Эта горизонталь поднимает личность на пик ее духовного развития – к высшему духовному Я. В центре, находящемся на горизонтальной линии между архетипическими функциями Божественное мужское и Божественное женское, находится высший сакральный центр – Точка самости. Это точка установления баланса между высшими мужским и женским началами. Здесь находится второй уровень сакрального брака - универсальный архетипическаий центр личности. Далее - развивающееся сознание выходит на еще более высокий уровень, где личность больше не проявлена, а сознание переходит к своей космичности.
У Р. Джонсона в книге «Он. Глубинные аспекты мужской психологии», посвященной анализу мифа «О Священном Граале» представлен анализ мифа о постижении растущим мужским началом Божественного женского, запечатленного в образе Священной Чаши, исполняющей желания. В книге говорится: «Король Грааля с незапамятных времен жил в центральных покоях замка. Весь смысл его жизни заключался в поклонении Священной Чаше, других забот у него не было. Он поклонялся Чаше Грааля и берег ее. Он берег Чашу и находился в вечном единении с ней, они служили друг другу.
Здесь можно найти ответ на вопрос, который до сих пор оставался без ответа: «Кому служит Чаша Грааля?» - «Чаша Грааля служит Королю Грааля»…
…Я думал об этом ответе несколько месяцев, постепенно углубляясь в его смысл. Почти каждый человек, живущий в нашей культуре, думает, что Чаша Грааля должна служить именно нам, но в этом ответе мы должны услышать нечто более поучительное. Большинство американцев заняты поисками счастья – это все равно, что попросить служить нам священную Чашу, то есть мы желаем, чтобы нам служило все великое изобилие природы, величайший поток женственности, богатство окружающего нас мира: воздух, моря, животные, нефть, леса и все продукты, которые можно получить из этого мира. Но следует понять, что природа не может служить нам. Она служит Богу... Король Грааля – это образ Бога, земное воплощение божественного. Миф говорит нам, и мы должны это усвоить, что Чаша Грааля служит вовсе не нам, а Королю Грааля».
Итак, Божественное мужское начало служит Божественному женскому, и наоборот. Речь идет об их вечном взаимном служении как плодоносном союзе – сакральном браке, отражением которого призван стать земной брак между мужчиной и женщиной. Плодами сакрального союза являются все формы жизни – материальной и духовной, все виды энергий, все явления живой и неживой природы.
Счастье предстает как вечное плодоношение сакрального сада во внутреннем мире человека – это плодоношение Божественного Союза мужского и женского начал. В мире людей принято стремится к этому союзу как к человеческому счастью, принято желать его и искать повсюду. Однако в западной культуре поиски счастья похожи на поиски сказочных молодильных яблок - на стремление обладать ими, а не постичь тайну их произрастания. Люди увлеченно и страстно охотятся за яблоками счастья вместо того, чтобы освоить способы выращивания волшебных яблонь, и, познав тонкости ухода за ними, круглый год иметь не одно-два яблока, а целый урожай волшебных плодов. Проще говоря, если выращивать яблони вместо того, чтобы гоняться за яблоками, - плоды не заставят себя долго ждать. Западному человеку следует стать садовником, а не безответственным потребителем плодов. Таков путь к подлинному, высшему счастью, которое по сравнению с преходящим человеческим - универсально и необратимо.
Таким образом, на уровне высшего духовного Я завершается Великая Работа по достижению гармонии между мужской и женской частями внутреннего мира.
Высший уровень «Божественное мужское - Божественное женское» дает человеку автономию такого рода, когда характер социальных условий жизни уже не влияет на его внутренний мир и поэтому больше не входит в систему его основных ценностей, хотя такой человек может иметь любой социальный статус - от самого скромного до наиболее высокого. На этой ступени человек обретает духовную свободу, и осознанно исполняет какую-либо миссию - служение другим людям.
Восхождение к наивысшему – седьмому архетипическому уровню предстает как путь, который неизбежен в процессе развития для освоения высоких областей сознания, где и живет истинное счастье - соединение божественных частей.
Бхагван Шри Раджнеш (Ошо) в книге «В поисках чудесного», (т. 2, ООО ИД «София», 2006) описывает духовную эволюцию развития отношений мужского и женского начал как последовательное соединение, проходящее в два этапа. Описывая эти этапы, Ошо отмечает, что из семи тонких тел у мужчины первое, физическое тело – мужское, а второе, эфирное – женское; третье, астральное тело – мужское, а четвертое, ментальное тело – женское. У женщины же – наоборот: из семи тонких тел первое, физическое тело – женское; второе, эфирное – мужское; третье, астральное тело – женское; четвертое, ментальное тело – мужское.
По мнению Ошо, в ходе эволюции каждого человека происходят два соединения – сначала в осознанный союз вступают физическое и эфирное тела. Это первый союз мужского и женского. Затем происходит соединение астрального и ментального тел – это второй союз. «Второе слияние» или «второй брак» обуславливают выход сознания на такой высокий уровень, что человек больше не воплощается на Земле.
В свете вышесказанного очевидно, что инициационная терапия является не только методом психотерапии, но и - духовной практикой, что следует учитывать в ходе непосредственной работы с инициациями. Выход на все более высокие уровни сознания связан не только с глобальными изменениями личности, но и с изменениями тела. Работа в инициационной терапии, особенно – на стадиях освоения энергий области архетипического неба - неизбежно требует одновременной физической и духовной работы с телом. Стоит учитывать, что телесные изменения происходят более медленно, чем личностные, и могут быть источником сопротивления и заторов в эволюционном восхождении души.
* * *
Архетипическая мандала показала себя как базовая система, достаточно полно представляющая основу личностной геометрии мужского и женского пространств с точки зрения их архетипического строения. В идеальном случае семь мужских и семь женских архетипических персонажей гармонично взаимодействуют друг с другом на всех горизонтальных и вертикальных уровнях и - оптимально наполненны энергиями, соответствующими их функциям. Другими словами, архетипическая мандала отражает некий эталон внутренней гармонии, который возникает, если описывать наш внутренний мир на языке символов.
Не менее важно определить и те препятствия, которые мешают современному западному человеку приблизиться к этому эталону.