Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Договор Авраама с Богом



Город Ур и патриарх Фара.

Древняя Месопотамия — это страна городов. Особенно много их было на юге страны, где жили шумеры. Шумеры пришли в Двуречье с востока, из какой-то горной местности[поэтому их боги жили на вершинах башен, напоминавших горы], но ученым не удалось установить, где именно находилась их родина. Говорили шумеры на языке, который не был похож ни на какой другой. В новое время ученым удалось расшифровать шумерскую письменность только потому, что на глиняных табличках, созданных уже после шумеров, сохранились словари и грамматика языка этого загадочного народа.

Самым известным шумерским городом был Ур, который находился на правом берегу Евфрата. У речных пристаней можно было встретить шумеров и иноземцев в самых диковинных одеждах. На воде покачивались странные корабли, похожие на большие лодки с мачтой и парусом, но сплетались из обыкновенного камыша — дерева в Двуречье было мало, на строительство кораблей его не хватало. На таких кораблях смелые шумерские мореходы не только выходили в Персидский залив (древние называли его “морем Восхода”), но и плавали в далекую, загадочную страну чудес — Индию. Опасными были такие плавания, немало моряков и купцов гибло в пути, но чего только они не привозили из Индии: желтое золото и сверкающее серебро, красную медь и тусклую бронзу, дорогие породы дерева и тонкие ткани, драгоценные камни, невиданных животных и птиц и многое другое.

Жители Ура скупали эти товары, перегружали на ослов и мулов [мул — помесь осла и лошади, сильное и выносливое животное], и теперь уже сухопутный караван отправлялся вдоль Евфрата на север. Через много дней пути он поворачивал на запад и, пройдя пустынную местность, где лишь изредка можно было встретить кочевников со стадами скота, достигал страны, которую тогда называли Ханааном. Ее обитатели занимались земледелием и торговлей, умели делать нужные в Двуречье товары. По морю к берегам Ханаана прибывали корабли из далеких стран, наполненные разными товарами.

Пришельцы из Двуречья развязывали свои тюки с товарами, обменивали их на чужеземные и, отдохнув, отправлялись в обратный путь.

Город Ур, находившийся в очень выгодном для торговли месте, быстро богател и укреплялся. Издалека были видны его высокие крепостные стены из кирпича, а над ними возвышался огромный зиккурат бога луны Сина, ступени которого сверкали яркими красками. Цари Ура сумели покорить все Южное Двуречье и создать могучее царство. Хотя позднее оно было уничтожено чужеземными племенами, город Ур продолжал существовать еще много столетий.

Вот в этом-то городе и жил Фарра, потомок сына Ноя по имени Сим. У Фарры тоже было три сына, старшего звали Аврамом, и он был женат на Саре. Один из братьев Аврама умер молодым, оставив маленького сына по имени Лот. Аврааму пришлось заботиться о своем племяннике, пока тот не вырос.

Однажды собрал Фарра всю свою семью и вышел из Ура, чтобы идти в землю Ханаанскую. Дорога была дальней и тяжелой. Когда путешественники добрались до города Харрана на северо-западе Месопотамии, то решили там остановиться. В Харране Фарра и умер.

Странствия Аврама. После смерти Фарры Бог явился Авраму, ставшему главой семьи, и сказал: “Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое...”

Аврам был богатым человеком и привык к городской жизни. Но спорить с Богом он не посмел, потому что был послушен Ему. Оставив отцовский дом в Харране своему брату Нахору, стал скотоводом-кочевником.

Аврам вместе с Сарой и Лотом, погрузив свое имущество, отправился странствовать. Их рабы пасли стада, постепенно переходя с одного пастбища на другое. Так они достигли Ханаана, где Авраму вновь явился Бог и пообещал, что вся эта земля будет отдана потомкам Аврама.

Аврам и Лот отделяются друг от друга. Поначалу страна показалась Авраму не особенно приветливой. Но засушливые годы сменялись плодородными, в Ханаане было много никем не занятых пастбищ, жители городов охотно торговали с пришельцами, так что у Аврама и Лота становилось все больше скота, золота, серебра и другого имущества. Все бы хорошо, но их пастухи стали ссориться между собой из-за колодцев и пастбищ. Тогда Аврам предложил Лоту разделиться, сказав: “Да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? Отделись же от меня. Если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево”.

Тогда Лот выбрал себе долину реки Иордан, что текла с севера на юг и отделяла Ханаан от пустыни, Авраам же стал жить в самом Ханаане.

«Бог слышит». Однажды Авраму вновь предстал Бог и предсказал ему, что потомков у Аврама будет столько, сколько звезд на небе, и владеть они будут землей от Нила, великой египетской реки, до Евфрата. Но случится это не скоро: сначала потомки Аврама окажутся в чужой земле, где их будут угнетать 400 лет, и лишь затем они вновь вернутся в Ханаан.

Но обещание Бога долго не исполнялось:Аврам и Сара были уже в преклонных годах, а детей у них все не было. А в древности существовал обычай, по которому госпожа, не имеющая детей, могла дать своему мужу в жены служанку. Ребенок, рожденный служанкой, становился наследником хозяина. У Сары была рабыня-египтянка Агарь, которую Сара и отдала в жены Авраму. Агарь родила сына, ему дали имя Измаил [“Бог слышит”].

«Отец множества народов». Когда Измаилу было 13 лет, а его отцу — 99 лет, Авраму вновь явился Бог и сказал, что заключает завет с ним и его потомками, в знак чего Аврам будет зваться теперь Авраамом [“отец множества народов”], а его жена Сара должна именоваться Саррой [“госпожа множества”]. Бог добавил, что вскоре Сарра родит Аврааму сына. Аврааму появление ребенка у девяностолетней Сарры показалось до того невероятным, что он рассмеялся и сказал, что будет доволен, если останется жив хотя бы Измаил. Бог ответил, что от Измаила произойдет великий народ, но завет Бог поставит не с ним, а с тем сыном, которого Сарра родит на следующий год.

Небесные гости Авраама. Немного времени спустя Авраам в летнюю жару сидел в тени своего шатра и дремал. Вдруг он поднял глаза и увидел, что перед ним стоят трое. Авраам подбежал к ним, низко поклонился и предложил погостить у него. Он сразу догадался, что принимает у себя Бога и двух его ангелов [ангел по-гречески означает “вестник”. Их представляли в виде крылатых человекоподобных существ, но они, как и сам Бог, могли принимать облик обычных людей]. Путники согласились, сели в тени дерева, Аврам подал им лучшую еду и сам прислуживал, пока они ели.

Один из гостей сказал, что на следующий год у Сарры будет сын. Сарра, стояла у входа в шатер и слышала эти слова. Ей стало смешно, ведь она была уже очень стара, чтобы родить ребенка. Тогда Бог спросил, почему она рассмеялась? Сарре стало страшно, ведь путники сидели к ней спиной и не могли ее видеть и слышать. Она стала поспешно оправдываться: “Я не смеялась”. Но хитрить с Богом было бесполезно, он сказал: “Нет, ты рассмеялась”. Потом гости отправились вниз, в долину.

Содом и Гоморра. Аврам пошел их проводить и узнал, что Бог намеревается уничтожить два находившихся в долине города, Содом и Гоморру, где жили очень плохие люди. Аврам смог только упросить его не губить Содом, если там найдется хотя бы десяток праведников [хороших людей, боящихся Бога и живущих по его законам].

Оказалось, что Авраам напрасно упрашивал Бога — во всем Содоме оказалось праведным только одно семейство. Главой этой семьи был племянник Аврама Лот, стада которого паслись в долине Иордана. В городе находился дом Лота, где он жил со своей женой и двумя дочерьми.

Ангелы у Лота. Бог направил в Содом двух ангелов. Когда они подошли к городу, уже вечерело. Лот, сидевший у городских ворот, приветливо встретил пришельцев и пригласил их заночевать у него дома. Но не успели они после ужина лечь спать, как к дверям подступила буйная толпа жителей города. Они бранились и требовали, чтобы Лот выдал им чужестранцев на расправу.

Лот свято соблюдал древний закон гостеприимства, по которому любой гость находился под защитой хозяина дома. Поэтому он вышел из дома и попытался уговорить толпу разойтись. Но жители Содома решили схватить его и выломать дверь. Тогда ангелы ввели Лота в дом, заперли дверь, а люди, оставшиеся у порога, вдруг все ослепли. Натыкаясь друг на друга и плача, разбрелись они по городу.

Ангелы сказали Лоту, что Бог послал их уничтожить Содом. Поэтому Лот должен взять своих родственников и уходить, пока не рассвело. Пошел Лот к женихам своих дочерей, стал говорить, что город будет уничтожен, но те не поверили — думали, что он шутит.

Коротка летняя ночь. Медлил Лот с уходом - не хотелось ему расставаться со своим домом, а на востоке уже алела заря. Тогда ангелы взяли Лота, его жену и дочерей за руки, вывели из города, приказали идти в гору и не оглядываться: тот, кто обернется, моментально погибнет.

Огненный дождь. Бог послал на Содом и Гоморру огненный дождь. Лот вместе с семьей спешили прочь от гибнущего города. Вдруг жена Лота, которая немного отстала от остальных, оглянулась на погибающий город — и превратилась в соляной столб.

Когда Авраам рано утром вышел из своего шатра и посмотрел вниз, то на месте Содома и Гоморры он увидел только поднимавшийся вверх столб дыма.

Даже земля, на которой стояли Содом и Гоморра, провалилась, и там образовалось озеро с такой соленой водой, что в ней не могли жить никакие рыбы. [Оно существует до сих пор и называется Мертвым морем. В старину путешественники рассказывали, что в солнечную погоду на дне Мертвого моря можно было увидеть развалины уничтоженных Богом городов.]

«Дитя смеха». Точно в предсказанный Богом срок Сарра родила мальчика, названного Исааком [“дитя смеха”], так как и ей, и Аврааму было смешно, когда они услышали предсказание. Вскоре Сарра потребовала, чтобы Авраам навсегда прогнал Измаила, своего старшего сына, и его мать Агарь. Аврааму такое жестокое требование было очень неприятно, но Бог сказал ему, что он должен послушаться Сарры.

Рано утром Авраам поднялся, дал Агари хлеба и воды и прогнал ее вместе с Измаилом. Они пошли и заблудились в пустыне. Вода у них вскоре кончилась, их начала мучить жажда, и мать, чтобы не видеть страданий и смерти сына, отошла от него подальше, села на песок и громко зарыдала. Тогда явился ангел и сказал, что Бог не даст им погибнуть. Агарь открыла полные слез глаза — и вдруг увидела колодец с водой.

Агарь и Измаил в пустыне. Агарь и Измаил так и остались жить в пустыне. Мальчик научился метко стрелять из лука и стал охотником. А когда он вырос, мать нашла ему жену в Египте. От Измаила произошли арабы, которые жили в пустыне, занимаясь скотоводством и охотой.

Агнец для всесожжения. Однажды Бог решил испытать, насколько верен Авраам заключенному с ним завету. Он потребовал, чтобы Авраам принес в жертву Богу своего любимого сына Исаака.

Авраам проснулся ранним утром, наколол дров, увязал их в вязанку, погрузил на осла, взял с собой сына и двух рабов и отправился в путь. На третий день пришли они к горе, на вершине которой Бог приказал принести в жертву Исаака. Оставил Авраам рабов и осла у подножья, взял дрова и огонь и вместе с сыном пошел к вершине. По дороге мальчик спросил: “Отец, вот дрова и огонь, а где же агнец для всесожжения?” [Исаак спрашивает об аганце, ягнёнке для жертвопрношений. Обычно принесенное в жертву животное делилось на части, одна из которых (жир и кости) сжигалась на алтаре, другая (мясо) оставалась тому, кто совершал жертвоприношение. Если жертва сжигалась полностью, то это и называлось всесожжением.]Авраам уклончиво ответил: “Бог усмотрит себе агнца для всесожжения, сын мой”.

Когда они поднялись наверх, Авраам соорудил жертвенник, сложил на него дрова, связал сына, положил его поверх дров и уже протянул руку за ножом. Но тут его окликнул ангел с неба и запретил убивать мальчика, сказав, что теперь ясно: не пожалел Авраам ради Бога любимого сына.

Авраам поднял глаза и увидел, что рядом в кустах запутался рогами баран. Его и принес он в жертву вместо Исаака.

Затем ангел вторично окликнул Авраама и передал ему слова Бога: в награду за беспрекословное повиновение потомков у него будет так же много, как звезд на небе и песка на берегу моря, и захватят они города врагов своих... После этого Авраам и Исаак со слугами благополучно возвратились домой.

Авраама хоронят рядом с Саррой. Шли годы. Умерла Сарра, Авраам был уже очень стар, Исаак стал взрослым человеком. Отец нашел для него жену в Харране, среди потомков своего брата Нахора. Женой Исаака стала его дальняя родственница, прелестная, милая и добрая Ревекка [“очарование красотой”].

Авраам дожил до 175 лет и умер “в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью”. Его похоронили рядом с Саррой сыновья — Исаак и Измаил, прибывший на похороны отца из далекой пустыни.

Історія Мойсея

Пройшло ще чотириста тридцять років.
Давно вже померли Яков та його сини. Їхніх нащадків почали називати ізраїльтянами, або євреями.
У ті далекі часи на чолі Єгипта стояв злий та жорстокий фараон.
Він дуже знущався з ізраїльтян, посилаючи їх на найважчі будівельні та польові роботи.
А якось навіть видав наказ втопити в річці всіх єврейських хлопчаків.
У цей самий час в однієї ізраїльської матері народився хлопчик.
Знаючи, що його так само можуть втопити в ріці, як це робили з іншими хлопчиками, мати цілих три місяці його ховала.
Коли ж ховати далі його стало складно, вона сховала сина в корзинці в очеретах на березі Нілу.
Сестра хлопчика залишилася сторожити брата.
Через деякий час на берег прийшла дочка фараона, яка побачила корзинку і наказала відчинити її.
Побачивши плачуче дитя, вона пожаліла його, хоча й зрозуміла, що хлопчик - єврей.
Сестра хлопчика все це бачила. Вона підбігла до дочки фараона та й запитала:
- Хочете, я покликаю ізраїльську матір, щоб вона виховала його?
Дочка фараона відповіла:
- Хочу.
Тоді сестра покликала свою матір. Та виховала дитину, а коли хлопчик виріс, привела його до дочки фараона.
Звали цього хлопчика Мойсей.

Вихід з Єгипту

Коли Мойсей став дорослим, він покинув палац фараона й пішов жити з ізраїльтянами.
Він допомагав їм і захищав від єгиптян.
Довідавшись про це, фараон задумав убити його. Тоді Мойсей утік у сусідню країну.
Пройшов ще якийсь час. І одного разу Бог повелів Мойсеєві вивести ізраїльський народ з Єгипту.
Мойсей повернувся в Єгипет і разом із своїм братом Аароном пішов до фараона.
- Відпусти мій народ. - сказав він фараону.
Але той нізащо не хотів відпускати ізраїльтян.
Тоді Бог передав через Мойсея, що пошле на Єгипет багато всіляких кар (тобто покарань), якщо той не відпустить євреїв.
І, тому що фараон усе рівно не погоджувався їх відпускати, Бог став насилати на Єгипет страшні бідування.
Так, наприклад, у кожній єгипетській сім'ї померли первістки (тобто старші сини), рої мух напали на Єгипет, уся вода перетворилася на кров...
Одним словом, багато всякого довелося перенести єгиптянам - мешканцям Єгипту, перед тим, як їхній правитель, фараон, погодився відпустити ізраїльтян.
Коли ж євреї пішли з Єгипту, фараон знову пошкодував про це і кинувся за ними в погоню.
І тоді Бог створив ще одне чудо.
На той час ізраїльтяни дійшли до так званого Чермного (тобто Червоного) моря. Єгиптяни вже наздоганяли їх.
І тоді Мойсей змахнув рукою.
По велінню Бога хвилі моря розступилися, й євреї по сухому дну перейшли на ту сторону.
Коли ж останній ізраїльтянин вийшов на берег, хвилі моря знову стулилися. Вода покрила єгипетські колісниці і солдатів.
Й усе військо єгиптян втопилося…

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.