Отдельные кооперативные мастерские созданные при их участии продемонстрировали возможность самоуправления. Христианские социалисты широко пропагандировали идеи кооперации, взаимопомощи и солидарности среди рабочих, добились издания в 1852 г. первого кооперативного Закона в Англии, внесли значительный вклад в налаживание международного сотрудничества кооперативов разных стран, в создание Международного кооперативного Альянса. Наиболее полное выражение теория кооперативного социализма нашла во взглядах социалистов Луи Блана и Фердинанда Лассаля и в созданной ими теории производственной кооперации. К социализму через производственную кооперацию, с помощью государства. По мнению идеологов производственной кооперации, по мере накопления капитала кооперативные мастерские станут преобладать в каждой отрасли производства и вся промышленность таким образом, станет кооперативной. Еще одна разновидность кооперативного социализма теория крестьянского (общинного) социализма получила распространение в 60‑80‑е годы XIX века в России. Суть теории состоит в переходе к социализму через крестьянскую общину. Сторонниками крестьянского социализма были революционеры демократы – А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, а также революционные народники – М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев и др. Они выступали против пережитков крепостничества и капиталистического развития страны. Идея некапиталистического развития России была центральным звеном в системе взглядов революционных демократов и народников. Они надеялись избежать капиталистического развития страны посредством немедленной социальной революции, рассматривали крестьянскую общину как зародыш, базис социализма, считая крестьян коммунистическим классом по инстинкту и традициям. Идеологи крестьянского социализма намеревались свергнуть царизм силами крестьян и установить демократическое народное правление. Завоевав политическую власть они хотели ликвидировать помещичье землевладение, наделить крестьян землей, перейти от общинного владения землей к общинной коллективной обработке земли, т.е. к организации производственных сельскохозяйственных кооперативов. Промышленность они мыслили развивать с помощью промысловых кооперативов. К концу XIX века различные концепции утопического, в том числе кооперативного социализма утрачивают свое влияние. Господствующее положение в социалистическом рабочем движении большинства европейских стран занимает марксистская революционная идеология. Одновременно внутри социалистических партий набирал силу оппортунизм. Социал-реформистские и ревизионистские течения включили в свои программы многие положения кооперативного социализма. Оживлению идей кооперативного социализма в Европе в начале XX века способствовали заметные успехи рабочей потребительской кооперации. В 20-30-х годах в связи с наступлением крупного капитала и фашизма, разгромом многих кооперативных организаций и физической расправой с их руководителями в ряде европейских стран, несколько снижается интенсивность пропаганды кооперативного социализма. В 50-60-е годы в связи с временным улучшением экономической конъюнктуры и положения трудящихся вновь активизировалась деятельность идеологов кооперативного социализма. В это время выходит в свет значительное число работ о социальной роли кооперации в обществе, о выгодности как экономической, так и с этической стороны замены капиталистического производства и управления кооперативным. Главным в концепциях кооперативного социализма был и остается тезис о некапиталистической природе кооперативной собственности и прибыли, и что количественный рост кооперации при капитализме равнозначен росту социализма.
В 70-х годах представители кооперативного социализма П. Деррик, П. Лаверн, А. Пураник и другие вновь предложили различные рецепты постепенного преобразования капиталистической экономики в кооперативно- социалистическую путем, например, распространения на многонациональные корпорации кооперативного принципа распределения ограниченного процента на капитал или создания совместно с профсоюзами и государством самоуправляющихся производственных кооперативов в промышленности. 3.4 Теория кооперативизма.
Суть кооперативизма сводится к тезису: «ни капитализм, ни социализм, а кооперация» как новая общественно-экономическая формация. Имеется в виду доминирующий в экономике кооперативный сектор, который провозглашается новым социально-экономическим строем, в путь к нему – «третьим путем общественного развития» В качестве политической организации общества предлагается «кооперативная республика», законодательные и исполнительные органы которой формируются из представителей кооперативов и их союзов. Родоначальником теории кооперативизма является известный французский экономист и кооперативный деятель Шарль Жид. Он возглавлял Нимскую школу кооператоров – кружок ученых, популяризаторов и организаторов потребительских кооперативов, образованный в 80-х г. XIX в. Развивая принцип «гегемонии потребителя» выдвинутый еще в 1865 г. немецким экономистом Э.Пфайфером Ш.Жид утверждает, что в экономической жизни должен властвовать потребитель. «Все для потребителя и через посредство потребителя». Поэтому Ш.Жид рассматривает потребительскую кооперацию как важнейший вид кооперативного движения. Ш.Жид считал, что в своем развитии кооперация должна пройти три этапа:
1. на первом этапе она завоевывает торговлю, в результате чего ликвидируется торговый капитал;
2. на втором этапе она вытесняет капитал из промышленности и овладевает производством предметов потребления (мукомольные предприятия и хлебопекарни, ткацкие и швейные фабрики, обувная и другие отрасли легкой и пищевой промышленности);
3. на третьем этапе потребительская кооперация берет в свои руки сельское хозяйство (производство зерна, овощей, продуктов животноводства и т.п.).
Все это, по представлениям Ш.Жида и его сторонников достигается мирным путем и обеспечивает полную замену капиталистического хозяйства новым общественным строем. Кооперативизм покоится на ошибочном тезисе единого общего для всех классов потребительского интереса и превосходства организованных потребителей над производством. Кооперативисты совершенно произвольно создали видимость единого потребительского интереса, подменив разные потребительские интересы представителей различных классов. Этот миф кооперативизма был опровергнут еще в конце XIX века созданием закрытых кооперативов чиновников и представителей рабочей аристократии. Кооперативизм не потерял своего значение и в наши дни. Пропаганда кооперативизма ведется на развивающиеся страны.