Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕХНОЛОГИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ



Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

А куда ты хочешь попасть? - ответил Кот.

Мне все равно...сказала Алиса.

Тогда все равно, куда и идти.заметил Кот.

...только бы попасть куда-нибудь. пояснила Алиса.

Куда-нибудь ты обязательно попадешь. - сказал Кот.Нужно только достаточно долго идти.

Льюис Кэрролл

 

 

Совместная цель — основа сотрудничества. Совместное целеполагание, постановка совместной цели — необходимое условие сотрудничества. Если на стадии постановки цели возникают разногласия и не удается сформулировать общую цель, то сотрудничество с самого начала оказывается обреченным на неудачу. Различные компромиссы в лучшем случае могут привести лишь к временному партнерству.

Если нет общей цели - нет и сотрудничества. Если же совместная цель сформулирована и каждый участник сотрудничества ее понимает и принимает, то любые другие трудности и даже конфликты преодолимы.

Сформулированные цели определяют поведение человека, фокусируя его на их достижении, даже если в конечном результат получается иным. В ситуации сотрудничества именно согласованные и совместно определенные цели являются тем самым полюсом притяжения, которые направляют стрелку компаса каждого участника в одну сторону, задают ориентир, с которым затем согласуются все индивидуальные и общие действия. При возникновении разногласий совместно сформулированная цель выступает в качестве критерия для оценки различных мнений и выбора правильного решения из множества вариантов, предлагаемых участниками.

Исследование КПД работы сотрудников различных компаний, проведенное в 2004-2005 годах компанией Microsoft в более чем 200 странах, показало, что среди причин, снижающих эффективность работы и приводящих к потере рабочего времени, 32% европейских участников опроса указали нечетко поставленные цели. Количество российских сотрудников, указавших нечеткую постановку целей в качестве причины неэффективности работы, составило 49% [http://www.klerk.ru]. На важность целеполагания в менеджменте указывает Эдвин Локк, работы которого считаются основополагающими в данной области. Он отмечает, что наличие и понимание сотрудником конечной цели деятельности мотивирует его не только вследствие ожидаемого вознаграждения, но и в силу наличия у людей самостоятельного мотива достижения цели, мотива завершения действий. Не только выгода от достижения цели, но и само наличие цели вызывает желание ее достичь, выступает в качестве мотива действий. Стремление к достижению цели, если она сформулирована, и удовлетворение от ее достижения — один из важных мотиваторов и объединяющих факторов сотрудничества.

Э. Локк описывает последовательность действий по достижению цели в виде модели, которая выходит за рамки собственно процесса постановки цели и представляет собой последовательность действий по постановке и достижению цели.

 

Рис. 23. Схема целеполагания по Э. Локку

Теория целеполагания Локка позволяет сформулировать практические рекомендации по мотивации сотрудников с помощью постановки целей. При этом особое значение придается именно вовлечению сотрудников в постановку целей, то есть создаются условия для сотрудничества. Дальнейшее применение эта теория нашла в концепции управления по целям (Management By Objectives), где большое внимание уделяется совместному целеполаганию руководителя и подчиненного, то есть их сотрудничеству в процессе по­становки и достижения цели.

На основе концепции целеполагания Э. Локка были сделаны некоторые практические рекомендации для менеджеров по мотивации сотрудников [Лютенс. 1999]:

1.Сотрудник лучше выполняет задания, цель которых он понимает. Поэтому при постановке задачи необходимо объяснять, для чего она решается и к каким последствиям приведет ее решение или его отсутствие.

2.Конкретно сформулированные цели лучше неопределенных желаний и общих формулировок задач. Конкретная формулировка задачи с использованием четких и измеримых критериев («Нужно продать в этом году на S 100 ООО больше») гораздо понятнее расплывчатых высказываний («Нужно сделать больше, чем в прошлом году»),

3.Трудные, но достижимые цели лучше легких, обычных или, наоборот, очень сложных. Они мотивируют тем, что требуют некоторых дополнительных усилий и энергии, но не вызывают фрустрации и разочарования, как очень трудные цели. Легкие цели рутинны, что снижает интерес к ним, а это, в свою очередь, демотивирует.

4.Цели, осознанно поставленные перед собой, или цели, в формулировке которых человек принимал участие и которые разделяет, лучше целей, поставленных кем-то другим. Сотрудник лучше понимает их, считает эти цели своими и стремится к ним, действуя творчески. Чужие цели меньше связаны с личными желаниями и меньше мотивируют.

5.Регулярная и объективная обратная связь, которая информирует о продвижении к цели, лучше, чем ее отсутствие. Она позволяет оценить степень приближения к цели. С другой стороны, ее предоставление сотруднику свидетельствует о его значимости для достижения цели, что воспринимается им как поощрение.

Как видно из изложенного выше, целеполагание в ситуации сотрудничества — не только интеллектуальный процесс. В него включаются все участники, а это предполагает не только формулировку цели, но и ее согласование, а значит, и коммуникативный процесс. При их участии в этом процессе эффективность целеполагания возрастает как в содержательном аспекте когда дополнительная информация и идеи улучшают качество самой цели, так и в эмоционально-мотивационном аспекте, когда сопричастность к постановке цели и учет интересов всех повышают мотивацию каждого по ее достижению и сотрудничеству в целом. Отсюда следует практический вывод: для повышения степени сотрудничества в подразделении необходимо стремиться к привлечению его сотрудников к совместному формулированию целей подразделения. Это же относится к организации в целом.


 

ФУНКЦИИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Цель — это путь во времени.

Карл Ясперс

 

 

В ситуации сотрудничества цель выполняет три основные функции:

1. направляющая;

2. мотивирующая;

3. организующая.

Эти функции присущи цели вне зависимости от ситуации менеджмента и стиля управления. Однако в ситуации сотрудничества они выражены более значимо. При этом еще большее значение для эффективности деятельности имеет совместное целеполагание. Особую важность совместное целеполагание имеет при работе в команде, где оно играет командообразующую роль, объединяя людей в команду и сплачивая их.

Направляющая функция выражается в том, что четко сформулированная цель позволяет направить всю деятельность партнеров или команды (и каждого ее члена) на достижение обшей цели, дает возможность сличать свои действия с заданными целью параметрами и корректировать их в случае отклонения. Параметры цели и четко сформулированный конечный результат выступают в роли объективных и принятых всеми критериев оценки альтернатив и разногласий при их возникновении, что позволяет избежать межличностных конфликтов в команде. Наличие цели запускает механизм самоконтроля, когда каждый член команды сам сверяет свои действия с целью и корректирует их. Благодаря цели действия членов команды становятся более согласованными независимо от взаимоотношений между ними. Цель направляет их деятельность аналогично тому, как электромагнитное поле организует моток заряженных частиц.

Мотивирующая функция цели означает, что наличие и понимание цели делает работу осмысленной, а значит, более мотивированной. Кроме того, как уже говорилось, людей мотивирует естественное желание достичь цели, получить ожидаемый результат. Большое значение имеет и ожидаемое вознаграждение, которое человек получает в результате достижения цели. И в том и в другом случае речь идет о положительном эмоциональном влиянии цели на совместные действия. В случае совместного целеполагания в команде добавляется еще один фактор положительного подкрепления — фактор социального одобрения, что усиливает мотивирующую функцию. При этом также происходит повышение мотивации достижения цели вследствие группового давления и ответственности перед группой.

Э. Локк сформулировал важные для практики менеджмента принципы целеполагания, влияющие на мотивацию. По его мнению, мотивацию повышают:

1.понимание целей более высокого порядка, а не только своих личных:

2.понимание социальной важности целей и их социальное одобре­ние:

3.соответствие целей базовым ценностям сотрудников;

4.четкость и лаконичность целей.

 

Организующая функция цели проявляется в интеграции предыдущих двух функций. Наличие общей цели позволяет выделить частные задачи, решение которых необходимо для ее достижения, и, распределив эти задачи между исполнителями, координировать их деятельность на основе плана достижения цели. Направляя и мотивируя деятельность группы людей и каждого ее члена, цель запускает механизм самоконтроля. самокоррекции и в конечном счете самоорганизации деятельности всех участников сотрудничества. Цель требует организации взаимодействия и координации ее достижения в сотрудничестве. Причем сама она выступает в качестве объективного фундамента или критерия для согласования различных мнений и действий. Совместное целеполагание инициирует самоорганизацию людей в сотрудничающую команду, включает всех ее членов в единый процесс, когда организация работы в команде становится внутренним механизмом, а не задается извне.

Поэтому фаза целеполагания столь важна для сотрудничества: мы определяем цель сотрудничества, достигаем ее одинакового понимания и, что особенно важно, согласия всех участников сотрудничества с этой целью.

Резюмируя, можно сказать, что совместная постановка целей позволяет:

· лучше понять цель;

· мотивировать к сотрудничеству;

· задать нужное направление;

· определить видение конечного результата;

· мотивировать достижение конечного результата;

· добиться согласия и определить верную стратегию:

· сделать работу осмысленной;

· объяснить свои действия другим людям;

· согласовать все действия;

· оптимально спланировать работу;

· определить необходимые ресурсы;

· упорядочить все предложения и идеи;

· уменьшить стресс;

· дисциплинировать «нарушителей»:

· оптимизировать использование времени;

· получить дополнительную информацию.

 


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.