Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Концепция повышения конкурентоспособности



Экономики России

 

Концепция конкурентоспособности государства находится в неразрывной и органичной связи с концепцией конкурентоспособности экономики. Неэффективное государство становится непреодолимым барьером на пути развития бизнеса. Эффективное - лучшим катализатором. Через повышение конкурентоспособности государства - к повышению конкурентоспособности экономики.

 

О принципах политики повышения конкурентоспособности:

1. Отталкиваться не от чиновничьих пристрастий и не от успешных отраслей за рубежом, на которые якобы надо "равняться", а от потребностей отечественного бизнеса.

2. Активная, стимулирующая государственная политика в отношении одних видов бизнеса не должна осуществляться за счет других. Например, развитие обрабатывающих отраслей промышленности и высокотехнологичных производств не должно приводить к угнетению сырьевых.

3. Принципиально важным является корректное определение критериев отбора поддерживаемых проектов. Регламенты принятия соответствующих решений должны быть предельно жесткими, прозрачными и не зависеть от собственных интересов чиновников.

4. Следует концентрировать ресурсы бизнеса и государства на направлениях, обеспечивающих конкурентные преимущества российской экономики и дающих максимальный системный эффект, закрепление на рынках, повышение геоэкономической устойчивости, рост добавленной стоимости.

5. Удачные совместные проекты будут возникать тогда, когда бизнес действует в соответствии со своей природой - он старается заработать, а государство помогает ему заработать в новой области не меньше, чем он заработал бы в привычной для него сфере.

6. Реализация мер промышленной политики должна не угнетать, а, наоборот, способствовать развитию конкуренции в экономике страны, как ключевому фактору общей эффективности российского бизнеса.

7. Реализация проектов в рамках промышленной политики будет приводить к созданию новых промышленных активов. Активно управлять ими должно не государство, а бизнес. Показатели экономической эффективности проектов совместной реализации должны рассчитываться не силами чиновников, а бизнес-участниками. Попытки государства заменить рынок там, где он должен быть хозяином, как правило, безрезультатны в близкой и разрушительны в далекой перспективе.

 

О конкретном содержании мер политики повышения конкурентоспособности:

 

1.Меры общеэкономического характера.

В условиях глобализации государство несет все возрастающую ответственность за качество национальной предпринимательской среды, которое не должно уступать среднемировому. В противном случае неизбежно ухудшение национальных позиций в глобальной экономике. Снижение предпринимательских и инвестиционных рисков в рамках промышленной политики - основная функция государства.

1.1.Налогообложение.

Наиболее тормозящими предпринимательскую и инвестиционную активность являются налог на прибыль и единый социальный налог. Самой эффективной из числа мер по снижению налоговой нагрузки является восстановление инвестиционной льготы по налогу на прибыль, еще большая ориентация амортизационной политики на интенсификацию обновления основных фондов. Необходимо также резко расширить практику использования налогового кредита при инвестировании.

Вследствие реализации этих мер произойдет уменьшение доходов бюджетов всех уровней и внебюджетных социальных фондов. Однако уже через год-два, оно будет с лихвой компенсировано за счет роста налогооблагаемой базы. Чтобы не уменьшить пенсионные, страховые и иные выплаты в эти год-два можно подстраховаться путем привлечения необходимых сумм за счет займов. Большее, нежели снижение общего уровня налоговой нагрузки, значение для обеспечения высоких темпов экономического роста имеет структура налоговой системы. В целях опережающего развития перерабатывающих отраслей промышленности, с одной стороны, и более полного изъятия природной ренты, с другой стороны, предлагается также частично компенсировать выпадающие бюджетные доходы путем увеличения экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых таким образом, чтобы общий уровень налогового бремени в сырьевых отраслях остался неизменным.

Законодательные меры - это только часть составляющей успешного взаимодействия бизнеса и власти в налоговой сфере. К сожалению, остается огромное количество претензий, связанных с неоправданным административным давлением со стороны налоговых инспекций. Необходимо упорядочить полномочия налоговых органов, избавиться от многочисленных отсылочных норм в законодательстве, позволяющих контролерам трактовать те или иные положения по-своему усмотрению.

 

 

1.2.Снижение административных барьеров.

Наша государственная система продолжает работать на формальный контроль, а не на развитие. Развитие происходит само по себе, а не в результате целенаправленных действий государства. Необходимо преодолеть ориентацию нашего общества на постоянную самоподстраховку, выражающуюся в нарастающем количестве обязательных требований к гражданам и к бизнесу. Преувеличенная забота о безопасности в конечном счете требует все большего числа инструкций и раздувает бюрократический аппарат.

В то время как инновационные промышленные циклы постоянно сокращаются, сроки административного контроля и лицензирования - наоборот, удлиняются. В такой ситуации мы лишь теряем конкурентоспособность с другими странами. Нужно продолжить курс на глубокую административную реформу под лозунгом "Инструкции - чиновникам, гражданам - законы".

 

1.3. Защита прав собственности.

Подлежит реструктуризации и модернизации огромное количество простаивающих производственных мощностей, принадлежащих находящимся в полубанкротном состоянии предприятиям (45% предприятий работают сейчас в убыток). Для защиты интересов добросовестных приобретателей таких имущественных комплексов и юридических лиц целесообразно установить универсальный срок исковой давности в три года по всем сделкам, а также по всем уголовным и административным статьям, связанным с этими сделками.

 

1.4. Изменение акцента антимонопольной политики.

В условиях глобализации и ужесточения международной конкуренции в работе антимонопольных органов должен быть смещен акцент с выдачи разрешений на слияние компаний и концентрацию капитала в сторону противодействия злоупотреблением монопольным положением. Следует полностью устранить какие-либо запреты на объединение компаний, на создание холдингов. Сведения о таких слияниях должны направляться в антимонопольные органы в уведомительном порядке. Ничего нет страшного в создании крупных транснациональных компаний на базе российского капитала. Опасность возникает лишь тогда, когда такие компании начинают злоупотреблять монопольным положением на внутреннем рынке. Именно тогда государство вправе применять такие формы антимонопольной борьбы, как принудительное разделение бизнеса, продажу его частей неаффилированным структурам, регулирование цен, закупочной и иной политики монополий.

 

1.5.Прогнозирование.

Система государственного прогнозирования должна искать точки прорыва, преодоления нынешнего инерционного развития, определять будущие наиболее выгодные рынки, перспективы развития спроса и технологий, проводить анализ рисков и т.п. Она должна подсказывать, где нужно концентрировать ресурсы.

 

1.6.Дипломатический аспект политики повышения конкурентоспособности.

Нужно коренным образом изменить роль загран-представительств (торгпредств и экономических отделов посольств). Суть - оценка каждого из них прежде всего по темпам роста несырьевого экспорта из России и по темпам роста прямых инвестиций в Россию. Получив новые принципы оценки своей работы, загранпредставительства станут самым активным образом реагировать на экспортные запросы российских компаний, превратятся в мощный инструмент повышения конкурентоспособности российской промышленности.

 

1.7. Регулирование цен, тарифов и валютного курса в интересах развития промышленности.

Поддержание курса Центрального банка на постепенное укрепление рубля. Это дает возможность более эффективно закупать современное импортное оборудование, столь необходимое промышленности России. Вместе с тем, вряд ли целесообразно искусственно ускорять процесс укрепления рубля, ибо это может привести к тому, что некоторые недостаточно модернизированные отрасли просто утратят свою конкурентоспособность. Результатом этого будет дальнейший сдвиг в сторону сырьевой ориентации российской экономики и потеря потенциала роста ВВП в определенной части обрабатывающей промышленности.

Заключение

 

В ходе работы были достигнуты поставленные цели и задачи. Проведено исследование роли условий и факторов определяющих конкурентоспособность страны как экономической системы и выявление причин препятствующих достижению России высокой конкурентоспособности.

Итак, подводя итог, хочется еще раз выделить ключевые задачи для увеличения конкурентоспособности России:

формирование институциональной среды в виде механизмов обеспечения прав собственности, системы национальной безопасности и противодействия коррупции, эффективной судебной системы.

- макроэкономическая стабильность.

- формирование материальной инфраструктуры экономики.

- формирование условий для справедливой конкуренции.

- придание экономике инновационного характера.

 

В конце 2006г. начал действовать новый Федеральный закон «О конкуренции», который существенно изменяет условия хозяйствования в России. Вводится единое регулирование товарных и финансовых рынков, детализированы процедуры государственных торгов и предоставления государственной помощи предприятиям, ликвидированы многие препятствия для их консолидации и, в то же время, усилен контроль за административным ограничением конкуренции, защитой собственности, коллективным доминированием на локальных рынках. Это открывает возможности для развития методов хозяйствования с учетом мирового опыта и российской специфики.

Надеюсь, что наши руководители выполнят свои обещания и примут все меры по повышению качества жизни россиян на основе повышения конкурентоспособности различных объектов. Другого пути у России нет.

 

 

Заключение

Россия как страна незавершенных реформ. Экономический рост в России в настоящее время носит экстенсивный характер и происходит прежде всего за счет традиционной неконкурентоспособной продукции. Россия почти не производит современной и высококачественной конкурентоспособной продукции массового спроса гражданского, т.е. невоенного, назначения. Более того, в отличие от новых индустриальных стран и таких крупных развивающихся стран, как Бразилия, Индия и тем более Китай, Россия пока не сумела пробиться на широкий мировой рынок, занять собственные надежные ниши по поставкам готовой, а не сырьевой промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Россия остается также и страной не доведенных до конца реформ. Большинство неудач в сфере российской экономики и ее реформирования было обусловлено слабостью институтов власти, отсутствием необходимой политической воли к созданию истинно эффективной рыночной экономики и формированию демократического строя. Недостаточный профессионализм, неграмотность и неопределенность в принятии решений, бездеятельность, а порой и прямой саботаж при их выполнении на разных уровнях государственной власти, слияние последней с финансовой и частнопредпринимательской средой превратились в обычное явление в системе нынешнего управления в России. Все это не может не сказаться самым негативным образом на характере развития нашей экономики.

Нельзя не сказать и о том, чтo на Западе часто называют «российской ментальной инвалидностью», – об отсутствии четкости и определенности в общественном сознании. Наше общество не полностью отбросило прежнее советское идеологизированное мышление, не подвело черту под своим коммунистическим прошлым в виде общественного суда над преступлениями большевиков, раскаяния или покаяния за беззакония, за насилие, за трагедии советского периода российской истории.

Еще не став прочно на путь рыночных реформ и последовательной демократизации, Россия боится «оранжевых» и иных революций, «тлетворного» влияния Запада и часто избирает путь изоляционизма, неприятия ценностей глобализации и европеизации. В этом отношении характерны оценки известного немецкого политического деятеля Отто Ламбсдорффа: «Российское общество само не решило, чего оно хочет, по какому пути желает идти. Так, сегодня в России существуют рядом друг с другом как самые прогрессивные, так и реакционнейшие тенденции, рыночное хозяйство и государственная экономика, свобода и авторитаризм, прогресс и реакция. Используя старую терминологию, можно было бы сказать: в России в настоящее время царит единство противоположностей».

 

Список использованной литературы

1. [http://vz.ru/news/2011/9/25/525193.html]

2. Под редакцией А.И. Архипова «Экономический словарь» 2000 г.

3. В.Д. Андрианов «Конкурентоспособность России в мировой экономике»

//Мировая экономика и международные отношения// №3 2000 г.

4. Евтушенков В.П. Политика повышения конкурентоспособности экономики России /Евтушенков В.П.// Национальный доклад.- РСПП, 2004г.

5. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Россия и мир, 1992-2015 -М.: Экономика, 2005

6. Яковлев А., Ясин Е. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики /Яковлев А., Ясин Е.// Вопросы экономики.-2004.- № 7

7. [http://ru.wikipedia.org/wiki/]

8. Портер, М. Международная конкуренция - М ., 1994

9. [http://lenta.ru/news/2011/09/07/ranking/]

10. Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) [http://www.vedomosti.ru/newspaper]

11. Всемирный экономический форум [http://www.weforum.org/]

12. Субботина Т. Россия на распутье: два пути к международной конкурентоспособности // Вопр. экономики. - 2006. - ?2. - С.46-64.

13. Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь. Под общей редакцией Г. С. Вечканова, 2000 г.

14. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Россия и мир, 1992-2015 -М.: Экономика, 2005 г.

15. Лисовик Я.Д. Конкурентная Россия в мире "конкурентной либерализации". - М.: Экономика, 2007

16. Гусев М. Прогноз развития внешней торговли на 2008-2015 гг. /М. Гусев, А. Широв // Общество и экономика. - 2008. - №8. - С.119-132

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.