Все методы общей педагогики выполняют обучающую, развивающую, воспитывающую побуждающую (мотивационную) и контрольно-коррекционную функции в музыкальном воспитании школьников.
Общепедагогические методы в музыкальном воспитании имеют свою специфику.
Словесный метод в музыкальном воспитании понимается не столько как передача необходимой информации, сколько как образно – педагогический настрой, направленный на духовное общение ребенка с музыкальным искусством, т.е. для словесного пояснения музыки рець должна быть не бытовой, а образной.
К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства, относят:
метод наблюдения за музыкой, метод не навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать, метод импровизации (Б.Асафьев).
метод сопереживания (Н.Ветлугина)
методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии (Д.Кабалевский, Э.Абдуллин)
метод развития стилеразличения (Ю. Алиев)
метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.Школяр)
метод интонационно-стилевого постижения музыки (Е.Крицкая)
МЕТОД МУЗЫКАЛЬНОГО ОБОБЩЕНИЯ предполагает становление у учащихся системы знаний, развитие осознанного отношения к музыкальному искусству.
Э.Абдуллин определяет ряд последовательных действий этого метода:
Ø активизация музыкального, жизненного опыта школьников с целью введения в тему или углубления ее;
Ø ознакомление с новым знанием посредством четко поставленной учителем задачи, совместного решения ее с учащимися и формулированием детьми вывода;
Ø закрепление знания в разных видах учебной деятельности школьников.
МЕТОД ЗАБЕГАНИЯ ВПЕРЕД И ВОЗВРАЩЕНИЯ К ПРОЙДЕННОМУ направлен на формирование у детей целостного представления о музыке. Данный метод реализуется на нескольких уровнях связи между этапами обучения, темами четвертей и музыкальными произведениями в процессе изучения тем программы.
МЕТОД ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ активизирует эмоциональное отношение к музыке, а также способствует созданию увлеченности и живого интереса к музыкальному искусству. Важная функция данного метода – «режиссура» структуры урока, определение ее кульминации.
Основными принципами метода эмоциональной драматургии являются:
МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА направлен на становление творческой потенции ребенка.
Л.Школяр :»Очень важно, чтобы уже в школе ребенок состоялся как личность, как Музыкант, проходя по смыслу и по сути весь путь становления Музыканта, мучаясь теми же проблемами, которыми жили и мучались уже состоявшиеся Музыканты-Композиторы- Исполнители- Слушатели».
Этот метод требует самостоятельности в творчестве (когда школьник в опоре на музыкальный опыт и воображение, фантазию, интуицию сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает…), способствует развитию способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации.
МЕТОД ИНТОНАЦИОННО – СТИЛЕВОГО ПОСТИЖЕНИЯ МУЗЫКИ адекватен природе музыкального искусства.
Е.Крицкая. Этот метод обеспечивает представленность в содержании занятий различных пластов музыкальной культуры в интонационно- образных сопоставлениях эпохальных, национальных и индивидуальных стилей. Также данный метод способствует выявлению традиции и новаторства, преемственности развития искусства.
МЕТОД СОПЕРЕЖИВАНИЯ (А. Мелик-Пашаев). Значимость этого метода: если сознательность деятельности по правилам, работе с терминами, понятиями, знаками предшествует эмоционально-чувственный опыт ребенка, то и сама история искусства откроется детям не как сокровищница духовных содержаний, которые ученик сопорождает, находя им аналогии в собственном внутреннем мире, познавая и развивая свою душу, испытывая сопричастность культурному творчеству человечества.
Контрольный тест
1. Что называется методами музыкального воспитания?
2. Какие общепедагогические методы применимы в методике музыкального воспитания?
3. Каковы основные функции методов музыкального обучения?
4. В чем специфика общепедагогических методов в методике музыкального воспитания?
5. Назовите методы музыкального воспитания, определяемые спецификой музыкального искусства.
6. Какой алгоритм действий проблемного метода методике музыкального воспитания младших школьников.
КВУЗ «Донецкий педагогический колледж»
ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ К ТЕМЕ №2
ПО ПРЕДМЕТУ «Принципы и методы музыкального воспитания в начальной школе»