Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Юридические свойства конституции



Сущность и содержание конституции раскрываются через совокупность свойств (юридических, политических, идеологических), которые характеризуют ее качественное своеобразие как одного из элементов политической системы современного общества. Юридические свойства Конституции — это специфические признаки, которые отличают Основной Закон от других нормативно-правовых актов, характеризуют его сущность и содержание. К юридическим свойствам Конституции относят: 1) её высшую юридическую силу. 2) Конституция является базой текущего законодательства, ядром всей правовой системы. Все законы и подзаконные нормативные акты принимаются на основе Конституции, её положения и принципы играют направляющую роль для текущего законодательства. Внесение изменений в Конституцию влечёт за собой внесение соответствующих изменений и в текущее законодательство. 3) К юридическим свойствам Конституции, также относят прямое действие её норм. 4) Особый порядок внесения изменений в Конституцию.

3. Структура и содержание Конституции ДНР

Структура Конституции — это способ ее внутреннего построения, т.е. порядок объединения однородных конституционных норм в определенные комплексы (главы) и последовательность их расположения. Структура подавляющего числа современных конституций имеет стандартный вид. Структура Конституции ДНР построена с учетом как собственного, так и современного зарубежного опыта. Она состоит из Преамбулы, основной части, которая охватывает девять глав и переходных положений (глава 10). Конституция любого государства, с точки зрения ее сущности и назначения, является отображением объективных процессов общественного развития, реального соотношения политических сил, сложившихся в обществе. Социальное содержание конституции определяет ее правовое содержание, которое составляют конституционные нормы, институты и принципы. Конституционные нормы — это основной правовой материал, с которого состоит конституция. Существует ряд видов таких норм, которые различаются по своей природе. Основную массу Конституции ДНР составляют нормы-правила, которые регулируют конкретные общественные отношения и определяют права и обязанности субъектов конституционного права, их правомерную деятельность. К ним относятся, например, нормы, которые устанавливают права, свободы и обязанности граждан, определяют правовой статус государственных органов и др. По характеру конституционно-правовых отношений нормы-правила подразделяются на материальные и процессуальные, устанавливающие процедуру принятия законов и иных актов парламентом. Нормы-цели представляют собой нормативную ориентацию развития общества и государства. Так, в преамбуле Конституции ДНР ставится цель утверждать права и свободы человека, гражданский мир и согласие. Наличие норм-целей — характерная черта современных конституций. Нормы-определения содержат качественную характеристику тех или иных конституционных институтов, отдельных органов государства. Таковы, в частности, нормы, определяющие природу государства (демократическое, социальное и правовое) и его органов (Народный Совет ДНР — парламент Донецкой Народной Республики является единственным законодательным органом государственной власти). Кратко охарактеризуем основные структурные элементы Конституции ДНР. Преамбула, прежде всего, исходит из того, что Конституция является актом, акцентирующим внимание на стремлении обеспечить благополучие и процветание Республики, утверждает права и свободы человека, гражданский мир и согласие, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов Преамбула является концептуальной основой Конституции. Ее положения в концентрированном виде выражают исходные политико-правовые идеи, которые пронизывают все содержание Конституции. Глава 1. Основы конституционного строя. Глава 2. Защита прав и свобод человека и гражданина. Глава 3. Государственное устройство Донецкой народной республики. Глава 4. Глава Донецкой народной республики. Глава 5. Народный Совет Донецкой народной республики. Глава 6. Совет Министров Донецкой народной республики. Глава 7. Судебная власть и прокуратура донецкой народной республики. Глава 8. Местное самоуправление. Глава 9. Принятие Конституции Донецкой народной республики и внесение в нее изменений. Содержание основной части Конституции свидетельствует о том, что предмет ее регулирования не ограничивается правовым статусом человека и гражданина и организацией государственной власти. Она содержит также ряд положений, которые закрепляют основы организации гражданского общества, которое формируется, в частности его экономические основы − частную собственность, рыночное хозяйство, свободную конкуренцию − устанавливают принцип плюрализма во всех сферах общественных отношений и т. д. Глава 10. «Переходные положения» Конституции содержат нормы, которые определяют время вступления ее в силу, устанавливают пределы действия законов и других нормативных актов, принятых до вступления в силу Конституции; сроки введения в действие отдельных конституционных норм, которые в силу объективных причин не могут быть реализованы сразу же; порядок и сроки формирования предусмотренных Конституцией органов государственной власти и местного самоуправления; устанавливают временные исключения для применения некоторых конституционных норм и т. д.

4. Внесение изменений в Конституцию В теории конституционного права различают два способа внесения изменений в конституции: 1) гибкий способ, при котором изменения в конституции вносятся путём принятия обычного закона; 2) жёсткий способ, который предусматривает внесение изменений в особом порядке, с применением усложнённой (сравнительно с обычной законодательной) процедуры. По способу внесения изменений Конституция Украины является жёсткой. Так, согласно ст. 155 Конституции Украины, законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины, кроме раздела I «Общие положения», раздела III «Выборы. Референдум» и раздела XIII «Внесение изменений в Конституцию Украины», предварительно одобренный большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины, считается принятым, если на следующей очередной сессии Верховной Рады Украины за него проголосовало не менее двух третей от конститу­ционного состава Верховной Рады Украины. Порядок внесения изменений в разделы I, III, XIII можно считать особенно жёстким, поскольку в соответствии со ст. 156 Конституции Украины законопроект о внесении изменений в раздел I «Общие положения», раздел III «Выборы. Референдум» и раздел XIII «Внесение изменений в Конституцию Украины», при условии его принятия не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады Украины, утверждается всеукраинским референдумом, назначаемым Президентом Украины. В Украине жёсткий характер внесения изменений в Конституцию обусловлен также особым кругом субъектов законодательной инициативы относительно внесения таких изменений. Это субъекты, которые непосредственно представляют народ Украины: Президент Украины и не менее чем 1/3 народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады Украины, а относительно разделов I, III, XIII субъектами являются Президент Украины и не менее чем 2/3 от конституционного состава Верховной Рады Украины. В Конституции Украины закреплено, в каких конкретных случаях она не может быть изменена: 1) Конституция Украины не может быть изменена, если изменения предусматривают упразднение либо ограничение прав и свобод человека и гражданина или если они направлены на ликвидацию независимости либо на нарушение территориальной целостности Украины (ч.1 ст. 157 Конституции Украины); 2) Конституция Украины не может быть изменена в условиях военного или чрезвычайного положения (ч.2 ст. 157 Конституции Украины); 3) Верховная Рада Украины в течение срока своих полно­мочий не может дважды изменять одни и те же положения Конституции Украины (ч.2 ст. 158 Конституции Украины); 4) Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины, который рассматривался Верховной Радой Украины, и закон не был принят, может быть представлен в Верховную Раду Украины не ранее чем через год со дня принятия решения по этому законопроекту (ч.1 ст. 158 Конституции Украины); 5) Повторное представление законопроекта о внесении изменений в разделы I, III и XIII настоящей Конститу­ции по одному и тому же вопросу возможно только в Верховную Раду Украины следующего созыва (ч.2 ст. 156 Конституции Украины). Конституция в разделе XIII не предусматривает порядок принятия новой Конституции Украины. Действующая ныне Конституция рассчитана на неопределенный срок и не может быть временным Основным Законом. Однако возможность создания другой Конституции не запрещается. Что касается Конституции ДНР, то предложения о внесении изменений в Конституцию Донецкой Народной Республики могут вносить Глава Донецкой Народной Республики, Народный Совет Донецкой Народной Республики, а также группа численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики. Предложение о внесении изменений в Конституцию Донецкой Народной Республики оформляется в виде проекта закона Донецкой Народной Республики о внесении изменений в Конституцию Донецкой Народной Республики. Закон Донецкой Народной Республики о внесении изменений в Конституцию Донецкой Народной Республики принимается Народным Советом Донецкой Народной Республики не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов. Закон Донецкой Народной Республики о внесении изменений в Конституцию Донецкой Народной Республики вступает в силу со дня его официального опубликования, если иное не предусмотрено в самом законе.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.