Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Техники постановки вопросов



Вопросы — необходимый инструмент понимания и получения информации в фазе ориентации. Кажется, что вопросы — вещь полезная и понятная. В чем тут может быть сложность? Но, оказывается, вопрос вопросу рознь. В зависимости от того, какие вопросы, когда и, главное, как задаются, они могут иметь самые разные последствия.

Например, риторические вопросы - не вопросы вовсе. Это скорее средство привлечения внимания. И это не инструмент слушания и понимания, это инструмент говорения.

Другая ситуация — наш партнер задает нам один вопрос за другим, пытаясь что-то узнать, но цель его вопросов нам не ясна. Как бы мы отреагировали? Скорее всего, мы бы ответили на несколько из них, а потом желание отвечать пропало бы, и мы спросили бы его: «А что, вы, собственно говоря, хотите? К чему все эти вопросы?» Если нам непонятна цель задаваемых нам вопросов, они воспринимаются как угроза, как попытка узнать что-то у нас без нашего ведома, а значит, интерпретируются как возможность использовать это против нас. Это так называемая техника «Выспрашивание».

Вопросы полезны и необходимы. Но они должны задаваться адекватно. Если вопросы становятся выспрашиванием, то контакт разрывается, и ответы на них блокируются. Исправить положение несложно. Нужно только объяснить смысл вопросов и получить разрешение на них — «легитимизировать»: «Знаете, я понял не все, что было сказано. Можно мне уточнить некоторые аспекты?» — «Пожалуйста. С удовольствием поясню, если что-то неясно».

И пожалуйста, задавайте вопросы. Но только не переборщите. Все- таки вопросы всегда несут некоторый оттенок допроса. В большей или меньшей степени. И в этом их отличие от техник активного слушания.

Вопросы бывают разными не только по их «легитимности», но и по смыслу. Различают следующие виды вопросов:

Открытые вопросы. Это вопросы, предполагающие свободный ответ и не ограничивающие отвечающего. Они задают лишь тему, но не предлагают вариантов ответа. Эти вопросы способствуют более полному получению информации, поскольку партнер сам выбирает, что отвечать. В этом случае он отвечает на открытые вопросы. исходя из своих мотивов и своей логики рассуждений. В социоцентричной стратегии коммуникации именно они дают больше всего информации о партнере.

Примеры открытых вопросов: «Что же вы предлагаете в этом случае?»: «Что бы вы хотели делать?».

Гипотетические вопросы. Гипотетические вопросы представляют собой открытые вопросы, только применительно к некоторой заданной гипотетической ситуации. Цель этих вопросов — помочь нам и партнеру понять, действительно ли причины или мотивы соответствуют заявленным. Например, партнер говорит: «Это невозможно сделать, так у нас мало времени». Нам необходимо проверить, так ли это. Возможно, партнер ошибается. Либо есть другие причины или мотивы. Мы можем задать гипотетический вопрос: «А если бы у нас было достаточно времени, то было бы это возможно?» Если ответ «да», то мы установили истинную причину. Если ответ: «Скорее нет, так как...», — то мы выясняем другие причины. И тем самым достигаем большего понимания и взаимопонимания.

Альтернативные вопросы. Эти вопросы предлагают выбор из альтернатив и задаются для того, чтобы выбрать какие-либо из имеющихся или возможных вариантов, когда они определены (в частности, на основе открытых или гипотетических вопросов). Например, на высказывание партнера «Это невозможно, так как у нас нет времени» можно задать альтернативный вопрос: «Тогда что мы можем сделать: задержаться подольше и обсудить все сейчас или договориться о встрече на другой день?» Партнеру приходится выбирать или предлагать что-то иное.

Закрытые вопросы. В закрытых вопросах мы предлагаем один вариант ответа и спрашиваем партнера о согласии с ним. Эти вопросы предполагают однозначный ответ «да» или «нет» (согласен или не согласен) и помогают конкретизировать и зафиксировать информацию. уточнить правильность ее понимания. К сожалению, даже на конкретный и простой закрытый вопрос не всегда можно дать простой ответ «да» или «нет» («Полутона создают сумерки»). Тем более, что иногда сами вопросы не имеют смысла и построены на неверных допущениях. Если на вопрос о ком-то «Мужчина ли он?» вам ответят «Нет», это еще не означает, что этот кто-то — женщина. Вполне возможно, что он ребенок. Или домашний попугай. Вспомним хотя бы классический пример такого закрытого вопроса Карлсона к фрекен Бок: «Ты перестала пить коньяк по утрам, отвечай — да или нет?»

— Отвечай, да или нет, — прервала его фрекен Бок.Твоя мама сказала, что Карлсон должен у нас обедать?

— Во всяком случае, она хотела... — снова попытался уйти от прямого ответа Малыш, но фрекен Бок прервала его жестким окриком:

— Я сказала, отвечай — да или нет! На простой вопрос всегда можно ответить «да» или «нет», по-моему, это не трудно.

— Представь себе, трудно. — вмешался Карлсон.

— Я сейчас задам тебе простой вопрос, и ты сама в этом убедишься. Вот, слушай! Ты перестала пить коньяк по утрам, отвечайда или нет?

У фрекен Бок перехватило дыхание, казалось, она вот-вот упадет без чувств. Она хотела что-то сказать, но не могла вымолвить ни слова.

— Ну вот вам. — сказал Карлсон с торжеством.Повторяю свой вопрос: ты перестала пить коньяк по утрам?

— Да, да, конечно. — убежденно заверил Малыш, которому так хотелось помочь фрекен Бок. Но тут она совсем озверела.

— Нет! - закричала она. совсем потеряв голову. Малыш покрас­нел и подхватил, чтобы ее поддержать:

— Нет, нет, не перестала!

— Жаль. жаль.сказал Карлсон.

— Пьянство к добру не приводит.

Если говорить об эффективности задаваемых вопросов, то для получения более полной информации и большего понимания партнера стоит задавать их в определенной последовательности. Вначале имеет смысл задавать открытые вопросы, чтобы получить как можно больше информации. Альтернативные вопросы помогают нам уточнить ситуацию, если возможны различные варианты и нет ясности о предпочтении какого-либо из них. Затем стоит перейти к гипотетическим вопросам, чтобы перепроверить свои интерпретации и свое понимание. Закрытые вопросы окончательно фиксируют информацию и позволяют перейти к следующей теме.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.