Изучение нового материала. Группы по очереди показывают классу свои листы, проговаривают правило и показывают
Изучение нового материала
Работа с учебником (с. 153). Нужно сравнить новое правило — вычисление квадрата разности — со старым — вычисление квадрата суммы и найти отличие (два других слова). Обсудить, какие именно слова. Разница в правиле повлечет два изменения в формуле. Где именно? (Обсудить устно). На листах в группе задание. Выполните действие:
(x – 2y)2 = ... (4 – y)2 = ...
(a – 9)2 = ... (3m – x)2 = ...
Группы по очереди показывают классу свои листы, проговаривают правило и показывают его элементы по формуле.
Закрепление в группах (метод «вертушка»)
1-й круг: № 859 (г–з). 2-й круг: № 859 (и, к), 862 (б, г). Каждый ученик в группе выполняет один пример и объясняет его решение, остальные записывают. Контролирует консультант.
Игра «Мюнхаузены» Каждая группа составляет соседям по одному примеру, по аналогии с рассмотренным на уроке, с двумя ошибками в ответе, учителю сдается дешифратор. Соседняя группа исправляет ошибки красным цветом и сдает учителю. Отметка общая.
Контроль Индивидуальная самостоятельная работа. Отметки выставляет учитель.
Подведение итогов Чему научились? Оценки за урок по маршрутным листам. Награждение групп переходящими вымпелами по номинациям: — самая быстрая группа; — самая активная группа; — самая эмоциональная группа; — группа, соблюдающая правила работы в группе.
Работа в группах Происходит раздача дидактического материала и маршрутных листов. Порядок работы в группах записан на доске.
1. Опрос по теории Допишите на листе правую часть формулы. 1-я группа: (a + b)2 = ... 2-я группа: (x + y)2 = ... 3-я группа: (c + d)2 = ... 4-я группа: (a + x)2 = ... От группы один человек показывает результат, читает правило и по формуле показывает все элементы правила. Отметки всей группе выставляются в маршрутный лист.
2. Групповая самостоятельная работа. Заполните пропуски: (x + 5)2 = ... + 10x + 25; (y + 4)2 = ... + 8y + ... (k + ...)2 = k2 + ... + 36; (... + 5)2 = 4x2 + ... + ... Для проверки группы меняются листами по цепочке. На доске — ключ (ответы) и критерии отметки. Отметка заносится в маршрутный лист всей группе.
3. Индивидуальная самостоятельная работа выполняется на листочках, в каждой группе четыре варианта. Вариант 1: (a + 8)2; (4 + 5b)2; (c + 0,3)2. Вариант 2: (9 + b)2; (3a + 7)2; (y + 0,4)2. Вариант 3: (7 + x)2; (4y + 6)2; (0,6 + a)2. Вариант 4: (10 + a)2; (2b + 8)2; (0,5 + x)2. Листы сдаются учителю, отметки выставляются в маршрутный лист индивидуально.
Изучение нового материала
Работа с учебником. Нужно сравнить новое правило — вычисление квадрата разности — со старым — вычисление квадрата суммы и найти отличие (два других слова). Обсудить, какие именно слова. Разница в правиле повлечет два изменения в формуле. Где именно? (Обсудить устно). На листах в группе задание. Выполните действие:
(x – 2y)2 = ... (4 – y)2 = ...
(a – 9)2 = ... (3m – x)2 = ...
Группы по очереди показывают классу свои листы, проговаривают правило и показывают его элементы по формуле.
Закрепление в группах (метод «вертушка»)
1-й круг: № 859 (г–з). 2-й круг: № 859 (и, к), 862 (б, г). Каждый ученик в группе выполняет один пример и объясняет его решение, остальные записывают. Контролирует консультант.
Игра «Мюнхаузены» Каждая группа составляет соседям по одному примеру, по аналогии с рассмотренным на уроке, с двумя ошибками в ответе, учителю сдается дешифратор. Соседняя группа исправляет ошибки красным цветом и сдает учителю. Отметка общая.
Контроль Индивидуальная самостоятельная работа. Отметки выставляет учитель.
Подведение итогов Чему научились? Оценки за урок по маршрутным листам. Награждение групп переходящими вымпелами по номинациям: — самая быстрая группа; — самая активная группа; — самая эмоциональная группа; — группа, соблюдающая правила работы в группе.
Прием
Описание
Лови ошибку
Ребята группой ищут заранее приготовленную ошибку, совещаются. Выбирают спикера, он оглашает результат
Трёхступенчатое интервью
Учащиеся берут друг у друга интервью на конкретную тему, а в это время другой член группы записывает ключевые моменты ответа, после каждого интервью происходит смена ролей
Пресс-конференция или вопросы к тексту
Разбившись на группы или индивидуально, учащиеся составляют списки вопросов(можно работать над одним текстом или разными)
Пятиминутное эссе в форме «круглого стола»
Лист передаётся по кругу и каждый ученик добавляет свои идеи или мысли по теме, записывая их своим цветом, это чисто зрительно усиливает ощущение равной лепты, которую вносит каждый в формирование общего мнения
Мозговой штурм
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:
1.Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
2.Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
3.Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.
Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:
участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.
Деловая игра «Точка зрения»
Оппоненты – группа участников, отстаивающих ту или иную точку зрения; наблюдатели – тренер с несколькими помощниками.
Две группы участников доказывают правильность противоположной точки зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, партий; ученых различных эпох.
До игры участники подбирают необходимые цитаты, критическую литературу, письма, статьи.
Во время игры:
Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников;
Группы вступают в диспут;
Группа наблюдателей оценивает качество ответов и выносит решение
Игра «Компетентность»
Учитель задает тему, команды придумывают 5 вопросов: 2 –репродуктивных, 2 задачи, 1- творческий. Команды поочередно задают вопросы друг другу. Если соперник не сможет ответить, отвечает сама команда. Наниматели-группа учеников, оценивающие ответы и выбирающие победителя), следят за ходом игры, учитель дает пояснения.
Памятка для учителя.
Группу учащихся сформировать до урока с учетом психологической совместимости детей и уровня ЗУН. Группы могут быть постоянными или состав группы можно менять от урока к уроку.
Четко обозначить цели урока.
Проинструктировать учеников о том, каким должно быть взаимодействие членов группы, чтобы поставленная перед ними цель была достигнута.
Группе дается одно задание, распределяются роли между членами группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях может дать рекомендацию учитель).
Наблюдать за работой учеников, помогать им, когда у них возникают вопросы по существу задания или чтобы усилить взаимосвязь между членами группы.
Оценить результат работы группы (содержание и организацию взаимодействия членов). Оценка ставится всей группе. В ряде случаев можно предоставить ребятам самим оценивать результаты (особенно промежуточные) своего труда.
Примечание: учитель сам назначает учащегося группы, который должен отчитаться за задание.