Становление и развитие конкуренции между территориями. Конкурентоспособность территорий. Конкурентный анализ
Дифференцирование территории: сущность, уровни дифференцирования (по отношению к другим территориям, и по отношению к разным группам потребителей).
При проведении дифференциации следует выделить отличительные черты, характеристики, свойства территории (дифференциаторы территории), на которые благоприятно реагируют потребители.
Существует 2 аспекта анализа: по отношению к другим территориям, и по отношению к разным группам потребителей.
Один и тот же человек может выступать членом разных общественных групп и выступать в следующих ролях:
Родитель 2) покупаель 3) предприниматель
Типы маркетинга места по Котлеру:
1) Маркетинг жилья 2) М зон хозяйственной застройки 3)М инвестиций земельной собственности 4)М мест отдыха
Особо следует обратить внимание на то, что не всегда поводом для дифференциации служат реально существующие особые характеристики территории. Отношение потребителей к объекту зависит от двух факторов - мнения (познавательный аспект) и чувства (эмоциональный аспект). Соответственно, и дифференциация может и должна проводиться как на уровне реальных характеристик территории, так и на уровне чувств, когда эмоции, которые испытывает человек по отношению к территории, могут создать в его воображении определенные достоинства территории.
В территориальном маркетинге дифференциация также возможна и должна быть направлена на формирование определенного отношения потребителя к территории.
В территориальном маркетинге мы также можем выделить два аспекта анализа:
- дифференциация первого рода - дифференциация территории по сравнению с другими территориями - конкурентами (возможным местом проживания и/или осуществления деятельности);
- дифференциация второго рода - дифференциация территории для разных групп потребителей ее благ и услуг (для разных групп потребителей территориального продукта).
В основу дифференциации должен лечь анализ потребительских нужд, которые будут собой представлять базу для закрепления в сознании потребителей территориального продукта «позицию» данной территории. Следует определить основные критерии сравнения территории с точки зрения потребителей территориального продукта, эти критерии должны быть не только качественными, но и, по возможности, количественными
Человек проводит оценку разных «вариантов» - тех территорий, на которых он мог бы жить и вести деятельность. Мы выделяем характеристики-отличия территории, которые далее будем называть «дифференциаторы территории», которые отражают то, что собой представляет территории в действительности.
Исследование имиджа территории
Имидж – совокупность эмоциональных и рациональных представлений вытекающих из сопоставления всех доступных признаков территории, собственных знаний и опыта и слухов.
Имидж тер. Бывает формальный и бытовой
Формальный: фигурирует в виде рейтингов присвоенных по результатам аналитических исследований и соц. Опросов.
Бытовой: формируется СМИ, слухами.., и характеризуется субъективностью и недостоверностью
Становление и развитие конкуренции между территориями. Конкурентоспособность территорий. Конкурентный анализ
Важнейшей характеристикой территории с позиции маркетинга является ее конкурентоспособность.
Факторные условия: труд, земля…, люди, финансы, инфраструктура, умения, навыки как факторы. Ресурсы: основные – полученные даром ( почка, климат, ископаемые) и развитые – полученные путем вложения сил и средств.
Условия внутреннего спроса: если предприятие способно конкурировать на внутреннем рынке то как правило способно и на внешнем.
Родственные и поддерживающие отрасли:
Родственные отрасли – предприятия выпускающие близкую по назначению продукцию
Поддерживающие- предприятия основой которых служит сырье для других производств, например, машиностроение.
Суть: если предприятия родств. И поддерж. Отрасли этой территории уже занимают конкурентоспособные позиции на внешнем рынке, то другие новые предприятия могут воспользоваться их хорошей репутацией.
Стратегия структуры соперничества предприятий: суть: на структуру предприятия на форму управления и конкурентоспособность могут влиять территориальные особенности.
Что может влиять на конкурентоспособность предприятия и целой территории:
Новые изобретения
Технологический прорыв
Скачки цен а ресурсы
Скачки спроса
Политические решения других территорий ( введение Эмбарго)
Войны, локальные конфликты
Задачи повышения конкурентоспособности территорий:
Совершенствование экономических факторов и внутреннего спроса, развитие спроса, совершенствование управления, структурированное использование ресурсов территории, привлечение ресурсов на территорию, участие территории в программах, создание банка ин-фы, проведение конференций и выставок, материальная поддержка малого и среднего бизнеса, формирование имиджа территории.