Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Способы преодоления речевой агрессии



 

Вряд ли можно говорить о полном устранении агрессии из речевого общения. Однако можно научиться успешно контролировать, сдерживать и преодолевать вербальную агрессию, не прибегая при этом к ответной грубости.

Самое серьезное препятствие на пути преодоления речевой агрессии – это беспечная лояльность современного человека в оценке агрессии слова. И если человек отказывается объективно признать собственную склонность к ее проявлению, стыдливо заменяя это понятие абстрактными «несдержанность», «резкость», «неуравновешенность» и утешая себя тем, что «сейчас все так говорят», он ничего не сможет изменить в своем общении с другими людьми. Поэтому наиболее общее направление предотвращения агрессии – самонаблюдение и самоконтроль человека над собственным речевым поведением, анализ своей речи с точки зрения вежливости, корректности, эффективности воздействия. Чтобы избежать резкости, часто достаточно просто попытаться встать на позицию оппонента, «быть выше ссоры».

Ю. В. Щербина выделяет приемы контроля над вербальной агрессией в конкретных речевых ситуациях:

1. Игнорирование речевой агрессии.

Не реагировать на бестактность в свой адрес, «не замечать» враждебности со стороны собеседника, не отвечать грубостью на грубость. Это может быть молчание в ответ на агрессивное высказывание; отказ от продолжения общения (отвернуться, уйти), а затем продолжение общения в спокойной, ровной тональности.
«Механизм метода достаточно прост: очень часто общение в конфликтной ситуации строится по принципу: «Он мне – слово, а я ему – десять». Так возникает словесная перебранка, каждый участник которой стремится оставить за собой «последнее слово». Игнорирование же представляет собой альтернативную коммуникативную стратегию, которая оказывает психологическое воздействие на «агрессора» (эффект неожиданности) и разрушает его «негативный сценарий». Это достаточно действенная мера против агрессии в том случае, если ситуация не приобретает острый раздражающий характер и не переходит в открыто обидное, неприемлемое для вас общение».

2. Переключение внимания.

Попытаться изменить враждебное настроение собеседника, отвлечь его от агрессивного намерения или изменить его отрицательное эмоциональное состояние, перевести разговор на другую тему. Основные способы переключения внимания – неожиданный вопрос («Неужели ты думаешь, что…?», «Сколько времени мы уже потратили на ссору?») или отвлекающее предложение («Поищем ответ на этот вопрос в…», «Давай попросим помощи у ...» и т.п.).

3. Метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций.

Зная «сильные» стороны и положительные качества собеседника, в определенной ситуации мы можем актуализировать (обозначить, напомнить) эти качества с помощью высказываний, которые подчеркивают неожиданность, случайность проступка. Например:

· Напоминание («Ты же взрослая, рассудительная женщина!»);

· Удивление («Неужели ты мог сказать такое?!»);

· Разочарование («А я-то думала, ты поступишь по-другому...»);

· «Тактическое сомнение» (или метод «подзадоривания») – частная разновидность метода проецирования, целенаправленная словесная «провокация». Например: «Ну и кто самый смелый – кто первым подойдет мириться?»; «Неужели ты не можешь обойтись без грубых слов?»; «Тебе, наверное, трудно проявить терпение и выдержку!».

 

4. Положительные оценочные высказывания, целенаправленная демонстрация одобрения и доброжелательного отношения к собеседнику, похвала, препятствуют речевой агрессии.

Очень важно, чтобы выражение одобрения было разнообразным по форме. Выражением позитивной оценки могут быть не только традиционные «молодец!» и «умница!», но и обращение к прошлым успехам («Вчера всё было сделано отлично, давайте сегодня сделаем еще лучше!»).

5. Открытое словесное порицание.

На первый взгляд осуждающее замечание – самый простой способ противостоять агрессии. Однако он часто неэффективен, поскольку упрек, запрет, требование могут иметь прямо противоположный результат – вызвать ответный отказ, возражение, протест. Поэтому порицание должно быть выражено непременно в корректной форме, с обязательным использованием необходимых формул вежливости. «Этот способ наиболее целесообразно использовать в ситуациях, когда надо особо акцентировать внимание на негативности проступка, например, подчеркнуть, что собеседник вел себя нетактично, поступил непорядочно, высказался несправедливо: «Пожалуйста, прекратите ругаться! Вы ведете себя очень некрасиво!».

6. Шутка, юмор и смех будут несовместимы с открытой агрессией.

Однако необходимо заметить, что шутки неприязненного и оскорбительного содержания – это уже не юмор, а сарказм (язвительная, злая, едкая насмешка). Такие шутки обижают и могут, напротив, провоцировать ответную речевую агрессию.

7. Убеждение.

Существуют требования, нарушение которых делает убеждение неэффективным и может вызвать раздражение собеседника. Например, во избежание ответной агрессии не следует разъяснять вполне очевидное (например, почему нельзя оскорблять другого человека) – лучше корректно напомнить («На эти слова я могу обидеться»), не нужно повышать тон (говорить раздраженно или излишне пафосно). Начинать всегда лучше с описания достоинств собеседника, его достижений, успехов. Это позволяет снять эмоциональное напряжение, настроить на позитивное общение, снизить возможность протеста. В процессе убеждения эффективен прием смены ролей: моделирование ситуации, в которой «агрессор» оказывается на месте «жертвы», с целью добиться осознания неправильности поведения через эмпатию: «А тебе самому было бы приятно услышать то, что ты сказал мне?»; «Представь, что ты оказался в подобной ситуации...»; «Подумай, как бы ты поступил на его месте».

8. Извинение.

Очень часто наши ложные представления о достоинстве («Просить прощение унизительно») и эгоистическое желание считать себя во всем и всегда правыми («Все виноваты, кроме меня») приводят к тому, что извинение звучит в речи гораздо реже, чем это необходимо. Мы должны помнить о том, что извинение «меняет знак» конфликтной ситуации – с отрицательного на положительный, определяет общую установку общения: от разобщенности, отчуждения, враждебности к примирению, единению, достижению согласия.

9. Вежливое выражение протеста.

Зачастую несогласие с мнением собеседника выражается в резкой и категоричной форме («Какую ерунду ты говоришь!», «Ты мелешь чушь!»), что провоцирует справедливые возмущение, обиду, протест. Однако то же самое возражение может быть высказано в необидных для собеседника формах:

· Предположения («Возможно, это не совсем так»);

· Сомнения («Сомневаюсь, что это правильно»; «Неужели это так и есть?»);

· Неуверенности («Не уверен, что это вполне справедливо»);

· Опасения («Боюсь, ты не совсем точен»).

 

10. Эвфемизмы.

«Особое место в ряду средств устранения бестактности, агрессивности речи занимают эвфемизмы – более мягкие слова или выражения вместо грубых или бранных. Например:

· использование описательных оборотов речи, перефразирование («человек, который присвоил что-то» вместо «вор»);

· слова с приставкой не («неправда» вместо «вранье»);

· косвенное информирование – намеки, иносказания («ты поступил как непорядочный человек» вместо «ты негодяй»).

Заключение.

В заключение хотелось бы отметить, что в той или иной мере агрессия будет присутствовать всегда. И хотя полностью искоренить ее не представляется возможным, необходимо стремиться уменьшить ее объем. Решение подобной задачи — одна из главных задач современного общества и государства, которое так же играет большую роль в регулировании и контроле речевой агрессии[2].


Список использованной литературы.

 

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г.

 

2. И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г.

 

3. Петрова Н.Е., Рацибурская Л.Е. «Язык современных СМИ. Средства речевой агрессии», 2011 г.

 

4. Петрова Н.Е. «Формы проявления речевой агрессии в газетном тексте», 2006 г.

 

5. Щербинина Ю.В. «Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления», 2004 г.

 

6. Щербинина Ю.В. «Проблемы речевой агрессии в общении школьников», 2003 г.

 

7. Воронцова Т.А. «Речевая агрессия: Вторжение в коммуникативное пространство», 2006 г.

 


[1] Агитация - действие, преследующее задачу убедить кого-либо в чем-либо.

[2] Пример контроля речевой агрессии государством: ГК РФ ст. 152 «Защита чести, достоинства и деловой репутации».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.