Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Инициации для самостоятельной работы



Инициация-спектрограмма «Шкала архетипических функций». Такая работа позволяет самостоятельно инициировать отдельные архетипические функции, последовательно анализируя и совершенствуя их при движении по воображаемой шкале на полу (например, мысленно можно провести некую линию от окна до стены в комнате). На этой шкале, заранее отметив ее положительный и отрицательный полюса, мы мысленно размещаем исследуемую архетипическую функцию личности, например, область Ведьмы или область Разведчика. Таким образом, мы получаем некий спектр функции – ее последовательный рост от начальных показателей (минусовой полюс) к более зрелому состоянию (плюсовой полюс).

Перемещаясь на полу по такой воображаемой шкале от минуса к плюсу, можно определить, в какой точке шкалы вам комфортнее всего находиться, а также - как выглядит и в каком состоянии находится тот или иной архетипический персонаж (функция) в зависимости от вашего положения на шкале. Цель такой работы не только в символическом самоисследовании, но и в целебных контактах, которые могут произойти между вами и вашими внутренними архетипическими фигурами.

В ходе перемещения по шкале, как уже описывалось выше, важно определить, чего хочет, в чем нуждается архетипический персонаж. Самое заветное желание персонажа – это зона его ближайшего развития. Поэтому, если представить, что его желания исполняются, что вы дарите ему что-то необходимое для того, чтобы он почувствовал себя более счастливым, можно способствовать развитию архетипической функции – инициировать ее. Главное, чтобы воображаемый персонаж был доволен изменениями.

Старой и неопрятно одетой Ведьме, например, можно подарить новую одежду и жилище, позаботиться о ее здоровье, отправив ее на массаж, в бассейн и т.п. Можно представить, что Ведьма идет в салон красоты. Разведчику можно подарить необходимые ему приборы и пр. Если внутренний Разведчик представляется в набедренной повязке или выглядит слишком хрупким и юным, можно, расспросив о его желаниях, способствовать обретению Разведчиком более адекватного имиджа и взрослению. Защитнику может не хватать коня или оружия, Королю – армии, а Фее – свежего воздуха или солнечного света. Важно исходить из потребностей и запросов самих архетипических персонажей. Достаточно потентной внутренней архетипической фигуре, которая хорошо себя чувствует и обладает оптимальным запасом сил, можно предлагать задания, обращаться к ней за помощью в решении насущных задач вашей реальной жизни. Это можно делать, периодически занимая на полу нейтральное положение вне шкалы (метапозицию) либо – оставаясь на шкале, как кому удобно.

Важным моментом в инициации с использованием такой шкалы-спектрограммы является движение от ее отрицательного полюса к положительному. На этом пути мы способствуем эволюции архетипической функции, кроме того, становятся очевидными все препятствия, которые имеют место в ходе ее развития.

Инициация «Внутренняя семья». Как мы уже упоминали, для выявления и устранения дефицитов и/или областей напряжения между мужским, женским и детским началами личности в инициационной терапии успешно используется работа с внутренней семьей. Даже после единственной инициации, проведенной со специалистом, эту работу можно проводить самостоятельно.

Три карточки, на которых помечены названия основных архетипических структур – мужское (М), женское (Ж) и ребенок (Р) – следует разместить на полу в комнате относительно друг друга так, как подсказывает внутренний импульс. Это спонтанное расположение уже является достаточно информативным и показывает, каковы отношения между мужской, женской и детской частями личности на момент начала инициации. Для дальнейшей работы следует физически становиться в область каждой из карточек, определяя, как себя чувствуют при данном взаимном расположении мужское, женское и детское начала. Важно предоставить им возможность обменяться энергиями в виде воображаемых сувениров, подарков или позитивных действий в адрес друг друга. Желательно, чтобы мужское начало первым проявило инициативу в процессе дарения. Если мужскому недостает для этого энергии и ресурсов, то есть если мужское не хочет дарить что-либо женской и детской частям личности, можно восполнить этот дефицит, выйдя в нейтральную позицию, и взглянув на мужское со стороны. Такой прием – перемещение инициируемого в позицию наблюдателя, хозяина рассматриваемых частей личности, позволяет определить, что можно сделать для устранения обнаруженного дефицита. В позиции наблюдателя можно подарить мужскому что-то ценное для него, что позволит ему почувствовать себя лучше. Все, в чем нуждается ослабленное мужское, целесообразнее дарить в символическом, а не в прямом виде. Например, если мужское нуждается в восстановлении сил, можно подарить ему не только непосредственно «силы», но и путевку - путешествие по любимому маршруту, машину, деньги и т.д. Основным критерием успешности динамической инициации «Внутренняя семья» являются те реакции, которые возникают у мужского, женского и детского персонажей в ответ на полученные ими дары или совершенные в их адрес поддерживающие действия.

В завершении самостоятельной работы с «Внутренней семьей» следует, находясь в нейтральной позиции, подарить мужской, женской и детской частям универсальный подарок - один на всех. Подарок должен быть одинаково приятен каждой из частей.

Инициация «Вынашивание». Эта работа рекомендуется для целенаправленной поддержки мужского начала. Истощение в области мужского легко определить по ситуациям, когда человеку трудно понять себя, трудно увидеть смысл и цели в жизни, а также - когда поставленные цели не достигаются в течение длительного времени. Неопределенность в отношениях, несогласие с близкими и значимыми людьми, проблемы с деньгами, затянувшиеся ремонт или строительство, поломанные вещи и приборы в доме также служат указанием на недостаток сил в области мужского начала.

Инициация «Вынашивание» проводится так же, как и при работе с «Внутренней семьей». Разница заключается в том, что позиция детской части в этом случае привлекается не сразу. В начале работы следует расположить мужское и женское классическим образом, то есть – мужское снаружи, женское внутри, учитывая, что карточки М и Ж помечают границы двух концентрических окружностей, очерчивающих внешнее мужское защищающее и включенное в него женское пространства. После определения актуальных состояний мужского и женского тем же способом, как и при работе в инициации «Внутренняя семья», производится перемещение карточек так, чтобы женское заняло внешнюю вынашивающую позицию, а мужское – внутреннюю, вынашиваемую. После этого следует снова определить, как чувствуют себя мужская и женская части личности в изменившемся положении. В случае необходимости для оптимизации процесса «Вынашивания», следует отвести достаточно времени пребывания в той и другой позиции. Нередко именно долгота пребывания в мужской или женской области приводит к установлению благоприятного состояния и позитивным трансформациям.

В завершении инициации расположение карточек меняется вновь, обретая классическое расположение – мужское начало оказывается опять снаружи, в защищающей позиции, а женское – внутри. Окончанием инициации можно считать удовлетворяющее вас «самочувствие» мужской и женской частей.

Детскую часть, изначально располагающуюся внутри, в центре двух концентрических окружностей – женского и мужского начал - можно периодически «запрашивать» о ее самочувствии и желаниях, становясь в ее область.

Пример.

Успешно проходя курс инициационной терапии, женщина 37 лет отметила, что стала гораздо легче идти навстречу своим женским потребностям. Постепенно она до такой степени научилась «ни в чем себе не отказывать», что оказалась в долгах, с которыми не в силах была справиться. Самостоятельно проделав инициацию «Вынашивание», женщина с ужасом обнаружила, что ее Внутренний Мужчина настолько «выдохся», исполняя все ее прихоти, что «лежит без сил и просит ее только об одном: не так часто обращаться к нему с просьбами, дать ему немного времени, и тогда он обязательно выполнит все, что она хочет». Женщина прониклась состраданием к истощенному, но преданному Внутреннему Мужчине, представила, что кормит и поит его, дает ему необходимый отдых, а также - пообещала выполнить его просьбу. Вскоре она заметила, что ее потребности стали более умеренными, она расплатилась с долгами. Позже, хотя женщина по-прежнему продолжала идти навстречу своим желаниям, ее финансовые возможности возросли и уже позволяли ей избегать долгов.

Инициация с использованием архетипической мандалы. Важным инструментом для самостоятельной работы в инициационной терапии является инициация восхождения по архетипической мандале. Как и при работе со специалистом, для нее можно выбрать большую и малую формы.

Большая форма работы с мандалой предполагает полное восхождение по архетипическим ступеням с земли на небо. Для этого следует разложить на полу карточки с названиями всех 14 архетипических персонажей в порядке, соответствующем их расположению в мандале (рис. 4). «Восхождение» совершается с помощью классического алгоритма: сначала исследуются внешний облик, состояние и актуальные потребности мужского и женского архетипических персонажей данной ступени, инициируется взаимодействие и обмен дарами между ними. Затем следует переместиться в сакральный центр данной ступени и понаблюдать за своим состоянием и внутренним сюжетом. В случае достижения комфортного состояния в сакральном центре можно переходить на вышележащую ступень архетипической мандалы.

Малая форма работы с мандалой предполагает инициироваие одной, двух или нескольких ступеней по вашему выбору. Малая форма используется в случае, когда для инициации мало времени, а также – если для полного восхождения недостает внутренних ресурсов. Желательно делать выбор ступеней последовательно – подниматься на следующие ступени следует, проработав предварительно предыдущие.

Инициирующая сказка

Большую роль в самостоятельной инициационной работе играет создание инициирующих сказок. Любая актуальная проблема, которая есть в отношениях с людьми или в любой другой сфере жизни, может быть «закодирована» в символическую ситуацию, то есть, представлена в виде сказочного, фантастического или другого волшебного сюжета, который удобно развивать в своем воображении день ото дня, пока его герои сумеют одолеть все препятствия, возникающие на их пути друг к другу, и соединятся, наконец, в счастливом союзе. Создавать сказку или волшебный сюжет можно как в условиях покоя и уединения, так и по пути на службу, и даже - занимаясь домашними или другими делами, не требующими умственного напряжения. В ходе работы над инициирующей сказкой стоит прислушиваться к своему состоянию и сознательно приостанавливать создание сказки, как только ее сюжет «застревает» или воображаемое действие начинает ускользать из поля внимания.

Пример.

Женщина 34 лет, прочитав электронный вариант этой книги и желая преодолеть трудности в отношениях с возлюбленным, который не решался взять на себя ответственность за их совместное будущее, в течение месяца создала следующую сказку.

Часть 1. «На окраине деревни отшельником жил Иван, занимался травами, настоями. К нему приходили жители, чтобы он их исцелил. В эту деревню каждый год прилетал Дракон, и забирал самых красивых девушек.

Приходит как-то к Ивану старуха и говорит:

- Пришло мне знание, что ты один можешь победить этого Дракона, спасти прекрасных девушек.

Иван отвечает:

- Зачем мне это надо?

Старуха убеждает его совершить этот подвиг. Для этого Иван должен достать меч-кладенец, который лежит запылившийся тут же неподалеку, в пещере.

- А коня, - говорит старуха, - надо взять у самого богатого жителя нашей деревни, самую красивую кобылу со звездой во лбу. Это гарантирует, что ты победишь Дракона.

Иван отвечает:

- Ты, старуха, много хочешь. Сама пойди за конем, за мечом. Чего это я пойду просить? Мы с этим богатым не общаемся, у меня другие ценности.

Старуха возразила:

-Иван, тебя один раз в жизни народ просит подвиг совершить, а ты артачишься.

- Ладно, - согласился Иван.

Пошел он в пещеру, взял меч, стал его чистить, увлекся. А к богачу Даниле ему совсем не хотелось идти. Но чувство долга – пообещал же – заставило. Пошел, попросил кобылу.

Богач Данила говорит ему:

- Обращайся с ней осторожно, эта кобыла самых благородных кровей.

Иван взял кобылу, привел домой. Вечером ему предстояла битва. Он приготовил меч, оседлал кобылу, приготовил травяной настой, которым если помазаться, раны заживают, и ничто тебя не сломит.

Прилетает Дракон о 12 головах, огнедышащий.

А Иван знает и силу трав, и что он победит Дракона.

Налетает на него Дракон, выпускает на него жар и 12 пастей, а Ивана ничего не берет, он рубит Дракону головы.

Тут Дракон говорит:

- Ладно. Буду тебе служить верой и правдой. Но для этого превращусь в волшебную саламандру.

Дракон стал ящерицей с маленькой золотой короной на голове, а затем - исчез.

Прибежали местные красавицы. Каждая была готова от благодарности выйти за Ивана. Он же на них не посмотрел, а пошел домой. Он думал: кобылу надо хозяину отвести. А та раз – и обернулась красной девицей Василисой Прекрасной, с темной косой. Василиса говорит:

- Здравствуй, Иван! Я твоя навеки.

- А где ты живешь, Василиса? – спросил Иван.

- Через лес, через темную чащу надо пройти, там у меня терем, мне его оставили родители. А в кобылу меня превратил Дракон. Теперь, когда он стал саламандрой, его чары на меня не действуют.

Иван отвечает Василисе:

- Давай я отвезу тебя в твой терем.

- Ну что ж, вези, - отвечает удивленная Василиса.

Отвез и оставил Иван девушку в тереме. А сам вернулся к себе и живет дальше, саламандра же помогает ему делать волшебные настои, рассказывает свои секреты. И местные жители стали активно покупать у Ивана эти настои. Он стал богаче, подумывал уже открыть собственную аптеку. У Ивана появился авторитет среди селян, а раньше он слыл отшельником. И с богачом Иван стал больше общаться. Девушка богача Илона предложила своему суженному ходить к Ивану в гости – он теперь и герой, и человек интересный. Новые друзья помогали теперь Ивану с практической стороны реализовывать его новые планы.

Василиса же в тереме грустила, и посылала Ивану с голубями весточки: «Как жизнь?» Иван иногда отвечал, иногда – нет.

А старушка та жила как раз в лесу между Василисой и Иваном. И Василиса как-то пришла в гости к старушке и жалуется:

- Заждалась я Ивана, соскучилась по нему.

Старушка решила ей помочь и пошла к Ивану в гости.

Начала она издалека:

- У тебя все хорошо, процветаешь. А саламандра – это тот Дракон? Может, съездишь к Василисе в гости? Она-то ко мне в гости заходила. Скучает по тебе.

Молчит Иван.

Даже саламандра Ивану напоминала про Василису, но Иван был невозмутим. И Илона - невеста богача Данилы - про Василису у Ивана спрашивала, но не реагировал на это Иван.

Часть 2. Происходило все это осенью. А вторая часть - зимой. Василиса совсем затосковала и решила сама отправиться к Ивану через темный лес. Она надела шубку, взяла карету. Стемнело. Стало страшно Василисе. По дороге заехала она к старушке.

- Решила я сама ехать к Ивану, - призналась Василиса.

- Успехов тебе, внученька, - благословила ее старуха.

Она напоила Василису чаем, дала ей согреться. И Василиса отправилась в путь. Становилось все холоднее и темнее. И вдруг появилась Снежная Королева, вихрем завьюжила Василису вместе с каретой и поместила на верхний этаж очень высокого ледяного замка, лишив ее голоса. Но у Василисы оставался еще один голубь. И она успела написать маленькую записочку Ивану: «Я в беде. Я в замке у Снежной Королевы».

Иван понял, что не может не помочь Василисе. Пошел он к богачу Даниле, попросил у него помощи, чтобы они вместе поехали спасать Василису. Они оседлали коней, скачут день, другой, третий. И тут им попалась на берегу реки лачужка, а в ней -древний старик.

- Скачем мы, не знаем, куда. Должны спасти девушку от Снежной Королевы. А как – не знаем, - говорят ему друзья.

Старик отвечает:

- Замок ее охраняет 24-хглавый Дракон, если его победите, замок сам разрушится. В пещере тут недалеко хранится за 12 засовами волшебный меч, и только этот меч может срубить головы Дракона. Но ему надо отрубить все 24 головы. Только тогда Снежная Королева будет побеждена и ее замок растает, а к Василисе – вернется голос.

И поехали они – Иван и Данила – в пещеру, срубили мечом Ивана все засовы, но на это ушло много времени и сил. Дальше старик указал им путь, каким можно доехать до замка Снежной Королевы. Дракон почуял добычу, вылетел, пышет жаром из 24 голов – а все вокруг замерзает. Но Иван знал, какое снадобье надо выпить, чтоб не замерзнуть. Дракон удивился.

А когда Иван достал волшебный меч, а свой меч – дал Даниле, и началась битва, Дракон взмолился:

- Любое твое желание, Иван, исполню, любых красавиц тебе приведу, только не убивай меня.

Но Иван вспомнил, что сказал старик, и отрубил Дракону все 24 головы. Вышла Василиса, замок растаял. И Данила сказал:

- Ну что, Иван, теперь не отвертишься. Будет пир на весь мир. Погуляем теперь на твоей свадьбе.

Иван согласился. На обратном пути они заехали к старику, тот напоил их отваром для восстановления сил, и похвалил Ивана. Он пожелал молодым счастья.

И к старухе они заехали, и ее пригласили. И все село гуляло на их свадьбе, и был большой праздник».

В начале сюжета отразился дефицит энергий в области развивающегося мужского начала женщины - автора сказки. Эта «обесточенность» мужского соответствовала безинициативной позиции в поведении ее реального возлюбленного. В сказке к Ивану много раз обращались мужские и женские персонажи. Они побуждали его проявить инициативу, передавая ему свою энергию и ответственность. Это привело к повышению активности и к более решительному поведению Ивана (мужской части личности женщины). Успешно справившись с испытаниями, мужское сумело найти контакт с женским началом личности. Очевидно, что мужское изначально обладало немалыми ресурсами. Счастливый богач Данила, старик-отшельник – это части области мужского Я, обладающие силами и мудростью. Правда, использование этих ресурсов поначалу было затруднено. В ходе работы над сказкой ресурсные мужские силы были осознанны и интегрированы в развивающуюся область мужского - Иван подружился с богачом, проникся мудростью старика-отшельника.

История с двумя Драконами говорит о необходимости целого ряда побед над разлучающими мужское и женское внутренними силами. Мы видим, что, с одной стороны, не полностью побежденный Дракон имеет свойство увеличивать свой потенциал (первый Дракон был 12-тиголовым, а второй – 24-хголовым). Но с другой стороны, даже неполная победа лучше, чем ее отсутствие, так как побежденная часть Дракона уже внесла свою лепту в увеличение ресурсов главного героя (мудрая саламандра стала советчицей Ивана, символом благословляющей материнской функции).

Препятствие в облике Снежной Королевы как отражение холодной части матери было успешно преодолено объединенными силами крепнущего мужского начала.

Вскоре в результате этой самостоятельной работы с инициирующей сказкой у ее автора-женщины исчезло напряжение в отношениях с ее реальным мужчиной. Он, наконец, проявил инициативу и внес определенность в их общение, смог предельно ясно объявить о своих планах на будущее – он решил прекратить их отношения. Несмотря на то, что содержание этих планов оказалось для женщины неожиданным, она не только не была травмирована, но почувствовала большое облечение, так как ситуация длительной неопределенности истощала ее силы. Вскоре женщина обрела внутреннее равновесие, к ней вернулось обычное для нее состояние радости.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.