Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Как может формулироваться тема?



Педагогический комментарий.

Данное сочинение относится к блоку «Любовь». Чтобы написать хорошее сочинение на данную тему, необходимо грамотно подобрать литературный материал. Следует руководствоваться следующим критерием: произведение должно отражать именно то, как любовь способствует изменению жизни героев, влияет на становление их личности. Старайтесь привлекать в доказательства произведения литературы разных эпох. Например, в написанном выше сочинении фигурирует древнегреческий эпос, приведено произведение литературы XIX и XX веков. Это добавит вашему сочинению плюс, т.к. экзаменатор будет видеть, что вы знаете разнообразную литературу, а не только произведения определенной эпохи.

Не случаен выбор романа «Три товарища» Ремарка. Как правило, он остается за рамками школьного курса литературы. Это дает повод полагать, что экзаменуемый читает классику не по программе и имеет свой личный литературный вкус.

Как вариант, можно предложить следующие произведения для раскрытия данной темы:

· И. А. Гончаров «Обломов» (полюбив Ольгу Ильинскую, Обломов меняется, начинает интересоваться окружающим, выходит из своей «раковины»);

· Классический пример – роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (оба главных героя, и Онегин, и Татьяна меняются, полюбив);

· Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» (подвигом девушек-зенитчиц двигала любовь к Родине, детям и близким)

· М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (Любовь Маргариты спасает Мастера от сумасшествия и возвращает к жизни)

· М. Горький «Старуха Изергиль» (Легенда о Данко, который пожертвовал своим сердцем, осветив путь людям)

Старайтесь показать, что знаете источник, вынесенный в название темы.

Обратите внимание, что в начале нашего сочинения написано несколько строк о стихотворении О. Мандельштама «Бессонница».

Включайте в сочинение цитаты, выучите несколько строк на каждый из блоков – это оживит повествование. Как видите, нам удалось ввести в сочинение цитату И. С. Тургенева.

Любовь – весьма обширная тема, не откланяйтесь от курса: вам необходимо писать о том, что любовь движет людей и обстоятельства, ей руководствуются в принятии решений. Кроме того, можно написать и о родительской любви, о любви к Родине и ближним. Но не старайтесь раскрыть все эти аспекты в рамках одного сочинения, остановитесь на каком-нибудь одном.

Материалы к сочинению по направлению «Год литературы в России»

 

Направление это как палочка-выручалочка: если вы не знаете русской классической литературы – пишите по этому направлению. То есть можно хоть что-то написать, не владея остальным материалом.

Это первый случай.

Второй – вы имеете, что сказать всем по поводу литературы или любимой книги. И это очень здорово. Во втором случае я могу только пожелать успеха и порадоваться, что есть у нас еще думающие и читающие дети. Надеюсь, что таких большинство.

Но есть и другие. И этот материал будет полезен для них.

Как может формулироваться тема?

1. «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М.Пришвин) (по одному из произведений отечественной или мировой литературы).

2. «Моя любимая книга»

3. «Роль книги в моей жизни»

4. «Кто для Вас идеальный герой литературы?»

5. «Кого из литературных героев вы понимаете, но не принимаете?»

6. «Можно ли обойтись без книг?»

7. «Можно ли испытать радость, читая книгу?»

8. «Какие вопросы задает человеку литература?»

Это лишь попытка предугадать, что могут дать организаторы. Несомненно одно: тема будет связана с книгой, не предполагает общих рассуждений о важности литературы в нашей жизни и роли книги в истории и культуре России и прочих пустопорожних умозаключений.

В сочинении по этому направлению главным будете вы и ваше представление о книге.

Из этого и будем исходить.

Что писать?!!!

Самый простой вариантваша любимая книга, книга, которая вам помогла что-то понять, поразила вас, заставила задуматься или переживать.

Выбор книги может быть любым. Я знаю, что среди молодежи, например, очень популярен Ремарк (хотя в мое время мы его не слишком жаловали), или новомодный «Дивергент» (думаю, мало кто понимает значение слова, в книге это не совсем то), или классика. Неважно. Важно, чтобы вы рассказали ПОЧЕМУ вы сделали такой выбор и ЗА ЧТО книгу выбрали.

Стало быть, коммуникативный замысел (помните, что это такое?) должен быть примерно таким же: ЧТО, ЗА ЧТО, ЧТО КНИГА МНЕ ДАЛА. Это по первым трем, подчеркиваю, прогнозируемым темам.

Четвертая и пятая темы в целом повторяют три первые. Коммуникативный замысел прежний, но в зависимости от формулировок, нужно делать акценты. Здесь речь идет о герое, значит, «фокус» сочинения должен быть сужен до объяснения об одном-двух персонажах в аспекте «за что люблю» и «почему понимаю, но не принимаю».

Восьмая и девятая темы менее вероятны, но все же скажу о них несколько слов. Вопрос в них сформулирован так, что ответ однозначен: нет, нельзя обойтись без книг. Да, можно испытать радость, читая книгу. Я считаю, это весьма неудачная формулировка. Дальше возникает совершенно естественный вопрос: а что писать-то? Тогда пойдем дальше и зададим еще вопросы: почему я испытываю радость, читая книгу? Что она мне дает? Почему нельзя обойтись без книг? Что в них такого, что человечество никогда не откажется от книги?

Если вы ограничитесь рассуждениями по этому поводу, то тему не раскроете. Сочинение должно ведь показать материал литературный, верно? Выход такой: вы говорите о том, что могли бы показать верность тезиса на примере какого-нибудь произведения (выбор любой) и следуете вышеозначенной схеме.

Как итог: обязательно сделайте подводку! Иначе незачет!

И наконец последняя тема. Тоже такого рода, что собственно к произведению еще надо подобраться.

На этой трудной теме я покажу коммуникативный замысел.

Итак, вступление.

· Первая фраза – о литературе и ее роли в жизни человека. Она огромна. Учит жить, делать правильный нравственный выбор, не перепутать белое и черное, добро и зло, радует в тяжелый час, развлекает, если скучно. Книг написано множество, но есть среди них такие, которые будут жить вечно, потому что они не для развлечения, не для радости, а для работы ума, души и сердца, потому что в них больше вопросов, чем ответов.

Основная часть.

· Есть в русской литературе книга, которая заставляет размышлять читателя, спорить, доказывать правоту. Это «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Почему? (Основной тезис) Роман построен вокруг теории Раскольникова, которая (излагаете теорию)… В ней будто соединены две антагонистические вещи: добро через зло, альтруизм (для людей убивает герой, или он так думает) и эгоизм (Раскольников решает судьбы людей по своей прихоти), крайняя степень безверия (Бога не боится) и вера (что, как не вера в собственную исключительность, толкнула его на убийства)? И в романе больше вопросов, нежели ответов на них.

· Теорию в разных аспектах представляют герои со своей правдой. Это Лужин и Разумихин, Соня и Порфирий, Свидригайлов и Лебезятников. И каждый убедителен в своих рассуждениях, и выходит, что теория существует и живет в мире тысячи лет, вплоть до сегодняшнего времени. Ответа нет. А есть вопросы, которые читатель уже задает себе: как избежать зла, которое несет теория? А можно прожить без нее? А нужно ли? А я сторонник или противник? Только великий Достоевский мог так прямо задавать такие больные и мучительные вопросы.

· Роман Достоевского полифоничен: каждый из героев представляет свою правду. А ответов писатель не дает. И читатель идет за героями, взвешивая и оценивая, постигая основную мысль Достоевского: злом достичь добра нельзя, а фанатизм – страшная сила, способная уничтожить человечество.

Заключение: конечно, можно сказать, что в книгах мы ищем ответы, но ведь вопрос, который будоражит душу, который сам себе боишься задать, порой важнее, чем ответ. Не так ли?

Напомню вам, что это только тезисы! Вы можете взять другое произведение, но структура и подводка должны остаться!

 

Материалы для сочинения по направлению «Путь» (И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»): камо грядеши?

Направление «Путь» может быть истолковано очень широко. Важно здесь не отклониться от темы и уже во вступлении четко сформулировать тезис, который вы будете доказывать в сочинении. В зависимости от произведения и темы можно говорить и о пути человека, и о пути человечества.

Сегодня поговорим не о пути человека, а пути народа, точнее, пути цивилизации, о котором размышляет Иван Александрович Бунин в своем рассказе «Господин из Сан-Франциско».

О чем рассказ?

На огромном пароходе с символичным названием «Атлантида» собирается большое общество, среди которого и господин из Сан-Франциско, собравшийся наконец отдохнуть после трудов праведных по сколачиванию состояния. Он подробно разработал маршрут и сроки, решив начать жить. На острове Капри господин неожиданно умирает, и сюжет на этом заканчивается, но сам рассказ – нет.

Стало быть, автор использовал сюжет только как вспомогательное средство раскрытия идеи, и отгадку надо искать во всем рассказе.

Материалы к сочинению

Вступление

Сформулируем только тезис и основной вопрос: Бунин считает, что современная ему цивилизация движется к гибели. Почему это происходит?

Основная часть

Во-первых, в нескольких предложениях раскройте содержание рассказа, как это сделано выше

Во-вторых, определимся с содержанием, ведь сюжет нам помогает лишь отчасти, вы помните?

Итак, в рассказе есть описание «Атлантиды», жизни общества на пароходе, немного описания господина и описание жизни на Капри (2 часть рассказа).

Вот и у нас будет три части.

1. «Атлантида» — огромный пароход, где есть высшие (пассажиры) и низшие (те, кто обслуживает высших). Общество состоит из разных людей со всех концов света: писатель, азиатский принц, всесветная (так пишет Бунин) красавица, семья господина, влюбленная пара, так нежно и страстно изображающая любовь за деньги. Встают, завтракают, гуляют, обедают, гуляют, ужинают по расписанию. У них нет имен и лиц, как и у главного героя. На «Атлантиде» есть все для роскошной жизни, выпускается даже своя газета, а безбедное существование обеспечивают сотни матросов, кочегаров, прислуги, которые находятся в трюмах, среди огромных и ревущих машин, вызывающих ужас. За бортом парохода бушует шторм, но жители его не слышат и не ощущают. На капитанском мостике судно уверенной рукой ведет капитан, похожий на языческого бога. Как видим, каждая деталь символична, от названия парохода до образа капитана. Вывод: пароход пока не утонул, но движется к гибели. Почему? На этот вопрос пока нет ответа.

2. 2. Стилевая доминанта образа господина из Сан-Франциско – искусственность его существования. В портрете подчеркнут неестественный цвет лица и искусственные золотые пломбы, тщательно подобранный костюм. Он начал жить, жестко спланировав свои дальнейшие действия, продумал путешествие, не забыв даже посещение продажных женщин! Разве так начинают наслаждаться жизнью? Автор не дает ему имени, так как он безлик, его механическая, искусственная жизнь не дает права на индивидуальность. Смерть господина прошла незамеченной для большинства общества, и в этом сказался общий настрой плывущих в никуда на «Атлантиде». Они настолько оторвались от естественной жизни, что одна смерть или много – неважно.

3. Где же автор видит естественную жизнь? На Капри. Там готовятся к празднику, вспоминая о рождении младенца Иисуса, славят Богоматерь, здесь шумно и весело. Вниз спускаются абруццкие горцы, живописные нищие промышляют на Пьяцетте, танцуют зажигательную тарантеллу, пьют чудесное средиземноморское вино, играют в кости, и не думают о приумножении капитала, высшем обществе или светском общении. Они – живут! Помнят о времени, пространстве, человеческих чувствах (образ извозчика, переживающего за излишне выпитое вчера, который везет труп господина, нещадно хлеща свою нарядную лошадку). Никогда Джузеппе, Луиджи, этот извозчик уже не встретятся нам на страницах рассказа, но запомнятся, ибо есть у них лицо, характер и имя.

Живут они так уже даже не века – тысячелетия. Их путь, казалось, тоже бесцелен, точнее, у каждого из них своя человеческая цель, но из многого складывается общее, не так ли?

Заключение

Иван Александрович Бунин остро ощущал кризис так называемого цивилизованного мира и попытался объяснить читателям, куда идет человечество, оторвавшееся от естественного хода вещей, потерявшее цель движения, сам его смысл, забывшее про связь времен. Механическое существование и искусственность цивилизации все дальше уводит человечество от истины, а это путь в никуда. Рассказ «Господин из Сан-Франциско» — это предупреждение великого писателя потомкам: бесцельный механический путь – это путь к гибели.

Вообще, «господин из Сан-Франциско» — очень «удобное» произведение для раскрытия темы по направлению «Путь», потому что мысль писателя в нем очень выразительна.

 

«О, как убийственно мы любим! … (Подготовка к итоговому сочинению по направлению «Любовь» по лирике Ф.И. Тютчева)

Федор Иванович Тютчев… Блестящий дипломат, не приезжавший в Россию более двадцати лет, но ярый славянофил, великолепный рассказчик и обаятельный герой гостиных, увлекающийся и страдающий влюбленный. А еще – великий русский поэт, подаривший нам одни из самых лучших и проникновенных строк о любви. Его видение этого чувства не похоже ни на кого другого. Поговорим сегодня о нем.

Основные темы поэта – жизнь природы и любовь. Но в традиционном смысле пейзажной его лирику о природе назвать нельзя – с помощью природных образов он философски осмысливал мир. Но вот в стихах о любви нам открывается очень интимный и очень трагический поэт.

Для сочинения возьмем несколько стихотворений: «Предопределение», «О, как убийственно мы любим!», «Последняя любовь», «Вот бреду я вдоль большой дороги…»

Материалы к сочинению

Вступление уместнее всего лирическое, ведь стихи прекрасные! Но если вдохновение не прилетит, то и биографическое неплохо. Упомяните в нем адресата почти всей любовной лирики – Елену Александровну Денисьеву, гражданскую жену поэта. Ей была уготована трагическая судьба: отвергнутая обществом, она очень рано умерла от чахотки, оставив детей. Для Тютчева она была и любовью, и вечным укором: из-за него эта женщина пожертвовала всем.

Основная часть

Тезис: любовь, по Тютчеву, прекрасное, но трагическое чувство, так как в нем изначально отсутствует гармония.

1. В одном из первых стихотворений «Предопределение» поэт уже говорит о любви как о поединке, а не союзе двух родных душ. Он считает, что «съединенье, сочетанье» сердец – всего лишь предание, миф, повторяемый годами, более того, это неравная борьба, в которой «изноет» более любящее сердце. Лирический герой отвергает саму возможность гармоничной любви, говоря о ней «поединок роковой». Роковой – предопределенный судьбой, да и само стихотворение носит такое же название.

2. Стихотворение «О, как убийственно мы любим!» входит в Денисьевский цикл, это его центральное стихотворение. Оксюморон «убийственно любим» уже задает тон всему произведению. Лирический герой остро ощущает «буйную слепоту страстей», которую пережил, не в силах сопротивляться этому огромному чувству. Но какова цена за любовь? Героиня страдает от того, что отвергнута обществом, а герой сознает, что это произошло по его вине. «Жизнь отреченья, жизнь страданья» выжгли сердце героини, исчез младенчески-живой смех, «очарование ушло». Но не только себя винит лирический герой: не меньше виновата толпа, которая «в грязь втоптала то, что в душе ее цвело». Закольцевав произведение, Тютчев еще раз повторяет оксюморон, ставя логическую точку: за любовь мы жестоко платим, и она приносит страдания.

3. Однако есть в Денисьевском цикле и светлые стихотворения. Шедевр поэта, проникнутый пронзающей душу лиричностью, – «Последняя любовь». Когда его читаешь, сразу замечаешь сбой ритма: «О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней» (вот он, сбой!). Это как будто пропущенный удар сердца, как вздох любви. Лирический герой сознает, что любит в последний раз, и от этого его душа наполняется светом догорающей вечерней зари, неярким, нежным, уходящим. Эта метафора особенно подчеркивает целую гамму чувств, переполняющих героя: это и любовь, и печаль, и сожаление, и та особенная любовная тоска, которая свойственна любящим.

4. После смерти Елены Александровны Тютчев написал одно из самых проникновенных стихотворений – «Накануне годовщины 4 августа 1864 года». В этот день умерла Денисьева. Стихотворение полно тихой печали. Главное в нем даже не чувства героя, а свет: в первой строфе «в тихом свете гаснущего дня», во второй – «все темней, темнее над землею», улетает последний отблеск дня, и лирический герой остается наедине с ангелом, в которого, несомненно, превратилась его возлюбленная. Он отчаянно хочет, чтобы она увидела его, еще раз простилась с ним или даровала прощение. Он уверен, что его душа навечно соединена с его душой, и от этого ему легче. И только теперь он может преодолеть роковое разъединение душ, о котором сказано в первом стихотворении. Жаль, что в земной жизни это невозможно.

Заключение

Ф.И. Тютчев написал о любви одни из самых прекрасных строк, но его любовь – чувство трагическое, потому что влюбленные живут среди жестокого мира. Но не только это мешает гармонии между влюбленными. Сама любовь по природе своей – чувство неравное, а гармония возможна только в иной жизни. Это печально, но все же вновь и вновь читатель возвращается к стихам поэта как к дневнику любившего и любящего, ликующего и страдающего человека.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.