Прессовый опрос – разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической печати.
Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе. Главные его недостатки: низкая репрезентативность, невысокие показатели возврата заполненных анкет, усугубляемые большой их выбраковкой, малочисленность вопросов, преобладание закрытых вопросов, ограниченные возможности применения шкальных, табличных, диалоговых, менюобразных, контрольных и фильтровочных вопросов, вероятность влияния на респондента других лиц.
Обязательные требования к методу: предварительная апробация (пилотаж) среди всех качественно различных групп читателей данной прессы; предельная простота формулировок вопросов и инструкции к заполнению; использование разных шрифтов при публикации (для выделения смысловой структуры анкеты); повторная перепечатка анкеты в той же газете через неделю-полторы после первой публикации; оглашение результатов опроса на страницах этого же издания.
Поскольку каждая газета имеет своих постоянных читателей, отличающихся от прочих людей рядом социальных характеристик (уровнем материального достатка, местом жительства, идеологическими, политическими и другими пристрастиями), постольку по результатам прессового опроса, проведенного одной газетой, нельзя судить о состоянии общественного мнения, присущего всему населению. Отсюда проистекает желательность и потребность одновременности проведения прессовых опросов по одной и той же анкете в газетах различных направлений. Нарушение этого принципа (к сожалению, оно в современных российских условиях встречается не в порядке досадного исключения, а как правило) ведет не к познанию истинного общественного мнения, а к разного рода идейно-политическим спекуляциям.
Почтовый опрос- форма анкетирования посредством почты, предполагающая рассылку анкет (по специально подобранным адресам) тем лицам, которые в совокупности репрезентируют изучаемыйобъект.
Достоинства метода - возможность:
· получить ответы на вопросы деликатного и интимного характера,
· охватить опросом населенные пункты, куда анкетерам невозможно добраться,
· иметь дополнительную информацию, корректирующую данные, произведенные любым иным методом,
· экономить средства (почтовый опрос обходится, как минимум, в два раза дешевле обычного интервьюирования).
Недостатки:
· низкий возврат анкет,
· перекосы репрезентативности,
· неизбежность выбраковки,
· нарушение правила анонимности опроса,
· усиливающее искажение ответов.
Обязательные требования данного метода:
· тщательный, многоаспектный и многоразовый пилотаж проекта анкеты;
· обстоятельная инструкция к ее заполнению;
· шифровка конвертов;
· вложение в почтовые отправления чистого конверта для возврата анкеты;
· напоминание респондентам о необходимости возврата заполнения анкеты (телефоном, почтой и иными средствами).
Телефонный опрос- специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта. Популярность использования этого метода в современных российских условиях повышается, особенно, в периоды избирательных кампаний. Основные преимущества: оперативность, краткосрочность и экономичность. Главный недостаток: обусловлен невозможностью соблюдения правила репрезентативности выборки. Это обстоятельство обусловленно отсутствием телефонов у определенных социальных групп населения; большим количеством отказов абонентов от опроса по разнообразным причинам и поводам; многими другими факторами. Обязательные требования к методу:
· предварительное изучение карты города, мест контактного проживания представителей разных социальных групп, расположения АТС;
· разработка специального инструмента, включающего картограмму опроса, опросных бланков и кодировочных листов, дневника и протокола опроса, обстоятельной инструкции интервьюерам;
· наличие телефонных справочников;
· соблюдение заранее установленного шага (интервала) при наборе номера телефонов одной АТС;
· особая подготовка, в том числе, специальный тренинг телефонных интервьюеров;
· повышенная требовательность к их честности;
· обязательность контроля за их деятельностью;
· перепроверка полученных данных путем выборочных контрольных опросов опрошенных абонентов.
Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос – редко используемая в собственно научных целях форма проведения анкетирования, при которой в качестве единиц отбора респондентов выступают учреждения и организации, имеющие факсовую, телетайпно-телеграфную или иную электронную связь с социологическим центром. Встречается в двух разновидностях, отличающихся реальным составом респондентов. В первой – респондентами выступают руководители означенных предприятий и учреждений, во второй – круг респондентов расширен за счет опроса руководителями (или социологами) тех лиц, которые определены организаторами опроса.
Главное достоинство метода – сверхоперативность и экспертная значимость получаемой информации.
Недостатки: предельно сжатый вопросник (не более пяти позиций), закрытость вопросов и ограниченность вариантов ответов (не более семи).
Телевизионный экспресс-опрос – метод сбора не столько социологической, сколько политологической информации, используемый ведущими политических телевизионных программ. Техника этого метода предполагает: формулирование телеведущим одного наиболее актуального вопроса; мотивирование телезрителей на высказывание своего ответа на поставленный вопрос в форме либо "да", либо "нет"; просьбу к телезрителям немедленно позвонить по указанному телефону и продекларировать свою позицию до окончания данной телепередачи (т.е. в течение, 20-30 мин); оперативный подсчет кода опроса с демонстрацией этого подсчета на электронном табло; комментирование полученных результатов. Этот привлекательный для многих прием тележурналистики способен дать только поверхностное представление об общественном мнении вообще, по поставленному вопросу, в частности. Он не может выявить умонастроения всего народа, т.к. данную телепередачу видели не все, а возможность позвонить в телестудию имели только немногие. Тем не менее, этот метод может использоваться в социологических исследованиях, естественно, без претензий на роль главного и объективного.
44.Доверительный интервал для случайной ошибки простой случайной выборки
Обьем случайной выборки при котором случайная ошибка выборки задана доверительным вероятностным не превысит предельной допустимой величины.
Репрезентативность выборки при отсутствии выборки определяется 2 показателями:
1. уровень доверительной вероятности, которая обозначает(1-L) которая выбирается из значений 0.1,0.05,0.08 и тд.
2. Предельно допустимы с точки зрения исследователя значением случайной ошибки допустимы.
Обьем выборки, который необходим для того, чтобы знак ошибки выборки (1-L) не превышал величины допустимой ошибки. Определяется по формуле- n= Z21-1-L*b2/квадрат 2 доп.-доверительный коэффициент соответствующий доверительной вероятности.