• нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
• неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями, то есть словарные слова);
• отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой;
• повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку (например, ученик дважды написал в слове звезда вместо буквы е букву и);
• две – три ошибки, допущенные в одном слове (например, лицо – летцо) считаются за одну ошибку;
• ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву т вместо д в слове лошадка и букву свместоз в слове повозка).
За ошибку в диктанте не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с обучающимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Недочётами в диктанте считаются:
• отсутствие знака препинания в конце предложения, если следующее написано с большой буквы;
• отсутствие красной строки;
• неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
• повторение одной и той же буквы в слове;
• недописанное слово;
•перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
• дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Нормы оценок за грамматическое задание
«5» - безошибочное выполнение всех заданий;
«4» - если учеником выполнено не менее ¾ заданий;
«3» - правильно выполнил не менее ½ заданий;
«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.
Грамматическое задание может предлагаться для выполнения вместе с диктантом. За успешное выполнение грамматического задания выставляется отдельная отметка. Допущенные при выполнении грамматического задания орфографические ошибки не влияют на отметку за диктант, а отметка за задание не зависит от допущенных орфографических ошибок.
Хорошо успевающим ученикам целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Оценка за контрольные работы не снижается, если ученик не стал делать дополнительное задание или выполнил его с ошибкой.
За исправление ошибок отметка за диктант и за задание не снижается. Аккуратность выполнения, каллиграфический навык оцениваются отдельной отметкой – за общее впечатление от работы, которая выставляется как за диктант, так и за грамматическое задание.
Нормы оценок за словарный диктант.
В словарные диктанты включаются слова с непроверяемыми написаниями. Эти слова определены программой каждого класса и внесены в орфографический
Объём и оценивание словарного диктанта.
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
6-8 слов.
Оценка не ставится.
8-10 слов
10-12 слов
12-15 слов
«5» - без ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - 2 ошибки
«2» - 3-5 ошибок
При количестве 15-20 слов в 4 классе оценка «3» ставится при 3-4 ошибках.
Исправления, выполненные учеником самостоятельно, не влияют на оценку за словарный диктант. Аккуратность и каллиграфия оцениваются отметкой за общее впечатление от работы.
Оценки за контрольное списывание.
2 класс
3 класс
4 класс
«5» - без ошибок
«5» - без ошибок
«5» - без ошибок
«4» - 1-2 орфографических ошибки+1 исправление
«4» - 1 ошибка+1 исправление
«4» - 1 ошибка+1 исправление
«3» - 3 ошибки+1 исправление
«3» - 2 ошибки+1 исправление
«3» - 2 ошибки+1-2 исправления
«2» - 4 ошибки
«2» - 4 ошибки
«2» - 4 ошибки
Все виды контрольных работ по русскому языку выполняются только в тетрадях для контрольных работ.
Оценка изложений и сочинений
Основными критериями оценки изложений и сочинений являются:
• достаточно полное, последовательное, логичное воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного;