Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Нормативные правовые акты. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"



Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"

Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления"

Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия"

Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду

Судебные акты

Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О
"По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

 

4.Является ли индивидуальный предприниматель субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду?

Ст.16 Фз ООС

Негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

1. Настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

размещение отходов;

другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Статья 28 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»Плата за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него

За загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» устанавливает нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух.

Письмо Ростехнадзора от 13.09.2007 N 04-09/1296

Индивидуальные предприниматели также признаются плательщиками платы в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 28 Федерального закона от 04.05.99 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".

Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"»

Большинство судей Конституционного Суда Российской Федерации полагают, что ставки неналоговых платежей могут устанавливаться Правительством Российской Федерации (пункт 4 мотивировочной части Определения от 10 декабря 2002 года), и ссылаются при этом на пункт 3 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды", в соответствии с которым порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации, понимая под "законодательством" не только федеральные законы, но и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а значит, и нормативные акты Правительства Российской Федерации.

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.04.2009 N Ф03-1520/2009 по делу N А51-843/2009

Невнесение в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду является основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ.

По этому вопросу необходимо сделать вывод о том, в чем заключается пробел правового регулирования. Кроме того, набор ссылок необходимо дополнить ст. 16 фз об оос, приказом Ростехнадзора и положениями из определения КС, в которых упоминаются ИП.

Задача № 13

Предприятие ВКХ (организация водопроводно-канализационного хозяйства), обратилось с арбитражный суд с иском к воинской части о возмещении убытков, возникших в связи с нарушением последней условий договора об оказании услуг по отведению сточных вод. В договоре были указаны установленные для абонента (воинской части) нормативы предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ (ПДС). Убытки у предприятия ВКХ возникли в связи с систематическим превышением абонентом установленных для него ПДС и необходимостью дополнительных затрат по доочистке сточных вод, а также в связи с необходимостью внесения платы за сверхнормативные сбросы.

В каком порядке устанавливаются нормативы ПДС для абонентов водопроводно-канализационного хозяйства)?

Является ли воинская часть плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду (за сбросы загрязняющих веществ в водный объект)?

Имеются ли основания для удовлетворения иска?

Правоотношения:

1. Гражданские, связанные с исполнением обязательств, возникающих из договора энергоснабжения (водоотведения)

2. Экологические, связанные с нормированием сброса загрязняющих веществ для организации ВКХ

3. Экологические, связанные с внесением организацией ВКХ платы за негативное воздействие на окружающую среду

4. Экологические, связанные с установлением нормативов сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ для абонента.

Согласно п. 58 Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации».

61. Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:

соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;

обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;

техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ;

защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.

2) Негативное воздействие на окружающую среду является платным.

 

(ст. 16, Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об охране окружающей среды")

 

Это означает, что плата за негативное воздействие на ос вносит только тот субъект, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а канализационная труба не является ни природным объектом, ни компонентом природной среды.

Следовательно, субъекты, сбрасывающие загрязняющие вещества в составе сточных вод не являются плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Организация ВКХ, осуществляющая сброс сточных вод в водный объект (оказывающая негативное воздействие на компонент окружающей среды), является плательщиком платы. Фактически организация ВКХ платит за все загрязняющие вещества, которые сбрасывает в водный объект, но которые в свою канализационную трубу получает от абонентов.

 

3)"абонент" - юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод.

 

(Постановление Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (ред. от 23.05.2006) "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации")

 

70. Расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

(Постановление Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (ред. от 23.05.2006) "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации")

 

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

 

(Постановление Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов")

 

На примере Московской области

2.4. Для расчета платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения населенных пунктов на территории Московской области применяются нормативы платы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления», с учетом повышающего коэффициента индексации платы.

 

 

Плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных абоненту нормативов сбросов определяется путем умножения соответствующих нормативов платы на величину превышения фактической массы сбросов загрязняющих веществ, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножением этих сумм на двадцатипятикратный повышающий коэффициент.

 

(Постановление Правительства МО от 14.02.2005 N 93/5 «Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения населенных пунктов на территории Московской области»)

 

 

Это означает, что абоненты платят организации ВКХ за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод фактически в том же размере, в каком организация ВКХ должна вносить в бюджет плату за негативное воздействие.

 

Таким образом, если абонент в случае превышения установленного для него норматива внесет плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, то у организации ВКХ не возникнут убытки в связи с тем, что она внесет в бюджет плату за сверхнормативный сброс в водный объект.

Если организация ВКХ затратит средства на очистку сточных вод со сверхнормативным содержанием загрязняющих веществ, то она снизит размер своейплаты за негативное воздействие на окружающую среду, а с абонента все равно получит плату с двадцатипятикратным повышающим коэффициентом, поскольку это является условием публичного договора. Поэтому реального ущерба у организации ВКХ не возникнет, а в соответствии со ст. 547 ГК РФ она может требовать только реальный ущерб.

Следовательно, оснований для удовлетворения иска не имеется.

 

В случае если абонент не вносит плату за сверхнормативный сброс в составе сточных вод, то организация ВКХ вправе взыскать в судебном порядке эту плату, поскольку это будут убытки, причиненные неисполнением обязательства по договору.

Задача № 14

Стационарным пунктом наблюдения за состоянием окружающей среды было зафиксировано существенное превышение ПДК по ряду загрязняющих веществ в водном объекте, о чем была направлена информация в территориальный орган Росприроднадзора.

Сопоставив сведения о видах загрязняющих веществ, в отношении которых согласованы нормативы сброса субъектам хозяйственной и иной деятельности, и о видах загрязняющих веществ, в отношении которых зафиксировано превышение ПДК, Росприроднадзор провел проверку соблюдения законодательства об охране окружающей среды в отношении ГУП «Оргсинтез».

По результатам проверки Росприроднадзор составил акт, в котором указал сведения о выявленных объемах превышения нормативов допустимого сброса в результате неисправности очистных сооружений, выдал предписание о приостановлении деятельности до устранения неисправности очистных сооружений, а также предъявил в арбитражный суд иск о возмещении вреда окружающей среде.

При рассмотрении дела в арбитражном суде ГУП «Оргсинтез» возражал против удовлетворения иска, указывая, что на момент рассмотрения дела им в полном объеме внесена плата за сверхнормативные сбросы, которая является формой возмещения вреда окружающей среде. ГУП «Оргсинтез» также ссылался на то, что акт проверки составлен неуполномоченным органом: федеральный орган исполнительной власти не вправе осуществлять государственный экологический надзор в отношении унитарного предприятия, имущество которого принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации. Кроме того, в обоснование своих возражений ответчик указал, что сведения о проверке не были размещены на сайте Генеральной прокуратуры РФ до 31 декабря предыдущего года.

Вправе ли федеральный орган исполнительной власти осуществлять проверку соблюдения законодательства об охране окружающей среды в отношении государственного унитарного предприятия, имущество которого принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации?

Вправе, т.к. по Постановлению Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю" объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящиеся в ведении Российской Федерации подлежат федеральному государственному экологическому контролю.

 

Вправе ли федеральный орган исполнительной власти осуществлять проверку соблюдения законодательства об охране окружающей среды, если сведения о проверке не были размещены на сайте Генеральной прокуратуры до 31 декабря предыдущего года?

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля": 7. Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.

По данной задаче проверка была внеплановой - поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). Соответственно, нет необходимости размещать сведения о проверке на сайте Генеральной прокуратуры до 31 декабря предыдущего года.

 

Вправе ли федеральный орган исполнительной власти выдать предписание о приостановлении деятельности до устранения неисправности очистных сооружений?

Нет, т.к. по ст.6 Закона Об Охране Окружающей среды органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обратиться в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

 

Задача № 15

Стационарным пунктом наблюдения за состоянием окружающей среды было зафиксировано существенное превышение ПДК по ряду загрязняющих веществ в водном объекте, о чем была направлена информация в территориальный орган Росприроднадзора.

Сопоставив сведения о видах загрязняющих веществ, в отношении которых согласованы нормативы сброса субъектам хозяйственной и иной деятельности, и о видах загрязняющих веществ, в отношении которых зафиксировано превышение ПДК, Росприроднадзор провел проверку соблюдения законодательства об охране окружающей среды в отношении ГУП «Оргсинтез».

По результатам проверки Росприроднадзор составил акт, в котором указал сведения о выявленных объемах превышения нормативов допустимого сброса в результате неисправности очистных сооружений, выдал предписание о приостановлении деятельности до устранения неисправности очистных сооружений, а также предъявил в арбитражный суд иск о возмещении вреда окружающей среде.

При рассмотрении дела в арбитражном суде ГУП «Оргсинтез» возражал против удовлетворения иска, указывая, что на момент рассмотрения дела им в полном объеме внесена плата за сверхнормативные сбросы, которая является формой возмещения вреда окружающей среде. ГУП «Оргсинтез» также ссылался на то, что акт проверки составлен неуполномоченным органом: федеральный орган исполнительной власти не вправе осуществлять государственный экологический надзор в отношении унитарного предприятия, имущество которого принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации. Кроме того, в обоснование своих возражений ответчик указал, что сведения о проверке не были размещены на сайте Генеральной прокуратуры РФ до 31 декабря предыдущего года.

 

 

1. Административные, экологические и арбитражно-процессуальные отношения

Какие именно экологические отношения?

2. ФЗ "Об охране окружающей среды"

Приказ Минприроды России от 13 апреля 2009 г. № 87 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства»

Постановление Правительства РФ от 28.08.92 N 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»

3. Решение:

Является ли внесение платы за сверхнормативный сброс основанием для отказа в иске о возмещении вреда окружающей среде?

Нет, не является, т.к. по п. 4 ст. 16 ФЗ "Об охране окружающей среды" Внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Статья 77. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде

1. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Отсюда следует, что основанием возмещения вреда ос является нарушение законодательства, а сверхнормативный выброс свидетельствует о нарушении законодательства.

Является ли внесение платы за сброс в пределах временно согласованных нормативов (лимитов) основанием для отказа в иске о возмещении вреда окружающей среде?

Да, является, т.к. устанавливается два вида базовых нормативов платы:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). ( Постановление № 632), т.е. в отличие от первого случая выбросы в пределах лимитов не являются нарушением закона!

 

Как определяется размер вреда (убытков), причиненных водному объекту?

Статья 77. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде ФЗ об ООС

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

1. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

2. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.