Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблемы воспитания современной студенческой молодежи

 

«Ребенок учится тому

Что видит у себя в дому

Родители- пример тому!»

Себастьян Брант

Трудно переоценить глобальное значение воспитательной работы с молодежью в учебных заведениях. Ведь очень важно не только обучать молодежь, передавать качественные знания, но и воспитывать подрастающее поколение, заботиться о духовно-нравственном развитии молодежи-будущего нашей страны.

Социально-экономическая нестабильность, обнищание большой части населения, сокращение рабочих мест на производстве ослабили интерес педагогов и родителей ко многому из происходящего в обществе, а самое главное - к воспитанию подрастающего поколения. Размыты идеалы, подвергаются сомнению образы многих положительных героев, которые долгие годы служили молодым неким нравственным ориентиром.

Вместе с тем рынок «развенчивает» и такие извечные ценности людей, как бескорыстие, коллективизм, общинность. В настоящее время существует определенный разрыв в деятельности учебного заведения, семьи и форм общественного института.

Рождается ребенок. Он мал, слаб, неразвит, ничего не знает ни о мире, ни о себе. В зависимости от условий, в которых он окажется, ребёнок превращается или в развитую, творческую ориентированную на создание личность, или в существо с отрицательным социальным знаком, способное лишь к разрушению. Как существо социальное ребёнок не может стать человеком вне человеческих отношений. Ребёнок словно аккумулятор: сколько в детстве впитает в себя тепла, добра, света, столько же в будущем отдает людям.

Социализация- это процесс самоопределения в системе человеческих ценностей и отношений, социальных функций и ролей. Самый главный выбор человек делает в следующих обстоятельствах:

  1. I. Выбор жизненной позиции: Кто я? Как жить?

Каким ценностям преклоняться? Выбор огромен: от светлой человеческой личности до мрачного потребителя-паразита.

  1. II. Выбор профессии: Что делать? Где и в чем мои интересы и способности могут добиться успеха? Труд только тогда станет жизненной потребностью, если любить свою профессию. Нельзя быть счастливым без любимой работы.
  2. III. Выбор спутника жизни: с кем жить? Как найти и обрести вторую половину себя? Счастливый человек- это то, кто утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой.

Человек постоянно должен делать выбор среди альтернатив: действовать или не действовать, сказать или промолчать, идти вперед или отказаться. Тот кто, постоянно и последовательно делает шаги в неизвестное, берет на себя ответственность- тот развивается и реализует себя. Он совершает поступки, делает из себя личность.

На воспитанника в процессе социализации оказывают влияние два фактора: стихийное (улица, сверстники, семья и т.д.) и организованное (школа, внешкольные учреждения, радио, телевидение и т.д.). Высшие ценности человека: представление о добре, истине, совершенстве, красоте, гражданских идеалах - в основном формируется под воздействием стихийного влияния СМИ. Современное телевидение, кинематограф и СМИ нередко отравляют сознание молодежи низкопробной, отупляющей, примитивной продукцией.

Жизнь современной молодёжи зависит от множества факторов и явля­ется совсем не простой. Учеба сопря­жена с преодолением различных органи­зационных, психологиче­ских, моральных и других трудностей. Часть моло­дежи приходит в ВУЗы с неверными представлениями о студенческой жизни. При этом некоторые приходят с иллюзиями, некоторые с большим самомнением, некоторые, чтобы "продлить детство" и "отсидеться от армии".

Жизнь, не озарённая великой целью, сера и бесплодна. Жить полноправно, полноценно развиваться человек может лишь тогда, когда он делает своими личными общественные интересы, ясно осознаёт их роль и значение . Большую роль играет целенаправленное общение с семьей. Взаимодействие ВУЗа и семьи должно быть индивидуальным, так как воспитание человека играет основную роль семья, но зачастую семья передает эстафету воспитания учебному заведению, тем самым самоустраняясь от процесса воспитательной работы.

Воспитательное влияние учебных заведений на личность можно сравнить с небольшим ручейком в огромном потоке человеческой жизни.

Смена общественных ценностей, нравственных ориентиров, приоритетов и их ценностей, разрушение прежней идеологической веры - все это досталось учебным заведениям. Открылся новый и разнообразный мир, к которому не все готовы. Нам грозит рождение такого общества, в котором голый прагматизм, чистоган и утробное потребление может превратиться в высший смысл жизни. Молодёжь подстерегают опасности и соблазны в новом тысячелетии и долг учительства - защищать детей от всего этого, подготовить их к интересной духовой жизни.

Среди опасных общественных явлений можно назвать:

  • Юношескую безработицу.
  • Негативные последствия быстрого имущественного социального расслоения людей.
  • Тиражирование и распространения культа силы, суперменства, денег, оружия.
  • Привлекательность мгновенного, чудо действенного обогащения, без вложения труда.
  • Снижение, потеря профессионализма во многих сферах общественной и трудовой жизни.
  • Наркоманию и алкоголизм.
  • Агрессивные тенденции со стороны телевидения, кинематографии и печатных органов.
  • Снижение интереса к серьезному чтению, к духовной стороне жизни.
  • Ослабление традиции преемственности поколений, чувства патриотизма и уважения к старшим.

И задача учебных заведений – помочь подрастающему поколению взять верный курс развития в современном обществе, определиться, как личность, найти верные пути поведения. Главная цель воспитательной работы в ВУЗе- воспитание студента, как гражданина и патриота Казахстана. В этом направлении воспитания интегрированы гражданское, правовое, патриотиче­ское, интернациональное, политическое, семейное воспитание.

Воспитательная работа начинается со студентами первого курса, большинство которых приходит в ВУЗы со школь­ной скамьи, из семьи, которая как социальный институт пережила за послед­ние годы тяжелые испытания.

Правильное воспитание детей - главнейшая социальная функция не только семьи и учебно-воспитательных учреждений, но и всей общественности. Это не кратковременная кампания, а кропотливый повседневный труд. Надо всегда помнить: «Воспитывать - значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получения определенного типа человека»… Молодое поколение должно расти здоровым, смелым, выносливым, закаленным, сильным духом. Это будущее нашего государства, ее надежда и опора. Однако дети могут принести не только радость, но и горе, если им с ранних лет не прививать таких черт, как трудолюбие, честность, понимание своих обязанностей перед семьей, обществом.

Последнее десятилетие- время и процесс глобализации необратим: мобильная связь, Интернет и т.д. Дети получают информацию как позитивную, так и негативную, видят жесткость, насилие, лицемерие и ложь. Первым и главным учителем и тысячу лет назад, и сегодня, и в будущем останется жизнь, реальность. Поэтому в процессе воспитания мы должны ориентироваться на личность. А воспитание начинается с ранних лет и приводит к ответам на самые важные вопросы, рано или поздно встающие перед человеком: кто ты? кем и каким ты хочешь быть? Чтобы ответить на них, мало учебников и методичек. И здесь немаловажную роль играет учитель.

Чернышевский писал: «злодей и негодяй не родится злодеем и негодяем, а делается им от недостатка нравственного воспитания», «Людей путных и непутных делает жизнь, общий строй её»- писал Добролюбов Н.А эти слова классиков актуальны и в 21 веке.

Огромной серьезной проблемой воспитания остается пассивность и общая инфантиль­ность большей части современной студенческой молодежи. Многие студенты не готовы тратить свое свободное время не на себя лично, а на то, чтобы сде­лать что-то для своих товарищей. Позиция, существовавшая еще в советское время – «Что, мне больше всех надо?» - в современных условиях выглядит вполне объяснимой. Для любой деятельности требуются финансовые сред­ства, а самостоятельными источниками доходов студенческие советы не рас­полагают. Большинство студентов, особенно на старших курсах, уже умеет зарабатывать деньги. Но для собственного выживания, а не в копилку обще­ственной организации. А чтобы исключить стихийность и бессистемность таких явлений , необходим регулирующий орган студенческого самоуправления.

С этой благой целью в ВУЗах работает студенческий совет. Студенческий совет оказывает помощь классным руководителям групп, проводит профилактическую работу с отстающими и неуспевающими учащимися. Активы учебных групп входят в состав студенческого совета. Студенческое самоуправление является инициатором многих интересных начинаний в учебном заведении, направленных на нравственное воспитание обучающихся. Молодые люди на практике видят, что от их работы и усилий зависит многое, они растут неравнодушными к общественной жизни родного учебного заведения. Возрастает значимость их деятельности в глазах окружающих.

Я считаю, что воспитание, как социальная проблема может решаться лишь при условии мобилизации обществом, государством максимальных личностных ресурсов для воспитательной деятельности.

И в заключение хотелось бы привести следующее мудрое китайское изречение: «Если ты смотришь на год вперед, выращивай рис. Если ты смотришь на двадцать лет вперед, выращивай деревья. Если ты смотришь на сто лет вперед, выращивай людей!» Мы смотрим в далекое будущее, поэтому наша цель вырастить и воспитать достойное поколение.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.