Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мне не жаль что друг женился

Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915 году в городе Фатеже, ныне Курской области России.

Сфера жанровых интересов Свиридова достаточно широка. Но художественная значимость его музыки в разных жанрах не одинакова. Талант Свиридова наиболее полно, ярко проявился в области вокальной музыки (и в этом тоже сказалась особенность его русского дарования!), сначала в камерной – романсе, песне, монологе, а позже, на рубеже 40-50-х годов и далее, – также и в вокально-симфонических жанрах – оратории, кантате и других произведений.

«Слободская лирика» (1938—1958, 2-я ред.). Семь песен на слова А. Прокофьева и М. Исаковского: «Свежий день», «Услышь меня, хорошая», «Русская девчонка», «Гармоника играет», «Ой, снова я сердцем широким бедую», «Свадьба милой», «Мне не жаль, что друг женился».

Избранные композитором шесть стихотворений известного советского поэта Александра Андреевича Прокофьева – лирика особого рода. Музыкальный язык песен не только народен в глубоком смысле слова, но и весьма оригинален, современен. Здесь нет давно знакомых традиционных народно-песенных попевок. Композитор использует новую песенно-интонационную выразительность наших дней. В народном характере разработаны ладово-гармонические средства песен. «Действующие лица» здесь — обыкновенные русские девчонки и парни из деревень и пригородов. Темы любви, разлуки, ревности, мечты о счастье развиваются сюжетно в тесной связи с песнями, плясками, свирельными наигрышами, игрою гармониста, с типичными образами народного искусства.

В музыке этого цикла композитор очень смело идет в глубь современной «музыки быта», иногда беря ее интонации почти в цитатном, нетронутом виде. В том же плане трактованы и песни «Свадьба милой» и «Мне не жаль, что друг женился», то есть, в сущности, почти вся вторая половина цикла.

Таким образом, типические бытовые интонации ставятся в новый контекст и потому меняют свою эстетическую функцию. То же происходит и в песнях, не имеющих характера сценки, но там изменение контекста достигается другими средствами. Песенные интонации в партии голоса, гармонные и балалаечные переборы в партии фортепиано подчиняются композиционным принципам камерного жанра и звучат уже по-иному, облагороженно. Один из довольно типичных примеров — мелодия песни «Мне не жаль, что друг женился», где начальная интонация, явно связанная с музыкальной «лексикой» лирических частушек-«страданий», очень широко и уже совсем не по-частушечному распевается:

И это дает возможность сопоставить начальный жанрово-бытовой образ песни с образом средней ее части, гораздо выше поднятой над бытовыми истоками, широкой, разливно-песенной.
Нельзя не упомянуть и о том, как в ряде песен преодолевается свойственная куплетной форме статичная повторность. Композитор очень активно варьирует фортепианную партию и иногда именно этим способом достигает впечатления движения, развития формы.

Цикл «Слободская лирика» – сочинение в какой-то мере экспериментальное. Здесь много нового как в трактовке жанра, так и в самой музыкальной стилистике. Новизна творческой задачи явилась причиной и некоторой пестроты этого цикла; контраст между довольно обобщенной лирикой первых песен («Свежий день» и «Услышь меня, хорошая») и ярко жанровой второй половиной, быть может, слишком уж резок.

Цикл «Слободская лирика» подводит нас к рубежу 40-х и 50-х годов, к моменту, когда вокальная музыка становится для Свиридова основной областью творчества. Л. Полякова справедливо отмечает, что именно в эти годы композитор находит свою творческую тему. Она формулирует ее как тему «поэт и родина», но, может быть, правомернее было бы сказать о теме родины в более широком и многообразном понимании.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.