Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Антропогенез с точки зрения метаантропологии. Антропогенетический (метаантропологический) закон



С точки зрения метаантропологии, как теории обыденного, предельного и запредельного бытия человека, три фундаментальные ступени развития рода Homo – человек умелый (Homo habilis), человек прямоходящий (Homo erectus) и человек разумный (Homo sapiens) могут быть осознаны как понятия, описывающие развитие не только человеческого рода, которое привело к появлению вида Homo sapiens, но и индивида Homo sapiens.

Наблюдение за развитием детей позволяет осознать следующую устойчивую закономерность: антропогенез индивида повторяет антропогенез рода. По аналогии с биогенетическим законом, сформулированным Э. Геккелем, согласно которому онтогенез (развитие индивида) в общих чертах повторяет филогенез (развитие вида), мы можем говорить об антропо-генетическом законе.

Биогенетический и антропогенетический законы в целом близки. При этом есть одно существенное отличие: индивидуальное повторение развития рода у человека происходит не автоматически; лишь частично определяясь генами, гормонами и инстинктами, оно требует осознанных волевых усилий, а при освоении высших этапов – вдохновения и творчества.

Как известно, попытки напрямую использовать биогенетический закон в антропологии и психологии показали свою несостоятельность. Исследования П. П. Блонского и Дж. Болдуина, их последователей и критиков в конечном счете свидетельствуют, что соответствие между эволюцией живого, а также историческим развитием человека, и индивидуальным развитием ребёнка происходят под воздействием обучения и воспитания.

Американский ученый С. Холл наиболее последовательно применил биогенетический закон к индивидуальному психосоциальному становлению человека. Согласно этому исследователю, ребенок в своем развитии кратко повторяет разви­тие человеческого рода, он несет в себе память предков и доисто­рические страхи. С. Холл полагал, что игра ребенка - это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и уже бесполезных функций; последовательная смена форм игры – песок, строительство, война, животные, растения, меновые отношения – способствует этому. Порядок форм игры определен ходом становления человека. По мнению С. Холла, развитие рисунка того или иного ребенка также выражает этапы, которые изо­бразительное творчество прошло в ходе истории.

Можно согласиться с рядом наблюдений и выводов С. Холла, однако он делает фундаментальную ошибку, считая, что логика развития личности задана биогенетически – как некая программа, которая разворачивается в течение жизни. Здесь происходит сведение бытия человека к бытию любого живого существа. Но человек в ходе развития обладает свободой выбора и творения своего поведения, сознания и мировоззрения, в отличие от животного, автоматически подчиненного биогенетическому закону. Биогенетический закон в человеческом существе действует автоматически лишь на зародышевой стадии; с момента рождения человека включаются экзистенциальные и коммуникативно-социальные факторы, биогенетическое становится антропогенетическим, в котором биогенетическое пребывает в снятом виде. От осознанных волевых усилий становящегося человека, которые задают пространство вдохновения, зависит насколько он будет очеловечен – насколько освоит предшествующие ступени развития и примет участие в создании последующих.

Отсюда следует, что не всем индивидам Homo sapiens удается пройти предшествующую эволюцию рода Homo. Некоторые из них, вполне освоив начальные ступени, лишь симулируют освоение последней, не проникая в сущность этой ступени, не включаясь в нее полнотой своего существования. Отсюда следует, что антропогенетический закон, в отличие от биогенетического – это закон о достижении разных пределов развития, или, иными словами, о разных пределах включенности в эволюцию рода. Поэтому он может быть осознан и как мета-антропологический закон (см. метаантропология).

Тем более, что концепты «человек умелый», «человек прямоходящий» и «человек разумный» могут быть рассмотрены не только как понятия, описывающие индивидуальное становление психики, но и как фундаментальные метафоры, очерчивающие бытие личности – коррелирующие с обыденным, предельным и запредельным его измерениями. Действительно, метафора «человек умелый» выражает обыденное бытие человека, специализированного в одной из профессий на уровне умений без творчества и подчиненного господствующей идеологии; метафора «человек прямоходящий» означает морально и креативно «распрямившегося» человека предельного бытия, обретающего достоинства личности, «человек разумный» - это человек запредельного бытия, способный к осмысленному существованию во имя любви и свободы.

Учитывая эти рассуждения, антропогенетический или метаантропологический закон может быть сформулирован так: антропогенез индивида повторяет антропогенез всего человеческого рода; при этом одни индивиды осваивают последнюю ступень антропогенеза лишь внешне, на уровне мимикрии и симуляции, вторые целиком адекватны ей, третьи создают следующую ступень, вступая в противостояние с остальными представителями своей эволюционной ступени, но постепенно увлекая их за собой.

Иными словами, на каждой последующей эволюционной ступени развития человека сохраняется значительное число индивидов, которые остаются на предыдущей ступени, но это уравновешивается личностями, живущими созданием следующей ступени. Более того, каждый человек, находящийся на предыдущей ступени развития, которую можно осознать как обыденное бытие, способен так актуализировать свою личность, что может выйти в новое экзистенциальное пространство.

(См. также: антропоген, антропология, архантроп, метаантропология, сверхчеловек, мезолит, метачеловек, неоантроп, палеоантроп, палеолит, палеоантропология, человек кроманьонский, человек неандертальский, человек прямоходящий, человек разумный, человек умелый).

Н. Хамитов

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.