Художественная жизнь в России процветала в Санкт-Петербурге и занимала всегда почетное место в развитии русского искусства. В этом городе учились и работали многие выдающиеся мастера живописи, скульптуры и графики. С начала 18 века Петербург стал основным очагом новой светской культуры, сменившей религиозное миросозерцание старой Руси. Общественно-политический подъем России сказался и в изобразительном искусстве, которому Петр I придавал большое значение: "Без живописи, и градировального мастера, - писал он Сенату, - обойтись невозможно будет понеже издания, которыя в науках чиниться будут иметь рисованы и градированы быть". Живописцы и скульпторы нужны были и для украшения строившихся зданий, для исполнения портретов. В 1724 г. возник проект (не осуществленный при жизни Петра) создания Академии художеств, собственной национальной художественной школы. Вначале 18 в. большую роль в воспитании молодых художников сыграли рисовальная школа при петербургской типографии и "живописная команда" при "Канцелярии от строений", ведавшей постройкой и убранством царских дворцов в Петербурге и его окрестностях. В первые десятилетия после основания Петербурга в нем выдвинулась группа молодых художников, порвавших с застывшими каноническими формами древнерусского искусства, обратившихся к изображению реального мира, к передаче психологического облика человека. Первые русские портретисты Иван Никитин и Андрей Матвеев были посланы Петром I за границу совершенствовать свое живописное мастерство. Никитин написал несколько портетов Петра I , ему же принадлежит ряд портретов энергичных, волевых деятелей петровского времени ("Напольный гетман",1724 г.). В 1757 г. в Петербурге по указу Елизаветы Петровны была учреждена Академия " трех знатнейших художеств". Через семь лет Екатерина II придала ей статус императорской. Она стала подлинным центром художественной жизни России, объединявшим лучших живописцев, скульпторов, архитекторов и графиков.
Уже в 18 в. начал складываться музей Академии с произведениями русского и зарубежного искусства. Академия считала важнейшим жанром искусства историческую живопись. Исторические картины А. П. Лосенко, И. А. Акимова, Г. И. Угрюмова, несмотря на их условный, академический характер, воспитывали у современников гуманные чувства, любовь и уважение к прошлому своей родины, к героизму русских людей.
В монументальной живописи плафонов в эпоху барокко, в росписях интерьеров превалировал интерес к сложносюжетным аллегорическим композициям с использованием античной мифологии. В Петербурге работал прославленный мастер венецианской школы Антонио Тарсиа. Его работы сохранились в Летнем домике Петра I в Монплезире. Их сюжетами часто служили всякого рода триумфы. Аффектация эмоций, движений, поз, также как и активное обращение к зрителю – характерные черты стиля русского барокко. Примером аллегорической живописи может служить также полотно Амигони «Петр I с богиней мудрости Минервой»», находящееся в тронном зале Зимнего дворца. В этом монументальном произведении художник выступает со сложной программой темой. И все же центральной темой живописи XVIII века в России стал человек, а основным жанром – портрет.
Портрет стиля барокко начала XVIII века в России являлся неразрывной частью жизни и культуры петровского времени с пышными празднованиями «викторий» и триумфов, с их велеречиво-усложненными сценариями и пышным оформлением, с ярким и звучным искусством фейерверков – «огненных забав», театральными постановками, высокой поэзией. Барочный портрет, также как и ода, говоря словами Кюхельбекера, «увлекается предметами высокими, передавая векам подвиги и славу отечества, воспаряя к престолу неизреченного и пророчествуя перед благовещающим народом, парит, гремит, плещет, порабощает слух и душу читателя».
Интерьер.
Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.
Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены и части декора, позолота. Характерны были цветовые контрасты — например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля.
Мебель была предметом искусства, и предназначалась практически только для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево.
Стиль барокко не подходит для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве. Воспроизведения атмосферы стиля барокко в настоящее время возможно с помощью стилизации и использования таких деталей барокко, как:
статуэтки и вазы с растительным орнаментом;
гобелены на стенах;
зеркало в золоченой раме с лепниной;
стулья с резными спинками и т. д.
Все используемые материи должны сиять особой роскошью. Широко распространены шпалеры (гобелены) - тканые ковры без ворса, которыми занавешиваются стены дома. Для усиления впечатления роскоши используется парча. С ее помощью оформляются стены, окна и двери, мебель. Особо ценится длинноворсовой генуэзский бархат. Нельзя не отметить и обилие лепнины, а так же наличие росписи. Уместны сваги, кокилье, кисти, бахрома, шнуры, вензеля, вышитые золотым люрексом. Косметический ремонт помещений выполненных в стиле барокко проводить затруднительно, но возможно, поменяв, например, гобелены.
Неповторимое романтическое звучание интерьерам XVII века придавало освещение при помощи свечей. Именно под них были придуманы жирандоли, шандалы, канделябры и подсвечники.
При оформлении дизайна в стиле барокко часто используются цветовая гамма, которая отражает помпезную направленность стиля: терракотовая, темно-зеленая, коричнево-зеленая, красно-бордовая, пурпурно-золотая, сине-золотая. Но основным цветом стиля, конечно же, является золотой. Это проявляется не только при отделки помещения, но и подчеркивается в аксессуарах декора и деталях мебели.
Заключение.
Таким образом, стиль барокко прекрасно прижился не только на западноевропейской, но и на российской почве. Воспроизведенный в дереве и камне, он сделался символом роскоши и пышности, избыточности и чрезмерности.
Симфония барочного изобилия (или хотя бы отдельные ее ноты) звучит в наших интерьерах уже три столетия. Причем фрагменты стиля могут проявляться на всех ступенях социальной лестницы и на всех уровнях вкуса - и во дворцах, и в хижинах. Так, сувенирно-расписная хохлома с золотыми цветами и сдержанно-синяя гжель были, по сути, вариантами наивного народного подражания великолепной "дворцовости", однако дешевыми материалами. Яркие цветы на крестьянских платках и кофтах также запечатлели пусть упрощенное, но непосредственное народное понимание барокко. Итак, что же такое русское барокко и чем оно отличалось от, скажем, итальянского? Во-первых, это все же отраженный свет "далекой европейской звезды" первоисточника, воображаемого счастья некой прекрасной и благополучной земли. Причем многократно переосмысленный европейский образец изменился настолько, что впору говорить о самобытном и вполне самостоятельном явлении русского барокко.
Как уже сказано выше, атмосферой барокко в его национальном понимании пропитались, начиная с XVIII века, все слои общества - от аристократии до крестьян. Общими для столь разных проявлений стиля были, во-первых, чувство формы, во-вторых, декоративно-пластическое и, в-третьих, цветовое чувство. На всех уровнях - от утонченно-профессионального до стихийно-народного - в архитектуре и внутреннем убранстве домов присутствовали три основных изобразительно-выразительных компонента: асимметрия, контрасты, крупные объемы.
Повсюду - и в мебели, и в украшении интерьеров - мы видим обилие декора, текучие и в то же время динамичные формы, пластичные линии. Не менее важна для отечественного варианта стиля яркость цветового пятна. Асимметричные детали декора или конструктивных элементов служили для передачи движения.
Русское барокко конца XVII - начала XVIII веков - первый большой европейский стиль, легко и органично вписавшийся в нашу национальную традицию. Вместе с тем это было время первого масштабного вторжения европейской культуры в русскую жизнь.
Список литературы.
1. Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство X- начала XXв. – М.: Искусство. – 1989.
2. Бражнев И.А., Баташкова А.Н. Русский интерьер XVIII-XIX вв. – М.: Сварог ИК. – 2000.
3. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко . М., 1978.
4. Гольдштейн А.Ф. Зодчество. – М.: Искусство. – 1979.
5. Давыдова ИЛ. Эстетические представления русских людей XVII в./ /Проблемы истории. М., 1978. Вып.7.
6. Згура В.В. Проблема возникновения барокко в России/ /Барокко в России. М., 1926.
7. Ильин М.А. К вопросу о природе архитектурного убранства "московского барокко" / /Древерусское искусство. XVII век. М., 1964.
8. Малюга Ю.А. Культурология. – М.: Просвещение. – 1998.