснять высказывания участников;
· обеспечивать понимание всеми обсуждаемых предложений;
· смягчать негативные высказывания участников;
· обобщать и резюмировать точки зрения и предложения;
· подводить промежуточные и окончательный итоги;
· сохранять нейтральность по отношению к разным точкам зрения;
· ...
•
В процессе принятия решения модератор должен:
· обеспечить понимание проблемы и задачи;
· согласовать в группе цель взаимодействия;
· соблюдать систематику в процессе поиска решения;
· собрать все аргументы за и против высказанных предложений;
· обсудить и зафиксировать общие критерии оценки вариантов;
· согласовать правила и процедуру принятия решения;
· обеспечивать процедуру принятия решения;
· согласовывать точки зрения, искать обобщающие формулировки;
· поощрять и предлагать интегральные решения;
· фиксировать принятые решения;
· проверять понимание участниками принятого решения и согласие с ним;
· ...
Если рассматривать работу модератора в рамках Целевого Цикла, то следует отметить, что модерация охватывает все его этапы, кроме этапа выполнения. Модерация — это организация сотрудничества в тех ситуациях, когда необходимо согласовать мнения и принять согласованное решение в ходе обсуждения какой-либо проблемы или задачи. Модератор организует взаимодействие в группе лишь в процессе коммуникации и принятия решения. Как только решение принято, планы согласованы и наступает этап их выполнения, модератор уступает место руководителю. У него нет полномочий организовывать оперативную работу, координировать действия исполнителей, поскольку в этом случае возникает необходимость принятия оперативных решений, на которые у модератора нет ни требуемых компетенций, ни необходимых полномочий. Организация и координация исполнения — это стихия руководителя.
Модерация становится необходимой только в том случае, когда на этапе выполнения ЦЦ предусмотрено обсуждение и принятие решений по какой-либо теме. Этап анализа ЦЦ, если он осуществляется в группе, также представляет собой совместную коммуникацию по оценке результата и процесса работы, а также принятие решений по этим двум аспектам (достигнут ли результат и насколько эффективно проходила работа). Поэтому на этапе анализа модерация тоже необходима.
Наиболее важное правило модерации — соблюдение нейтральности в обсуждении. В идеальном случае модератор не должен высказывать своего мнения по обсуждаемой теме. Однако в некоторых ситуациях, если он компетентен в рассматриваемой тематической области, он волен изложить свою точку зрения по проблеме. Но модератор не должен использовать «свое служебное положение» для ее отстаивания. Чем больше он отстаивает свое мнение, тем меньше группа признает его в роли модератора, тем труднее ему управлять процессом. Чем больше он концентрируется на содержании, тем больше он теряет контроль над процессом.
В этом случае он перестает быть модератором «по определению», поскольку нарушает главную заповедь — нейтральность, теряет главную свою функцию — управление процессом, и главное свое преимущество - доверие участников.
Таким образом, модератор не координирует действия, он координирует групповую коммуникацию и процесс принятия решений в ходе этой коммуникации.
Модератор не должен решать проблему, он должен организовать процесс решения. Задача модератора - помочь группе решить проблему, а не решать ее за группу. Цель модерации – реализовать потенциал каждого участника и добиться эффекта синергии и сотрудничества в группе.
ДИЗАЙН МОДЕРАЦИИ:
ВИЗУАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Распространенная банальность
В последние годы в практике модерации активно используется разработанная К. Клебертом, Е. Шрадером и В. Штаубом [Klebert, Schrader, Straub, 2002] концепция модерации работы групп, основанная на взаимопонимании. Особенно часто она применяется для модерации организационных сессий по решению проблем организации. Этот подход направлен на то, чтобы предоставить всем участникам равную возможность для высказывания своих идей и мнений. Он изменяет структуру обычной коммуникации в группе, когда говорит только руководитель или несколько наиболее активных участников, а остальные присутствуют в качестве наблюдателей. Подход основывается на том, чтобы вовлечь в обсуждение тех участников, которые не были включены в процесс постановки цели и принятия решения и поэтому оказались менее информированными, менее мотивированными и, как следствие, менее ответственно и активно работающими над их реализацией. При этом для структурирования обсуждения в группе используются визуальные средства: флипчарт, пинборд, карточки метаплана.
Основная идея заключается в том, чтобы обсуждать письменно. Члены группы представляют свои идеи в письменном виде и лучше понимают и запоминают идеи других, поскольку все мысли, возникающие в ходе обсуждения, визуализируются. Визуализация помогает наглядно представить процесс и структуру обсуждения, зафикси- ровать все предложения и договоренности.
Такая форма модерации используется как в учебных, рабочих и проблемных группах, так и для разрешения конфликтов. Она включает три основных элемента:
1. Профессиональный модератор, который управляет взаимодействием участников с помощью организации процесса принятия решения структурирования коммуникации и регулирования отношений.
· Группа руководитель и сотрудники, которые поставляют информацию, необходимую для решения проблемы, и принимают решения,
· Средства визуализации, такие как флипчарт, пинборд. карточки метаплана, которые позволяют представить содержание проблемы и процессы поиска решения и коммуникации в визуальной форме.
Каждая модерация нуждается в особом дизайне - в целенаправленном и структурированном процессе взаимодействия участников. Например, модерация обсуждения процесса перехода к использованию новой компьютерной программы для организации администрирования в компании может выглядеть следующим образом. Модератор предлагает участникам зафиксировать на карточках свои ответы на вопрос о цели изменений («Что должно улучшиться в результате перехода на новую программу»?) или об их предпочтениях («Какие модули программы наиболее важны для вас лично»?). Прикалывая на пинборд карточки с ответами, модератор с помощью уточняющих вопросов («Поясните, что конкретно имеется в виду»?) добивается того, чтобы все ответы оказались понятыми остальными участниками. Затем он просит группу структурировать карточки по содержанию таким образом, чтобы выявить основные темы, важные для всех. (Например, «формулирование критериев выбора» или «ранжирование дополнительных модулей программы по их важности».)
Если модератору удается выделить тематическую структуру ответов, он может сформировать подгруппы для работы над определенными темами. Он предлагает участникам выбрать темы и распределиться для работы над ними. Так образуются подгруппы, работающие параллельно над разными задачами. Иногда группы работают над одной и той же задачей. Это позволяет активно включить в работу большее число участников, в большой группе ведущих себя пассивно, и повысить разнообразие идей. Модератор следит за тем, чтобы подгруппы визуализировали результаты своей работы для их презентации всем остальным участникам. После завершения работы в подгруппах участники собираются вместе и представляют друг другу итог своей работы. Модератор управляет процессом принятия решения в группе по каждой из представляемых тем, обеспечивая вовлеченность и максимальное согласие всех участников.
Описанный процесс представляет собой типичный пример дизайна модерации с использованием визуализации, организующей коммуникацию в группе и ориентирующей ее на достижение взаимопонимания и решение проблемы.