Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы эмпирического и теоретического исследования

Общелогические методы

 

К общелогическим методам принадлежат: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия и моделирование.

Анализ как метод познания представляет мысленное или практическое (материальное) расчленение целостного предмета на исследование. Анализ дает возможность выделить существенные и не- существенные стороны и связи явления, определить каждое из качеств (свойств) с точки составляющие элементы (признаки, свойства, отношения) и их последующее зрения значения и роли в рассматриваемом едином целом, таким образом отделить общее от единичного, необходимое от случайного, главное от второстепенного.

Синтез позволяет мысленно или практически соединить выделенные в ходе анализа элементы (признаки, свойства, отношения) предмета в единое целое с учетом знания, полученного в процессе их исследования. Методы анализа и синтеза в научном исследовании являются взаимосвязанными.

Сравнение - умозаключение, суть которого составляет сопоставлениепредметов по однородным, но существенным для данного рас- смотрения признакам.

Если при этом в результате сравнения выделяются не просто сходные черты, а общие признаки, свойства и отношения предметов, то такой метод есть не что иное, как обобщение.

Нередко при сравнении объектов на основе сходства предметов в определенных признаках (свойствах, отношениях) делается предположение об их сходстве и в других признаках (свойствах, отношениях). Это означает, что методом аналогии делается умозаключение о наличии у исследуемого предмета неизвестных ранее признаков (свойств, отношений), идентичных с теми, которые зафиксированы у сопоставляемого с ним предмета.

Если для познания предмета мысленно отвлекаются от одних его второстепенных признаков, свойств и отношений и одновременно выделяют для рассмотрения другие, - лишь те из них, которые интересуют исследователя в данном предмете, то речь идет о методе абстрагирования.

Тесную связь и аналогия и абстрагирование имеют с моделированием - методом исследования, состоящим в воспроизведении определенных признаков конкретного объекта в специально созданной тождественной или близкой ему модели и изучении последней. Модель замещает исследуемый объект (оригинал). Полученная при ее изучении ин- формация в дальнейшем переносится на оригинал, по аналогии с которым эта модель была создана.

Логическими методами мышления, движущимися от известного к неизвестному, являются индукция и дедукция. Индукция - метод познания (умозаключение), позволяющий на основе частных посылок сделать обобщение, на основе эмпирических данных сформировать теоретические знания. Метод дедукции - это способ рассуждения, позволяющий выводить заключения частного характера из общих посылок.


Методы эмпирического и теоретического исследования

Методы эмпирического исследования включают: наблюдение, описание, измерение и эксперимент.

Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются:

1) планомерность;

2) целенаправленность;

3) активность;

4) систематичность.

Наблюдение как средство познания дает первичную информацию об изучаемых явлениях. Чтобы наблюдение могло быть использовано для получения новых знаний, требуется прибегнуть к его описанию - к фиксации результатов наблюдения средствами естественного или искусственного языка. Для этого, среди прочего, используется измерение, в основе которого лежит установление количественных характеристик объектов на основе сравнение их по каким-либо сходным свойствам, признакам, отношениям с неким эталоном. Измерение есть процедура определения численного значения изучаемых величин. По утверждению Макса Планка, реально то, что может быть измерено.

В прикладных исследованиях широко используется эксперимент – метод познания, при помощи которого явления исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Важнейшим свойством научного эксперимента является его воспроизводимость.

Основными методами теоретического исследования выступают:

мысленный эксперимент, идеализация, формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному.

Мысленный эксперимент основан на анализе такой комбинации объектов, которую невозможно реализовать материально. Если в таком мысленном эксперименте представления об объекте получают, исключая какое-то условие, необходимое для его реального существования, то этот метод представляет идеализацию. Составляя в результате идеализации абстрактные схемы реальных явлений, исследователь тем самым проникает в суть самого явления (примером такой идеализации в экономике являются отрасли, виды экономической деятельности и пр.).

В основе формализации лежит представление и изучение какой-либо содержательной области знания (научной теории, рассуждения и др.) в виде формальной системы, создание обобщенной знаковой модели некоторой предметной области, позволяющей обнаружить ее структуру и закономерности протекающих в ней процессов путем операций со знаками.

Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором в ее основание кладутся некоторые принимаемые в качестве истинных без специального доказательства положения (аксиомы или постулаты), из которых все остальные положения выводятся при помощи формально-логических доказательств.

Гипотетико-дедуктивный метод - способ построения научной теории, в основе которого лежит создание системы взаимосвязанных гипотез, из которых путем их дедуктивного развертывания выводятся утверждения, непосредственно сопоставляемые с опытными данными.

Например, современная экономическая теория рассматривает в качестве основной цели коммерческой организации получение прибыли. Это положение присутствует и в «теоретической» части гражданского законодательства1. Однако практическая деятельность ряда коммерческих организаций, включая кооперативы, дает основание усомниться вправильности этой гипотезы. Отсюда вытекает необходимость выработки новой гипотезы и проверки еѐ состоятельности. Обоснование адекватной действительности теории позволит правильно объяснять поря- док вещей и предлагать эффективные практические рекомендации.

Восхождение от абстрактного к конкретному предполагает разбиение процесса познания на два этапа. На первом этапе происходит переход от конкретного к абстрактному (например, от рассмотрения многогранной действительности к анализу моделей фрагментов этой действительности). Единый объект расчленяется, выделенные части описываются с помощью понятий, суждений. На втором этапе (он собственно и представляет собой восхождение от абстрактного к конкретному) происходит восстановление исходного объекта в форме целостной модели.

Так, при изучении взаимодействий в АПК вычленяют два их основных типа (кооперация и интеграция), описывают их с помощью принято- го в экономической науке понятийного аппарата, строят модели взаимодействий, а затем переходят к построению более общей модели, объясняющей возможные сценарии развития АПК с учетом сложного переплетения кооперационных и интеграционных процессов.

 

Специальные методы

К специальным методам познания, которые наиболее часто применяются в экономических исследованиях, относятся расчетно- конструктивный, монографический, статистический, экономико-математический метод.

Расчетно-конструктивный метод предполагает обоснование возможных вариантов решения организационно-экономических задач, их сравнение и отбор лучшего (лучших) из них. Метод может применяться как для оценки эффективности уже принятых решений, так и для целей планирования.

По сравниваемым вариантам рассчитывают комплекс результативных показателей, включая ожидаемый доход, рентабельность. Принимается во внимание потребность в ресурсах и их наличие. Затем дается заключение о том, какой вариант (варианты) является наилучшим.

Часто в качестве вариантов выступают инвестиционные проекты.

Метод применим и для выбора наилучшего варианта взаимодействий, поскольку любое взаимодействие хозяйствующих субъектов может рас- сматриваться как самостоятельный проект.

Расчетно-конструктивный метод применяется как для отбора проектов к реализации, так и для оценки эффективности уже принятых к реализации проектов.

Монографический метод направлен на детальное изучение опыта работы типичных по какому-либо признаку предприятий и их объединений. Так, может и должен быть изучен опыт работы лучших кооперативов и агропромышленных формирований. Не менее важно выявить причины неэффективной деятельности, для чего следует детально описать негативный опыт работы.

При монографическом методе исследования используют такие приемы, как комплексно-функциональный анализ; сопоставление, детализация; изучение взаимосвязей; выявления резервов производства и получения доходов.

Статистический метод позволяет получать обобщающие характеристики о изучаемой совокупности явлений, изучать характер распределения изучаемого признака, давать количественную оценку причинно-следственным связям.

Наиболее распространенное применение статистический метод находит при построении статистических таблиц и графиков. Предшествующая работа по сбору, обработке и анализу массовых данных обычно остается «в тени», но именно она позволяет обнаружить закономерности экономического развития.

Использование приѐмов статистического метода облегчает применениедругих методов исследования. Например, без таблиц и графиков монографическое описание будет излишне громоздким.

Экономико-математический метод – это отображение наиболее характерных свойств изучаемого явления и процесса с помощью определенной системы уравнений, функций, неравенств и других математических приемов, связывающих воедино элементы системы. Метод позволяет объяснять свойства, структуру, взаимосвязи изучаемого явления, а также находить оптимальные решения.

Наибольшую популярность применение этого метода получило при обосновании отраслевой структуры сельскохозяйственных предприятий, разработке производственных графиков, в том числе при совместных действиях нескольких хозяйствующих субъектов (например, в период за- готовки сахарной свѐклы).

Несмотря на специфические особенности и популярность этого

 

метода для изучения и проектирования производственной деятельности в АПК, его всѐ же следует рассматривать как разновидность моделирования.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.