Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теории кооперативного социализма (2 часть)



Отдельные кооперативные мастерские созданные при их участии продемонстрировали возможность самоуправления. Христианские социалисты широко пропагандировали идеи кооперации, взаимопомощи и солидарности среди рабочих, добились издания в 1852 г. первого кооперативного Закона в Англии, внесли значительный вклад в налаживание международного сотрудничества кооперативов разных стран, в создание Международного кооперативного Альянса.
Наиболее полное выражение теория кооперативного социализма нашла во взглядах социалистов Луи Блана и Фердинанда Лассаля и в созданной ими теории производственной кооперации.
К социализму через производственную кооперацию, с помощью государства. По мнению идеологов производственной кооперации, по мере накопления капитала кооперативные мастерские станут преобладать в каждой отрасли производства и вся промышленность таким образом, станет кооперативной.
Еще одна разновидность кооперативного социализма теория крестьянского (общинного) социализма получила распространение в 60‑80‑е годы XIX века в России.
Суть теории состоит в переходе к социализму через крестьянскую общину.
Сторонниками крестьянского социализма были революционеры демократы – А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, а также революционные народники – М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев и др. Они выступали против пережитков крепостничества и капиталистического развития страны.
Идея некапиталистического развития России была центральным звеном в системе взглядов революционных демократов и народников. Они надеялись избежать капиталистического развития страны посредством немедленной социальной революции, рассматривали крестьянскую общину как зародыш, базис социализма, считая крестьян коммунистическим классом по инстинкту и традициям.
Идеологи крестьянского социализма намеревались свергнуть царизм силами крестьян и установить демократическое народное правление. Завоевав политическую власть они хотели ликвидировать помещичье землевладение, наделить крестьян землей, перейти от общинного владения землей к общинной коллективной обработке земли, т.е. к организации производственных сельскохозяйственных кооперативов. Промышленность они мыслили развивать с помощью промысловых кооперативов.
К концу XIX века различные концепции утопического, в том числе кооперативного социализма утрачивают свое влияние. Господствующее положение в социалистическом рабочем движении большинства европейских стран занимает марксистская революционная идеология. Одновременно внутри социалистических партий набирал силу оппортунизм. Социал-реформистские и ревизионистские течения включили в свои программы многие положения кооперативного социализма.
Оживлению идей кооперативного социализма в Европе в начале XX века способствовали заметные успехи рабочей потребительской кооперации.
В 20-30-х годах в связи с наступлением крупного капитала и фашизма, разгромом многих кооперативных организаций и физической расправой с их руководителями в ряде европейских стран, несколько снижается интенсивность пропаганды кооперативного социализма.
В 50-60-е годы в связи с временным улучшением экономической конъюнктуры и положения трудящихся вновь активизировалась деятельность идеологов кооперативного социализма. В это время выходит в свет значительное число работ о социальной роли кооперации в обществе, о выгодности как экономической, так и с этической стороны замены капиталистического производства и управления кооперативным. Главным в концепциях кооперативного социализма был и остается тезис о некапиталистической природе кооперативной собственности и прибыли, и что количественный рост кооперации при капитализме равнозначен росту социализма.

В 70-х годах представители кооперативного социализма П. Деррик, П. Лаверн, А. Пураник и другие вновь предложили различные рецепты постепенного преобразования капиталистической экономики в кооперативно- социалистическую путем, например, распространения на многонациональные корпорации кооперативного принципа распределения ограниченного процента на капитал или создания совместно с профсоюзами и государством самоуправляющихся производственных кооперативов в промышленности. 3.4 Теория кооперативизма.

Суть кооперативизма сводится к тезису: «ни капитализм, ни социализм, а кооперация» как новая общественно-экономическая формация. Имеется в виду доминирующий в экономике кооперативный сектор, который провозглашается новым социально-экономическим строем, в путь к нему – «третьим путем общественного развития»
В качестве политической организации общества предлагается «кооперативная республика», законодательные и исполнительные органы которой формируются из представителей кооперативов и их союзов.
Родоначальником теории кооперативизма является известный французский экономист и кооперативный деятель Шарль Жид. Он возглавлял Нимскую школу кооператоров – кружок ученых, популяризаторов и организаторов потребительских кооперативов, образованный в 80-х г. XIX в.
Развивая принцип «гегемонии потребителя» выдвинутый еще в 1865 г. немецким экономистом Э.Пфайфером Ш.Жид утверждает, что в экономической жизни должен властвовать потребитель. «Все для потребителя и через посредство потребителя». Поэтому Ш.Жид рассматривает потребительскую кооперацию как важнейший вид кооперативного движения.
Ш.Жид считал, что в своем развитии кооперация должна пройти три этапа:

1. на первом этапе она завоевывает торговлю, в результате чего ликвидируется торговый капитал;

2. на втором этапе она вытесняет капитал из промышленности и овладевает производством предметов потребления (мукомольные предприятия и хлебопекарни, ткацкие и швейные фабрики, обувная и другие отрасли легкой и пищевой промышленности);

3. на третьем этапе потребительская кооперация берет в свои руки сельское хозяйство (производство зерна, овощей, продуктов животноводства и т.п.).

Все это, по представлениям Ш.Жида и его сторонников достигается мирным путем и обеспечивает полную замену капиталистического хозяйства новым общественным строем.
Кооперативизм покоится на ошибочном тезисе единого общего для всех классов потребительского интереса и превосходства организованных потребителей над производством.
Кооперативисты совершенно произвольно создали видимость единого потребительского интереса, подменив разные потребительские интересы представителей различных классов.
Этот миф кооперативизма был опровергнут еще в конце XIX века созданием закрытых кооперативов чиновников и представителей рабочей аристократии.
Кооперативизм не потерял своего значение и в наши дни. Пропаганда кооперативизма ведется на развивающиеся страны.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.