Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СТРАТЕГИЯ СОТРУДНИЧАЮЩЕЙ КОММУНИКАЦИИ



 

Всегда легче кричать, чем слушать и понимать другого.

Иннокентий Смоктуновский

Я никогда не смогу убедить другого иначе как с помощью его собственных мыслей.

Иммануил Кант

 

 

Что такое стратегии коммуникации? Это внутренние установки нашего поведения в коммуникации, которые мы чаще всего не осознаем, но которые определяют наши стереотипные реакции во взаимодействии с партнером в разных ситуациях общения. Мы следуем этим установкам как неким внутренним правилам коммуникативного поведения. То есть это наши внутренние и неосознаваемые основные правила взаимодействия.

Существуют две принципиально различные стратегии коммуникации. Одна из ниx условно называется эгоцентричная стратегия (от лат. ego — я). Говоря лапидарно, это стратегия «От себя». В данной стратегии мы взаимодействуем с собеседником, оказываем воздействие или убеждаем его, исходя из своего взгляда на ситуацию, основываясь на своих аргументах, опираясь на свою логику рассуждений. Обычно эта стратегия проявляется в том, что мы общаемся с партнером монологично, пытаемся донести до него свои мысли, не добившись его внимания, не пытаясь понять его мнение и исходную позицию. В частности, мы начинаем убеждать партнера в своей правоте, не выслушав его аргументов, не разобравшись в ходе его рассуждений, не поняв его логики и мотивов. В стратегии «От себя» мы просто излагаем свои идеи и аргументируем их исходя из нашего понимания важности аргументов. Фактически, мы словно убеждаем собеседника, который похож на нас, думает так же, как мы, готов принять те же аргументы, которые приняли бы мы сами. Но часто проблема заключается в том, что аргументы, которые нам кажутся неопровержимыми, логика, которая нам кажется железной, и мотивы, которые нами воспринимаются как единственно обоснованные, на партнера не оказывают никакого воздействия. Просто потому, что он рассуждает совсем иначе, он видит иначе ситуацию, наши мотивы и аргументы имеют для него другую ценность. Поэтому часто наши усилия оказываются напрасными. Мы словно говорим на разных языках. Или даже словно находимся в разных мирах.

Наверное, каждому знакомо такое чувство, испытанное в некоторых ситуациях. Почему такое происходит? Потому что мы неосознанно исходим из того, что мы взаимодействуем с партнером, который «такой же, как мы». А значит, для него приемлемы те же аргументы, которые были бы логичны для нас. Хорошо, если нам повезло и это оказалось так. Но, увы, часто это иначе. Другой человек отличается от нас не только внешне. В стратегии «От себя» мы перекладываем работу по пониманию наших аргументов и отказу от своих рассуждений на партнера. Как бы «мы тебе объясним, а ты пойми и согласись с нами». И если партнер исходит из такой же стратегии, то мы просто не поймем друг друга. Каждый будет ожидать, что партнер согласится перейти на «его язык» и начнет говорить с ним на «его языке».

Эту стратегию может проиллюстрировать такой анекдот.

Одесский дворик, в котором играют дети. С балкона слышится крик: «Сева, Сева, домой!» - «Мама, мне, что, уже холодно?» — «Нет, ты уже хочешь кушать!»

Другая стратегия — социоцентричная (от лат. socius — принимающий участие, соучастник, собеседник, товарищ, компаньон, союзник), стратегия «От партнера». В этой стратегии мы не начинаем взаимодействие с партнером, не выяснив его позиции и логики, не поняв того, на каком языке он говорит. В частности, мы не пытаемся убедить партнера, начиная излагать ему свою позицию, свои рассуждения, свои аргументы. Мы начинаем убеждение (именно убеждение) с понимания его рассуждений, его логики, его мотивов и аргументов. Поняв ход его мысли, систему его логических построений и мотивов, поняв его личный «язык», на котором он думает и рассуждает. мы переходим на этот язык и начинаем говорить с ним на «его языке». Мы не вынуждаем его делать усилия и пытаться понять «наш язык». Мы используем его аргументы, его рассуждения, чтобы убедить его в нашей правоте. Либо убедиться самому в его правоте.

Если в стратегии «От себя» мы вначале говорим, а патом слушаем, то в стратегии «От партнера», мы вначале слушаем, а потом говорим. Социопентричная стратегия дает то преимущество, что партнер понимает нас лучше, поскольку мы используем « его слова», близкие и понятные ему мотивы, аргументы, образы. В стратегии «От партера» мы вначале получаем информацию, а потом даем ее, вначале понимаем аргументы партнера, а потом предлагаем свои. Но уже не любые и не такие, которые нравятся нам или были бы логичными для нас, а такие которые отвечают аргументам партнера, которые соответствуют его пониманию ситуации, которые он может принять. Это уменьшает количество споров и разногласий и увеличивает взаимопонимание. Стратегия «От партнера» - это стратегия сотрудничающей коммуникации. Она делает сотрудничество эффективным. Главный ее принцип — сначала понять и лишь затем быть понятым.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.