Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Женская проза» викторианской Англии



Викторианство приравнивается к особому образу мышления, мировоззрению, и если в послевоенной Европе слово «викторианский» первоначально имело негативный оттенок и обозначало прежде всего проявление регрессивности, эмоциональной сдержанности, сексуальной угнетенности, несвободы, холодности и скрытности, то в конце XX века оно уже приобрело комплиментарный характер, ознаменовав тем самым

своеобразную моду на все викторианское. Викторианские ценности, викторианский стиль, викторианский склад ума, викторианский кодекс джентльмена неизменно реконструируются на страницах современной

международной викторианы. Викторианская литература оставила заметный след во всей последующей

литературной традиции Англии. Ее заслуженно называют золотым фондом английской литературы, одной из наиболее ярких страниц мировой культуры,

временем высокой классики.

Проявляя значительный интерес к судьбе англичанки, исследуя особенности женского начала, женского взгляда на мир, женских ценностей, изучая роль женщины в различных областях общественной жизни, викторианские писательницы в своих произведениях стремились объективно отразить жизнь современниц, проблемы женской эмансипации и зарождающегося феминизма, а также показать развитие новых приоритетов и общественных ценностей, что позволяет рассматривать их литературное творчество как своеобразную реакцию на изменения духовного содержания всей викторианской эпохи.

Характерной особенностью ситуации второй половины XIX столетия является то, что в семейной сфере женщина в Англии продолжала оставаться эксплуатируемым существом, а привлечение ее к профессиональному труду превратило эту эксплуатацию в двойную, поскольку нормы, действовавшие в семье и на производстве, строились по патриархальной модели. Патриархальная ориентация культуры проявилась в том, что власть, понимаемая в широком смысле как причастность к принятию решений, находилась в руках мужчин и осуществлялась по «мужскому образцу»

Шарлотта Бронте в произведении Джейн Эйр коснулась женского вопроса. Писательнице удалось в полной мере отразить не только социальную структуру английского общества, но и ее изменения, основные процессы, сложные требования к роли женщины и особенности взаимоотношений между полами. При этом вторым планом можно считать специфику английского самосознания XIX века — великой нации «белых джентльменов».

Новаторский характер «Джейн Эйр» состоит в том, что в нём писательница изобразила сильную женщину, которая способна отстоять свои права, бороться за справедливость. Джейн Эйр стремится к равноправию в отношениях с людьми: причём она желает не только чтобы к ней относились как к равной, но и сама она уважает чужие чувства, взгляды, мировоззрение. Ещё я заметила такую особенность в романе, что внешность героев не соответствует внутренней красоте. Например, мистер Рочестер и Сент-Джон. Первого героя нельзя назвать красивым мужчиной, но его внутренняя сила, своеобразный юмор, харизма оставляют неизгладимое впечатление. Второй персонаж красив, молод, статен, но он честолюбив, можно сказать, что Сент-Джон чем-то похож на Жюльена из романа Стендаля «Красное и чёрное». Сент-Джон понимает, что ему нечего делать в маленьком городке, и он хочет уехать в Индию, чтобы пойти вверх по карьерной лестнице в церки. Он предложил выйти за него Джейн Эйр не потому, что любил её, а потому что она отлично подошла бы на роль компаньонки в чужой стране, ведь главная героиня выдержала бы все беды.

Писательница с лёгкостью соединяет поэтическое с прозаическим. Она очень чувственно описывает пейзажи, вставляет в повествование стихотворения, романсы. В книге очень много диалогов, в них мы узнаём характер и нрав главной героини и других персонажей. Каждый из диалогов имеет специфическую окраску: самоутверждение, страстная исповедь, печальное предчувствие, философски окрашенный спор о мире, человеке, вопросах нравственности. Созданная таким образом эмоциональная и интеллектуальная атмосфера романа является новаторским приемом и неким прорывом в последующую эволюцию жанровой структуры, формирование романа идей, психологического, интеллектуального. Также мы узнаём героев, их чувства через пейзажи. Например, когда маленькая Джейн сидела и смотрела картинки из книги, она рассуждала: «Под впечатлением этих вступительных страниц приобетали для меня особый смысл и виньетки в тексте:утёс, одиноко стоящий среди пенящегося бурного прибоя; разбитая лодка, выброшенная на пустынный берег; призрачная луна, глядящая из-за угрюмых туч на тонущее судно». Мне представляется, что утёс это сама Джейн,пенящийся бурный прибой – это жизнь, разбитая лодка – судьба главной героини. Эта лодка разбита, потому что Джейн осталась сиротой и теперь живёт в доме, где её никто не любит, где её обижают. Ещё очень часто в романе встречается образ луны. Он появляется то в описании пейзажа, то в картинах самой Джейн. Из словаря символов следует, что луна на небосводе символизирует бессмертие и вечность, постоянное обновление, просвещение, а также женскую силу.

Нельзя сказать, что Джейн Эйр стоит на месте в своём развитии. Она духовно эволюционирует. Это происходит постепенно. В доме миссис Рид она не понимает почему её все обижают, считают несносной девчонкой. Чем она отличается от сестёр и брата, которых не ругают так, как её? Мы видим задатки сильной личности.

Затем она попадает в приют Ловуда. Жизнь под мрачными сводами учебного заведения, куда попала Джейн Эйр, показалась ей «веком, отнюдь не золотым». Система воспитания основана в приюте на подавлении воли и любого проявления непокорности. Физические лишения, постоянный мучительный голод, жестокое обращение с воспитанницами – все преследовало одну цель, определенную «благочестивым» главой Брокльхерстом, – привить выносливость, терпение и способность к самоотречению. Многие из девочек, находящихся в приюте, оказываются сломленными морально. Такова судьба ближайшей подруги Джейн Элен Бернс. Но Джейн находит в себе мужество для сопротивления. «Когда нас бьют без причины, – говорил она Элен, – мы должны отвечать ударом на удар – иначе и быть не может – притом с такой силой, чтобы навсегда отучить людей бить нас!».

В Торнфильде Джейн устраивается работать гувернанткой. Тусклое и скучное существование прерывается романтической встречей с всадником на узкой дороге, где лошадь споткнулась и упала, путник повредил ногу, а маленькая хрупкая героиня оказала необходимую помощь. Им был Рочестер, хозяин поместья, человек богатый, умный, властный, наделенный живым умом, сердечной добротой и непредсказуемостью в личном поведении. Впервые в жизни он встретил женщину прямую, независимую, с ярко выраженным чувством собственного достоинства, которая настаивает на праве собственного выбора и самостоятельности суждений.

После ухода из Торнфильда героине предстоит пережить нравственные унижения и физическую муку, холод, голод и ощущение отверженности, а ведь она просила только работы, но «кто обязан заботится об этом?» В эпизодах романа, повествующих о злоключениях Джейн после тайного бегства от Рочестера, в роман уверенно входит реалистическая тема униженных и оскорбленных, социальный конфликт, адекватный самой эпохе. Падая от усталости, Джейн Эйр идет по лугам, залитым солнечным светом. Она пытается и не может найти себе работу и приют, вынуждена есть кашу, которая приходится не по вкусу даже свиньям, ночевать под открытым небом. На этих страницах романа отчетливо вырисовывается нравственный идеал, выдвигаемый Шарлоттой Бронте в соответствии с духом времени. Ее героиня убеждена, что должна продолжать борьбу, отстаивая свое право на жизнь и труд.

В романе возникает некий микромир (Торнфильд) и макромир (Йоркшир, Англия в целом), взаимосвязанные друг с другом. И в постижении второго важен момент встречи со священником Сент-Джоном Риверсом и его сестрами, давшими приют измученной, голодной героине. В этой части романа приемы реалистического письма начинают вытеснять романтические, диапазон изображения становится значительно шире, как и тематические границы. В структуру романа автор включает те проблемы, которые привлекали внимание общественности. Важнейшей из них была тема экспансии Великобритании, осознание себя как великой колониальной державы, жажда реализации дальнейших планов, непоколебимая вера в правильность и благородство собственной миссии. Актуальнейшие темы обрели в романе органическую художественную форму.

У Бронте гувернантка Джейн категорически отказывается от смирения и какого бы то ни было подобострастия. Она отказывается от ласковых имен, вроде «птички». Она – прежде всего человек, и ее пол не имеет никакого отношения к тому, как к ней надо относиться. Критиков невероятно возмущал тот факт, что Джейн практически осмеливается признаться в любви мистеру Рочестеру. Тем не менее Джейн ни в коем случае не безнравственное существо. Для нее ее нравственность, правильный поступок важнее ее личного счастья. Вернее, она не может быть счастлива, если ее счастье покоится на том, что она считает безнравственным. Роман выстроен так, чтобы отвести от Джейн любые упреки в ханжестве и лицемерии. Узнав, что ее воспитанница Адель – незаконная дочь Рочестера и французской танцовщицы, Джейн не отшатывается от нее в лицемерном моральном ужасе, но, наоборот, говорит, что будет ее больше любить бедную девочку. Она переступает границы условностей, когда Рочестер говорит, что ей придется уехать в Ирландию, и фактически объясняется ему в любви. Тем большую важность и ценность обретает ее решение уйти от Рочестера, когда она узнает, что он уже женат. Это не дань условностям – это требование внутреннего нравственного чувства самой Джейн. «Джейн Эйр» - это не роман о бесстыдной гувернантке, это роман о человеке с бесконечным чувством своего достоинства, с врожденным нравственным чувством, и роман о человеке, для которого нравственность – высшая ценность, выше, чем ее личное счастье, которое невозможно на основе того, что сам человек, не общество, считает безнравственным поступком. Неудивительно, что Джейн вознаграждается за свой стоицизм и обретает как раз то счастье, от которого она так бесповоротно, казалось бы, отказалась.

 

Уолт Уитмен (1819—1892).

 

Творчество Уитмена способствовало утверждению реалистического направления в американской поэзии. он воспел простых людей — тружеников, поднял свой голос в защиту угнетенного народа. В то же время Уитмен выступил как суровый критик американской буржуазной демократии.

В конце 30-х годов Уитмен начинает работать в качестве журналиста. В ранних статьях Уитмена вполне отчетливо проявились его демократические симпатии. Уитмен выступает против поклонения доллару; он пишет о том, что американское общество заражено страстью к наживе, что погоня за деньгами приводит к опустошению человеческой личности. В своей ранней поэзии (40-е годы) Уитмен воспевает героическую борьбу народа в период войны за независимость («Песни колумбийца»).

«Листья травы». В 1855 году была опубликована книга Уитмена «Листья травы» — крупнейшее произведение поэта, поставившее его в ряды выдающихся писателей мира. В первое издание «Листьев травы» вошли стихотворения, написанные Уитменом в конце 40-х — первой половине 50-х годов. Это был период подъема борьбы против рабства. Активное участие в ней принимал и Уитмен. Тема борьбы против рабства стала одной из центральных тем сборника «Листья травы».

Его увлекало искусство правдивое и героическое. Уитмен был последовательным противником погони за внешними блестящими эффектами в ущерб содержанию.

«Листья травы» открывались поэмой «Песня о себе», являющейся поэтическим манифестом Уитмена. Поэт провозглашает здесь единство поэта и народа; он воспевает труд людей; восхищается их силой и ловкостью; проклинает рабство.

Поэт выступает против несправедливого общественного строя. В поэме «Песня большой дороги» (1856) Уитмен обращается к простым людям и зовет их в путь по большой дороге, вперед, к борьбе за свободу.

Поэт верит в лучшее будущее своего народа, в его силы, и потому поэзия его оптимистична. Но в то же время Уитмен весьма далек от понимания конкретных форм борьбы и ее конечных целей. Отсюда известная абстрактность его поэтических образов.

В сборнике стихов «Листья травы» (1855-1891) идеи об очищающей человека близости к природе приняли космический характер. Любой человек и любая вещь восприняты священными на фоне бесконечной во времени и пространстве эволюции Вселенной. Чувство родства со всеми людьми и всеми явлениями мира выражено посредством преображения лирического героя в других людей и неодушевленные предметы.

Уитмен предполагал, что у человека есть «сверхдуша», которая более значительна, чем божественное начало. Другим важным источником идей, поэтически воплотившихся в «Листьях травы», были концепции утопического социализма и понимание истории. Уитмен восславляет единство бытия и равноправие всех его форм. Трава, незаметная, но неистребимая, как сама жизнь, оказывается метафорой, наиболее точно передающей пафос его поэзии.

Новаторство Уитмена. Уитмен создает широкую панораму жизни страны и использует для этого оригинальные средства. Уитмен использует приемы ораторского искусства. Его стихи — поэтическая речь оратора, обращающегося к большой аудитории. Поэт стремится к простоте языка, ясности и четкости выражения мысли. Очень часто Уитмен использует вопросительные конструкции. Вопросы чередуются с ответами, даваемыми от лица самого автора. Стремясь подчеркнуть то или иное положение Уитмен использует многократные повторения. В своих стихах Уитмен почти не использует рифму. Стихи Уитмена основаны на ритмике, ритмическое многообразие их неисчерпаемо. Уитмен обогатил поэтический язык, смело вводя в свои произведения слова и обороты разговорной речи.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.