Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Потребности и мотивы личности

Потребности:

Потребность – это состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которой невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельности. Исходным моментом их формирования является социальная обусловленность положения человека в среде. По источнику формирования, происхождения все потребности делятся на биологические и социальные. В процессе удовлетворения потребностейт выражается тесная связь человека с окружающей средой, его принадлежность к открытому типу системы.

Потребности имеют особенностями:

▪ они связаны с предметом, к которому человек стремится, или с каким-либо видом деятельности, который должен доставить человеку удовлетворение, например с игрой или работой;

▪ более или менее четкое осознание данной потребности, сопровождающееся определенным эмоциональным состоянием готовности к конкретным действиям;

▪ эмоционально-волевое состояние, сопровождающее поиск путей и средств удовлетворения потребности и ее реализацию;

▪ ослабление этих состояний при удовлетворении потребностей.

 

А. Маслоу разработал «иерархию потребностей» и соотнес с ними иерархическую структуру поведенческих мотивов:

▪ физиологические (органические) — потребности в пищи, сне. сексе и т.п.;

▪ в безопасности — проявляется в том, что человеку нужно чувствовать себя защищенным, избавиться от страха. Для этого он стремится к материальной обеспеченности, следит за своим здоровьем, заботится о своем обеспечении в старости и т.д.;

▪ в любви и принадлежности — человеку свойственно принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими. Реализуя эту потребность, человек создает свой круг общения, заводит семью, друзей;

▪ в уважении — человек нуждается в одобрении и признании окружающих, в достижении успехов. Реализация потребности в уважении связана с трудовой деятельностью человека, его творчеством, участием в общественной жизни;

▪ в самоактуализации — в иерархии потребностей самый высокий уровень, связанный с реализацией как своих способностей, так и личности в целом.

 

Мотивации:

А. Н. Леонтьев так определяет мотив: «В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность „не знает“ своего предмета, он ещё должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность функцию, то есть становится мотивом»

Х. Хекхаузен, определяет мотив как «желаемое целевое состояние в рамках отношения „индивид – среда“. Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем. что всякая деятельность побуждается не одним, а несколькими мотивами. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного субъекта.

Концепции мотиваций можно свести к трем основным направлениям:

 

Теория биологических побуждений. Нарушение в балансе организма автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает индивидуума к его удовлетворению.

Теория оптимальной активации. Организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, позволяющий ему функционировать наиболее эффективно.

Когнитивные теории рассматривают мотивацию как механизм выбора определенной формы поведения. Чтобы сделать выбор, надо обратиться к процессу мышления.

 

В данной работе будут рассмотрены некоторые мотивационные аспекты, присущие персонажу.

Социальная мотивация (мотив достижения и мотив власти; мотив социального успеха и мотив аффилиации (стремление к людям), мотив помощи и т.д.).

Мотив достижения (стремление к успеху и стремление избежать неудачи) в его основе имеется по меньшей мере три компонента: стремление к мастерству (ориентация в трудной работе на свой внутренний стандарт качества), к соперничеству (стремление к состязанию и лидерству), к работе (удовольствие от хорошо выполненной тяжелой работы). В социально-психологическом аспекте мотив достижения может рассматриваться как мотив социального успеха.

Мотив власти (когда кто-либо в состоянии побудить другого сделать что-то, чего этот человек никогда не стал бы делать)

Мотивы аффилиации (это стремление к таким контактам с людьми, в том числе с незнакомыми, которые предполагают доверие, сотрудничество, присоединение, дружбу)

Мотив помощи, альтруистические мотивы (это самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных на личной выгоде; в основе его лежит любовь и бескорыстная забота о других)

В заключение следует отметить, что в отдельных областях человеческой деятельности выделяются специфические системы мотивов (Э. Шейн).

 

Список литературы

Подробнее: http://bookap.info/genpsy/krylov_psihologiya/gl35.shtm

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.