Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Религия как мировоззрение

Никитина Ксения Игоревна, студентка 1 курса группы ССДбп-15-1, факультет сервиса ksush.nikitina2014@yandex.ru , ФГБОУ ВПО «Российский Государственный Университет Туризма и Сервиса», Москва, Российская Федерация

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению религиозного мировоззрения как способа построения картины мира человеческим обществом. В статье показывается, что научное и религиозное моделирование мира являются взаимодополняющими. Делается попытка показать, что главные понятия, которыми оперирует религиозное мировоззрение, могут рационально трактоваться в рамках современной научной картины мира. Показан процесс становления новых религиозных понятийных пределов.

Религиозное миропонимание характеризуется верой в сверхъестественное. Религия происходит из мифологии, однако среди них есть значительные различия. Вероисповедание появляется в обстоятельствах сформировавшейся письменности. Важное отличие религиозного миропонимания от мифологического заключается в том, что взаимоотношения человека с Богом строятся на идее первенства и повиновения. Составляющие структуры религии относительно самостоятельны. Однако мировоззрение может и не сформироваться по причине того, что мифология больше не господствует над людьми. Они могут принять религиозное мировоззрение, а могут предпочесть философию. В случае если в рамках мифологического миропонимания начальный пунктом отсчета считается уровень культуры, в то в пределах церковного миропонимания такого рода пунктом отсчета считается разговор индивидуального духа с мировым духом, в следствии чего же образуются религиозные идеи, которые приводят к появлению специальных чувств и настроений. И все это завершает оформление религиозной культуры общества и индивида, где своеобразно переплетаются религиозные идеи и настроения.

Ключевые слова: Религия, вера, мировоззрения, мир, человек, разум, Бог, ценности

Роль веры в мире разнопланова, однако цель ее - развитие единства людей, актуализация общечеловеческих нравственных ценностей.

Мы знаем, что люди существуют не просто так, и желание узнать мир возникает тоже не просто так. Люди не самодостаточны, потому что они зависимы от мира, в котором существуют. Человек осваивает мир, пытаясь найти своё место в нем. Есть разные способы изучения мира. Исключительностью людей является то, что из всех существ только они владеют разумом. Человек, являясь живым существом, имеет биологические потребности, и неудовлетворение их ставит под сомнение продолжение людского существования. Но помимо биологических потребностей, основой каковых считается тело, имеются духовные потребности, основой каковых считается разум. Поэтому человек задается такими проблемами, какие являются объектом исследования философии. Из чего произошел мир? Что такое разум? Существует ли Бог? В чем смысл жизни? Несомненно, что предоставить ответы на эти вопросы безмерно труднее, нежели удовлетворить биологические потребности. И простые конкретные ответы тут невозможны.

Важную значимость представляет пояснение людьми мироздания и собственного места в нем. Значения, верования, смыслы, которые создаются в народе, считаются разными ньюансами данного разъяснения. Данное качество рационального человека иметь целостный взгляд на мир и собственную роль в нем называют мировоззрением. Метод изучения реальности, который выбирается человеком, неразделимо сопряжен с его мировоззрением. Но вероятные стратегии данного изучения могут различаться.

Три самые основные - естествознание, философия и религия, но мы не можем назвать наиболее правильной одну из них, а другие - занимающими подвластное состояние. Определенная часть общества выбирает себе одну доминирующую стратегию, что и влияет на мировоззренческие предпочтения. Любой мировоззренческий выбор обусловлен ценностными предпосылками, а не только рациональными.

Особенность данных стратегий сопряжена с присутствием у человека веры, разума и чувственного опыта. Непосредственно это помогает приобрести понимание о настоящем устройстве реальности. В то же время мы не можем подлинно решить, какой из источников нашего знания обладает преимуществом и, таким образом, какие именно объекты признать существующими.

При помощи чувственного опыта люди постигают материальный мир. При помощи разума – мир мыслимый. Знание о материальном мире, приобретенное в большей степени чувственным опытом, называют научным познанием. Приобретенное о мире идеальном и в большей степени при помощи разума - познанием общефилософским. Мы знаем, что есть вещи, какие возможно «заметить» только лишь с помощью чувственного опыта, а имеется другие, какие «видит» только лишь разум. Основным критерием научности считается вероятность проверки утверждения опытным путем. Никакой опыт никак не способен помочь ответить на вопрос о существовании Бога. Вопрос о Боге, который появляется в философии, считается абсолютно справедливым. Есть философы, приводящие доводы о необходимости существования Бога, и есть те, которые это опровергают. Поэтому вопрос о Боге, это вопрос своеобразной философской веры, индивидуального мировоззренческого выбора, личных предпочтений человека.

Мировоззрение - совокупность взглядов и представлений, определяющих отношение человека к различным явлениям действительности, его жизненную отношение человека к различным явлениям действительности, его жизненную позицию и ценную ориентацию. Выделяют три исторических типа мировоззрения мифологию, религию и философию.

Я расскажу о религии.

Религиозная форма мировоззрения, появилась 40-50 тысяч лет назад. Как и мифология, религия базируется в эмоциональных образах, однако, концентрирует фантазию не на естественном мире, а на особенном сверхъестественном мире, который образует широкую духовную область. Данный мир нельзя постичь умом, он постижим только с поддержкой веры в сверхъестественные силы, в существование Бога или богов. Так первичную роль играет вера в Бога, в вероятность человека прожить Богочеловеческую жизнь, достигнуть настоящих моральных ценностей и гарантировать себе бессмертность.


Истоки церковного миропонимания имеют разный вид:

· Социальные истоки: человек зависит от общественных отношений, которые сложились на данном историческом этапе, и не может самостоятельно уйти из них.

· Гносеологические истоки объединены с конкретной степенью развития человеческого сознания, возникновением теоретического мышления, которое имеет в себе вероятность отрыва идеи с реальности. Человек учится фантазировать. Помимо этого, появление веры сопряжено и с недостаточностью познаний, собранных к этому периода народом, что ограничивало его в способности оптимальным способом разъяснить многочисленные явления природы.

· Психологические истоки религии связаны с тем, что люди в многочисленных примерах собственного существования оказывались бессильны перед природой, это инициировало боязнь пред её «загадочными» силами, вдохновляло к поиску средств, с поддержкой которых имели возможность им противостоять.Ещё древнейшиемыслители рассказывали, что боязнь породила богов. Однако было бы неверным приукрашивать значимость боязни и иных негативных чувств в создании церковных верований. Фейербах отметил, что «для объяснения религии необходимо брать не только отрицательные, но и положительные мотивы, не только невежество и страх, но и чувства противоположные страху — положительные чувства радости, благодарности, любви и почитания».


Религия сопутствует обществу в течение существенной доли его
истории и в наше время период охватывает 80% жителей земного шара. Понятие
«вероисповедание» обозначает религию, особенный взгляд на общество, комплекс обрядово-
культовых операций, а кроме того соединение религиозных людей в определенную
организацию, какие следуют из уверенности в существовании той или
другой вариации сверхъестественного. Как заметно из определения,
религия включает в себя 4 ключевые доли: веру, вероучение, культ и
организацию. Базу религии, в отсутствии которой она неосуществима, является вера –
особое психологическое положение абсолютного утверждения в отсутствии необходимых объяснений.
Религиозное понимание – намеренно разрабатываемая, систематизируемая
совокупность определений, мыслей, основ, размышлений, аргументаций,
концепций. Объединяющий элемент – вероучение, теология, богословие.

Ядром абстрактного религиоведения представляет «идеология веры», под чем подразумевается общефилософское пояснение религии. Сейчас имеются 2 тенденции объяснения философии веры: идеалистичная (религия – центральное явление в обществе, в церковном сознании отображается сущность сверхъестественных условий) и материалистическая (вероисповедание – исторический результат с её внутренними закономерностями формирования). От идеалистической философии необходимо отличать церковную философию. Нынешняя церковная идеология - комплекс разных течений и движений, развивающихся в христианстве, исламе, буддизме и иных цивилизованных церковных концепциях.
История указывает, то что многочисленные культовые верования считаются продуктами социального формирования, отражая в собственных своеобразных концепциях и теориях значительные особенности разных общественных веков.

Религия – явление, объединяющее общество с помощью нравственных и внутренних ценностей.
Философия веры ограничивает объект исследования веры, где вера - предмет общефилософского познания. Изучается не только лишь механизмы появления веры, но и её отображение в сознании человека.
Одной из значимых функций веры считается роль мировоззренческая. Он состоит в том, что вероисповедание стремится сформировать свою картину мира.
Для нынешних вероисповеданий - христианства, иудаизма, ислама, буддизма - весьма значимым считается компонент нравственный, который дает им особенную важность в человеческом религиозно-фактическом существовании. Данный компонент содержит бесспорные общечеловеческие значения, которые довольно схожи в различных вероисповеданиях и сохраняют свою силу и за пределами церковной концепции.

В современном мире в век информационных технологий и огромного количества источников информации человеку очень трудно найти смысл жизни, который бы объяснял существование человека и определял для него базовые нравственные и духовные ценности. Сейчас существует несколько видов мировоззрения, в основном этом религии различных конфессий и атеизм.

В нашем государстве несколько поколений были воспитаны на идеях атеизма, отрицающих существование Бога и опирающихся на теорию Дарвина, как основу возникновения человека в этом мире. С точки зрения научного коммунизма материя первична и поэтому ограничивает человеческое сознание, его душу рамками материи.

В свою очередь православная религия открывает для человека безграничные просторы его возможностей в сотворчестве с Богом, это подтверждено тысячелетиями нашей истории и личным опытом Богообщения миллионов православных людей. Православная философия действительно объясняет смысл жизни человека и дает ему колоссальные стремления к наивысшему предназначению человека.

Все религии мира подтверждают существование загробной жизни. Современная наука не противоречит этому, наоборот подтверждает, но не может объяснить этого явления.

Смысл жизни человека заключен в том, что каждый человек как единственная, неповторимая личность рождается в этом мире для вечной жизни, которая разделена на 2 периода: жизнь до смерти и жизнь после смерти. Изначально человек был создан Богом для вечной жизни от полноты Божественной любви, как от переполненной чаши, и является самым любимым и совершенным Божиим созданием.

Сейчас существует очень много религий, и часто они подменяются неправильным трактованием, которое ведет за собой появление сект. Нельзя подвергать сомнению чистосердечие членов секты, которые посвящают себя своему делу, как нельзя отрицать, что в самых традиционных религиях, есть опасные фанатики и любители авантюр. Современный расцвет сект является проявлением духовных потребностей многих людей. Секта означает нечто отделенное от целого, в ее начале лежит противопоставление себя существующему порядку вещей, традиционным духовным ценностям. Каждый основатель секты считает себя умнее, добродетельнее, духовнее других.

В обществе, в котором действует множество сект, умирает культура и прогрессирует страшная духовная болезнь — неспособность к различению добра и зла, истины и лжи. Такое общество лишается жизненных сил, коренящихся в религиозно-нравственной области, делается неспособным конструктивно решать свои проблемы и становится пассивным объектом влияния чужой, внешней воли.

Некоторые возразят, что многие традиционные религии испытали в какой-то момент такое искушение, однако здесь речь идет о привнесенных амбициях, а не о цели, выдвинутой религией. Именно поэтому все движения, имеющие эти постыдные цели, остерегаются раскрыть их и рядятся в чистоту религиозных намерений.

С целью преодоления духовного кризиса капиталистического общества религиозные идеологи акцентируют внимание на проблеме личности. При этом очевидно сближение религиозного и буржуазного трактовок человека и его сознания. В результате возникает новый, современный тип религиозно-буржуазного антропологизма, нацелен на восприятие его широкими массами. Человек рассматривается уже не как песчинка в бурных волнах бытия, а как в известной мере творец своей судьбы, хотя последняя в любом случае и предопределена Всевышним.

Разумеется, современная консервативная религиозная мысль, по-прежнему, главное в проблеме человека видит не в ее социальном и национальном освобождении, не в освобождении от капитализма, то есть от эксплуатации, безработицы, инфляции, а в искуплении, освобождении от греха.

Как общественное проявление вероисповедание содержит собственные координационные фигуры, главным
признаком каковых считается религиозная работа и каким присущи
специфические взаимоотношения, конструкция, массовое понимание, концепция ориентиров,контроля и т.д. Храм равно как справедливо имеющийся общественный институт
играет приличную роль в текстуре общественных взаимоотношений.
Религиозное мировоззрение обычно рассматривается в двух аспектах: теоретическом и повседневном. Теоретический аспект предполагает
концептуальное понимание церковного ансамбля, то что обретает свое
выражение в формировании концепции объяснения и сохранения церковных теорий о
Боге, его качествах, нравственности, законов верующих, определенных этой либо другой религией. В повседневном аспекте церковное миропонимание выражается не в мировоззренческой форме, в прямом ощущении присутствия
сверхъестественного в жизни человека, в переживании личностного
религиозного навыка.


В духовной жизни верующих религия осуществляет все функции,
которые осуществляет и мировоззрение в целом.
Попытка пренебречь либо устранить церковное миропонимание - это
попытка пренебречь и устранить человека верующего в целом.
Религиозное мировоззрение православного человека способно меняться, но
человек никак не способен существовать в отсутствии мировоззрения.

Религиозное мировоззрение сейчас самое распространенное в мире и в нём бытие и сознание тождественны, этими понятиями определяется единосущный, вечный и бесконечный Бог, по отношению к которому природа и человек от него произведенные, вторичны, а потому временны, конечны.

Можно привести очень много примеров, которые доказывают существование Бога, множественные чудеса, которые не объяснимы наукой:

- Схождение Благодатного огня в Иерусалиме

- Изменение кристаллической структуры воды при ее освящении в праздники Крещения

- Мироточение

- Обретение нетленных мощей

- Канонизация святых тоже одно из очень важных подтверждений существования Бога. Человек живет на земле праведной жизнью и уже при жизни многие признают его святым. А после смерти люди продолжают к нему обращаться и получают помощь Божию по молитвам этого уже усопшего человека. По истечении длительного времени при накоплении большого количества чудес, полученных по молитвам этого святого, Церковь поднимает вопрос о его канонизации – призвании святого к служению Богу после его смерти.

Обязательной составляющей каждой религии является почитание, как форма осуществления в обыденной жизни символических действий в виде ритуалов, молитв с помощью храмов и реликвий.

Религия, появилась в человеческом сознании под действием таких факторов, как потребность выхода из безвыходных ситуаций, эмоционального отношения к миру, попытку найти ответы на вопросы, возникавшие в ходе осмысления трудной, двойственной картины мира и собственного существования. Религия отображает реальность с собственными трудностями и сверхъестественный мир для неверующих.

Религиозная идея Бога, по-видимому, противоречит целям философии в том отношении, что предполагает в природе Бога и потому в живом отношении к Богу момент тайны, непостижимости человеческим разумом, тогда как задача философии именно в том и состоит, чтобы до конца понять и объяснить первооснову бытия. Все логически доказанное, понятое, до конца ясное, уже тем самым лишается своей религиозной значимости. Поэтому, если бы даже философия действительно познала истинного Бога, доказала Его бытие, разъяснила Его свойства, она именно этим лишила бы Его того смысла, который Он имеет для религии. Как нельзя одновременно переживать радость живой любви к человеку и брать того же человека как объект холодного научного анализа, так нельзя одновременно веровать в Бога и логически постигать Его.

 

Главные функции религии:

· Главной предназначением веры считается компенсаторная. С этапа собственного появления, религия возмещает недостаточность познаний человека. Основная концепция каждой веры - концепция Бога, посредством какого возместятся идеи гуманизма, людских взаимоотношений с Богом.

· Мировоззренческая роль веры заключается в том, что вероисповедание зачастую поясняет общество в целом, единичные проявление и единичные движения в нём, и этим создает картину мира. Вероисповедание содержит в себе мировоззрение (пояснение мира и единичных явлений в нем), миросозерцание (отображение планеты в чувстве и восприятии), мирочувствование (чувственное утверждение либо отрицание), мироотношение (оценку).
Привнесение значения бытию человека дает вероятность верующиму выйти за границы бытия, сохранять веру в лучшую жизнь в перспективе, в освобождение от мучений, бедствий.

· Регулятивная роль религии заключается в том, что она формирует «собственную» концепцию общепризнанных норм и ценностей, в каковой вера в сверхестественное основание считается совершенной и надёжной. Подобным способом, вероисповедание приспосабливает к собственным нуждам либо формирует вновь установленную концепцию внутренних ценностей, общепризнанные нормы, ритуалы, которые осуществляют контроль в жизни верующих.
Особенно огромную роль содержит концепция предписаний общепризнанных норм церковного порядка инравственности. Православный обязан стараться следовать в жизни примерам святых.

· Интегративная роль веры нацелена на соединение в ней только людей одной веры. Реализуется в границах общины либо конфессии единомышленников.

· Коммуникативная роль веры содержит процесс обмена данными, общение людей с Богом, взаимоотношения между верующими.
Отсюда следует, что вероисповедание является итогом своеобразных закономерностей, образующихся в человеческой истории, которая отобразила и воплотила в себе данную специфику посредством различных форм своего развития. Вероисповедание считается значительной составляющей культуры и общества, появилось в первых людских объединениях, формировалось и менялось совместно с формированием сообщества, однако постоянно остаётся одним из основных условий духовного существования общества.

Как известно, каждая религиозная концепция это мировоззренческая концепция. И хотя мировоззрение предмет исключительно индивидуальный, всё равно у большого количества людей, которые принадлежат одной и той же церковной рклигии, возможно довольно просто установить единство мировоззрения, что:
• сложилось из-за их непрерывного контакта с атрибутикой церковной системы
• собственным личным миропониманием общество одной религии удерживает совместное миропонимание целой церковной концепции.

Конечно,о совместном мировоззрении возможно заявлять только относительно. Однако, изучая систему на основе данных, существующих в материальной культуре сообщества, можно отметить довольно огромный диапазон морально-мировоззренческих законов, установленных абсолютно всеми богомольными данной концепции. Вещественная культура закрепляет обычно то, что существовало в народе и было осмыслено, освоено и зафиксировано, поэтому подобным способом возможно довольно четко выяснить мировоззрение, доступном наибольшему количеству верующих людей. Этим занимаются науки, изучающие религию.

Почти каждая церковная религия старается как можно больше проникнуть в социум. Базой успеха для такого проникновения считается желание и умение перемещать понятийные пределы ранее имеющихся понятий в согласовании с собственной верой. Это - главное и наиболее результативное средства для охвата человеческой психики новейшими понятийными пределами. Если нужный для охвата диапазон нововведённых верой определений делается достоянием установленного числа людей, то уже ест возможность заявлять, что мировоззрение данных людей стало отвечать религиозному мировоззрению этой церковной концепции.То есть, с помощью смещения понятийных пределов значительного диапазона определений церковный уровень культуры достигает смещения миропонимания людей в сторону смещения понятийных пределов, так как понятие это не только слово, но и установленный образ, подходящий данному слову, который появляется в сознании людей. Мировоззрение – система индивидуальных образов, характерных сознанию и психике. Понятно, что при удачном смещении понятийных пределов и вторжении значительного диапазона религиозных определений в социум, психика многих людей данного сообщества автоматом структурируется (упорядочивается в соответствии с верующим внутренним постулатам) под религиозное мировоззрение - в том числе и в случае, если в этом обществе верующих меньшинство.
Поэтому любая церковная концепция с присущей ей культурой навязчиво предлагает народу свое мировоззрение - индивидуальную форму объективной действительности на основе образов, характерных психике людей; систему взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации.

 


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Основные религиозны источники http://www.antiplagiat.ru/go?to=qanLvpAOHoE-3n1OsYdm3uvBoqIIzAF0-L9ZwUIRXNJibPAlFsEcKZHZZOHBozLQRqIoTlFXeTPV81vFLBOpCNhZKk0k5ODtU4y17FHF9eODqEsnTJskDFTTIW2v8LNTFdRdFw2

2. Религиозное мировоззрение http://www.antiplagiat.ru/go?to=h58whdJ_XwXKlpZPUUUVJRKPuwmZCY0tb2RfSCUlPI24tVNsvZp3cBwvMafjE84BmOA4wx_hUe0b7eGDi_QMLAr2PmUIVp60oBjgvJ4bNDlNX8AMX95lYa7U3NovtqBr-DpbL1pwYzCIoOM_gc6puIg3mjw1

3. Секты и антиценности http://www.antiplagiat.ru/go?to=er0l_c_Pu5V65B-8F7rF_V2zgmYxjESWW4Me1RpqyXqz5U6JBP4trH5TX_PWu4nRcZlF6qW90bwENiR6U4EJzbDkC4m0iZ2QmEavya1T2yU1IKcd-avYddbAUoFq3gMs09PThz8ZvC_BZrPDVP9QttbzYDU1

4. Религия как тип мировоззрения – Реферат http://www.antiplagiat.ru/go?to=sDp5kZrBSLrwwAItqMA6UdwxTYkiLKTtWFDqgKJl9gnpea1ZkinHeu_Ltrv9B4TPkgITb4JxaZmhrUiKF-GZwNqWS1N43LY5PhEgsgU_URKHIyb20

5. Мифология и религия как истоки философии http://www.antiplagiat.ru/go?to=7pFWJKHq9oloM46YZCKMygHak8yoHxmdWhWkEBNJP_yMc5h-AKqwk4HaAQ8Ejl9MUCFlZ9qTvyhL8wYVdyjejnSbsSkZpLPmoRbjScRGNczuy_Auti8Pnh-IjlsfZ8kR17Vt-4E_lVYtdB_JDETqnKa0ufI1

6. Книга: Наука и религия: новый симбиоз? Г. Г. Ершова, П. Ю. Черносвитов http://www.antiplagiat.ru/go?to=fFKIIqBM3ocheT6UgzYhpnRTwvsbdJlkVrHAMI4Vq5Nm6Bs7uRI_1HsJywJN8reln8zEzvCIFDqPbLC2eFqnZqtDqQ2R3TEbHHgux6TI5jOmPzPRrHxGBpGanAXZSNTZQdM-mQU3lHSgR4-yi9-mqCEb6PaKM96oRnAFdjnAdAE3oIn_fG7V0DnaZjatWPITnTFiLkwazKSM7c-wsFWWfMx4iC0KQNvCdbzQc_s8q7g1260KaK_-LF548MuWoD7_Q4BtTy9sijdi-Mrygaw0FQjndP9LrS_FlvJqQD98XT8w4Zg7UIZvD8LVdYj6r4V7wu_Rhd3GF4YOCRqQe15opI5QG43RpM4KvuvTVAcxwmiU-yO3amVxrJ_xM58Aems_BM36IdB-VVbbbirW3kkWzeDYGMVkKc3umwh630WZcZ6mvzdeNFgk5UZAZheawVG5zlcMsQ2

7. Религия как форма мировоззрения http://www.antiplagiat.ru/go?to=lfTpuCJTeifMES7rhnxVJHjvX-uzE4XbHBXP2d-IQEy6lZAgRO6f61EDvI03EviUPjVlq1ESH5TX_tUI5jWpfD0u6qM1

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.