Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблемы определения величины таможенных платежей и пути их решения



В условиях экономического кризиса при формировании бюджета страны государство уделяет особое внимание тем сферам деятельности, которые менее всего затронуты кризисом. Одной из таких областей является внешняя торговля товарами, характеризующаяся бурным развитием и обновлением таможенного законодательства.

Ключевая цель деятельности таможенных органов - максимальное содействие международным экономическим отношениям, ускорение товарооборота. При этом нельзя забывать о том, что таможенная служба исторически формировалась как государственный фискальный аппарат, основная задача которого - пополнение федерального бюджета.

Наиболее эффективным способом увеличения дохода бюджета от взимания таможенных платежей является правильное определение величины налогооблагаемой базы - таможенной стоимости товаров. Она относится к числу мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности экономического характера. Именно таможенная стоимость влияет на объемы таможенных платежей, а также на уровень импортных цен на внутреннем рынке Российской Федерации, поэтому от правильности определения величины таможенной стоимости зависят поступление в федеральный бюджет стопроцентных сумм таможенных платежей и действенность таможенного регулирования.

Закон о таможенном тарифе предусматривает шестиступенчатую методику определения таможенной стоимости импортируемых товаров:

1) по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

2) по стоимости сделки с идентичными товарами;

3) по стоимости сделки с однородными товарами;

4) вычитания стоимости;

5) сложения стоимости;

6) резервный метод.

Тем не менее, на практике в большинстве случаев применяется первый и шестой метод, что приводит к возникновению ошибок при определении таможенной стоимости. Чаще всего это связано с проблемой наличия единого ценового пространства, а также с трудностями взаимопонимания участника внешнеэкономической деятельности и таможенных органов в процессе определения и контроля таможенной стоимости.

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Поэтому начинать оценку следует всегда с проверки применимости данного метода. При невозможности его использования применяется последовательно каждый из последующих методов. Методы вычитания и сложения могут применяться в любой очередности.

В практической деятельности таможенные органы, практически не применяя метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, минуя последующие, используют резервный метод. Данное обстоятельство приводит к необоснованному изменению таможенной стоимости и, как следствие, - к увеличению сумм платежей, произведенных с нарушением законодательства. [2]

Определение таможенной стоимости является одной из самых дискуссионных проблем в таможенном деле. Несмотря на то, что методы определения таможенной стоимости прямо закреплены в законодательстве, их применение в практической деятельности вызывает множество вопросов как для участников экспортно-импортных операций, так и для таможенных органов. [3]

Мировая практика, положенная в основу системы определения таможенной стоимости, гласит о том, что сама величина таможенной стоимости не должна зависеть от метода ее определения.

Международные организации рассматривают таможенную оценку в качестве меры по защите отечественного производителя. Однако несовершенство ее методики влечет за собой серьезные проблемы для национальной экономики.[4]

Недостатки системы таможенной оценки товаров влекут за собой невозможность или, по крайней мере, затруднительность для участников внешнеторговой деятельности рассчитать сумму денежных средств, которую они должны уплатить в связи с перемещением товаров через таможенную границу. В связи с этим затруднительно точно прогнозировать экономический результат внешнеторговой сделки. Поэтому таможенная оценка выступает в качестве дополнительного барьера, затрудняющего ведение внешней торговли.[5]

С приходом кризиса давно отлаженная система ввоза в Россию различных товаров начала буксовать - таможенные органы стали требовать от импортеров увеличения заявленной стоимости грузов.

Федеральная таможенная служба РФ в 2009 году перечислила в бюджет 3,519 трлн. рублей таможенных платежей и сборов. Из них - 63% этих средств - таможенные платежи за экспорт, а 37% соответственно импорт. Таким образом, платежи, перечисленные импортерами в бюджет, составляют около 1,3 трлн. руб.

Сумма доначисления ФТС после корректировки таможенной стоимости (КТС) составляет 27,800 млрд. руб. Это только доначисленные суммы по платежам, а фактически нагрузка в виде корректировки таможенной стоимости, т.е. базы с которой ведется расчет таможенный платежей, откорректирована более чем на 110 млрд. рублей.

Для сравнения - 44 млрд. руб., которые бюджет не получил в результате непродуманной протекционистской политики только в автомобилестроительной отрасли (по оценкам ФАС, Минэкономразвития) - не считают в правительстве маленькой суммой.[6]

Таким образом, меры и методы, которые сегодня принимает таможенная служба, не создают условий для развития экономики страны. Причем стратегические ошибки, цель перевыполнить план ведомства невзирая ни на что, касаются напрямую всех нас как конечных потребителей. Из-за необоснованных дополнительно взысканных платежей покупатель платит в магазине за импортный товар в 1,5 - 2 раза дороже, чем европейский потребитель. Такие меры ведут лишь к необоснованному росту цен и дефициту. Такие действия сводят на нет все попытки руководства страны, бизнес сообщества на создание конкурентно устойчивого реального сектора экономики страны. Для справки: 10 лет назад таможенные платежи составляли 15 - 17% бюджета страны. Сегодня - это более 50% бюджета.

Корректировке таможенной стоимости подвергается 98% грузов. Цены при этом таможня поднимает на 10 - 50 % от заявленной по контракту стоимости. Финансового или экономического обоснования этих корректировок нет: наоборот, в прошлом году Правительство уменьшило средневзвешенную ставку импортной пошлины почти на 1%. С 11,5 в 2012 году до 10,6 - 11% в 2013 году, а в 2014 году с 10,6 до 10,9%.

Корректировка таможенной стоимости ничего, кроме дополнительной нагрузки на импортеров не дает, что, в свою очередь, сказывается напрямую на потребителях. Импортеры вынуждены отказываться и возвращать импортный груз отправителю, или в доход государства. Есть случаи, когда просто бросают груз, т.к. его реализация на российском рынке после такой таможенной политики становится нерентабельной, или денежных средств оплатить корректировку таможенной стоимости нет. Таким образом, создаются условия для сворачивания импорта или переориентации его на другие не совсем легальные схемы.

Таможня выбирает максимально возможную стоимость импортного товара - вся номенклатура представлена в постоянно обновляемой базе данных. Таможенные органы часто и не пытаются установить действительную стоимость товара, а в качестве повода для корректировки используют недостатки в оформлении и содержании документов.

Процедура контроля таможенной стоимости должна проводиться в возможно короткие сроки с целью недопущения необоснованной задержки выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом.[7]

Можно выделить следующие слабые места в решениях таможенных органов по таможенной стоимости:

1) - необоснованность решения таможенного органа в неприятии заявленной декларантом таможенной стоимости товаров или о несогласии с избранным декларантом методом ее определения;

2) - несоблюдение процедуры перехода на другой метод определения таможенной стоимости товаров.

Несмотря на многочисленные акты, подробно регулирующие порядок принятия решений по таможенной стоимости товаров, таможенные органы часто продолжают принимать необоснованные решения. В то же время декларанты, действуя правомерно, не всегда обращаются в суд за защитой своих прав, так как данная процедура всегда сопряжена со значительными временными и материальными потерями.

Следует усилить ответственность таможенных органов, в том числе за незаконное применение при определении таможенной стоимости резервного метода, корректировку таможенной стоимости без достаточных к тому оснований и т.д. Такая ответственность может заключаться в увеличении судебных расходов и взыскании их с таможни в полном объеме, в материальном и дисциплинарном наказании сотрудника таможенного органа, допустившего данное нарушение. Контроль заявления и определения таможенной стоимости должен осуществляться специально уполномоченными должностными лицами, назначаемыми на должность приказом ФТС России. Указанные лица должны осуществлять свою деятельность во всех таможнях Российской Федерации и таможенного союза.

Целесообразно повсеместное применение выборочного таможенного контроля на основе анализа рисков нарушения таможенных правил. Внедрение выборочного контроля таможенной стоимости крайне актуально, так как он позволяет снизить затраты времени на контроль, упростить соответствующие таможенные процедуры, а также значительно сократить уровень недостоверного декларирования таможенной стоимости. Это положительно отразится на формировании доходной части бюджета страны, статистике внешней торговли, а также будет способствовать сокращению издержек участников ВЭД на прохождение таможенных процедур.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.