Мир образован бесконечным множеством разнообразных предметов, явлений и процессов, общей чертой которых является сам факт их существования. Эти предметы меняются, соединяются с другими предметами, движутся, разъединяются. Но это возможно только тогда, когда имеется определенная причина, которая порождает эти предметы, движет, соединяет и изменяет их. Это и есть бытие. Оно приписывается всему, что есть, и указывает на то, чем и каким оно есть. Понятие бытия, утверждая наличие чего-то (что-то есть), одновременно свидетельствует о том, что оно собою представляет (указывает на сущность предмета) и каким оно бывает (фиксирует его характеристики).Бытие – это философская категория,обозначающая существование разнообразия мира в его единстве и целостности.
Традиционно понятие бытия в философии имеет два значения: во-первых, оно обозначает все то, что когда-нибудь существовало, существует теперь и обладает внутренней потенцией к реализации в будущем.; во-вторых, под бытием понимают начало и основу мира, его сущность. Бытие в первом значении – это космос, Вселенная, Универсум, во втором же значении бытие – это основа Универсума, причина и условие его единства, целостности и вечности
Бытие делится на объективное (материя, вещи, явления, люди) и субъективное (разнообразие чувств, мышление, сознание).
Проблема субстанции в философии
Первым и общим признаком бытия является существование. Но что выступает его первопричиной, адиной первоосновой? Для обозначения такой первоосновы в истории философии пользовались категорией субстанции(от латинского substantia – сущность, то, что лежит в основании). Под субстанцией понимали то, что существует само по себе, зависит только от себя, а не от чего-то другого, и является условием возникновения, существования и изменения разнообразных элементов мира. Субстанция характеризуется самодетерминацией (несотворимостью, неуничтожимостью), универсальностью (обозначает устойчивую, постоянную, абсолютную, ни от чего не зависимую первооснову), каузальностью (является всеобщей причиной всех явлений).
Разные философские школы по-разному трактуют природу субстанции. Это зависит от того, как представители этих школ решают вопрос о единстве мира и его происхождении. Те учения, которые выводят мир из одной субстанции и, опираясь на ее, строят картину мира как единства разнообразных предметов и явлений, характеризуются философским монизмом. Если же в качестве первоосновы мира выступают две субстанции, то такая позиция называется дуализмом. Если же происхождение мира объясняется действием нескольких субстанций, то такая точка зрения называется плюрализмом. В истории философии существовали два основных подхода к пониманию субстанции: материалистический и идеалистический. Материалистический монизм основывается на убеждении в том, что мир един, неделим, изначально материален, и эта его материальность вытекает из материальности субстанции. Дух, сознание, идеальное в таких концепциях лишены субстанциального характера и выводятся из материальной субстанции как ее свойства и проявления (французские философы-материалисты XVIII века, Маркс). Идеалистический монизм признает материю производной от духа, который выступаеи основой всякого бытия, обладает вечным существованием и характеризуется неуничтожимостью. При этом различают объективно-идеалистический монизм (Бог в философии Фомы Аквинского, абсолютный дух Гегеля) и субъективно-идеалистический монизм (субъективное сознание Беркли, комплекс ощущений у Маха).
Философское учение о материи
Субстанциальные поиски философии привели к формированию понятия материи, которое в историко-философском процессе неоднократно меняло свое содержание. Первоначально под матеорией понимали предметное начало (земля, вода, воздух, огонь), из которого все рождается и в которое все превращается. Затем материя превращается в единую субстанцию, представляющую собой бесконечное множество атомов. В творчестве Платона материя – это пассивное начало, которое приобретает форму благодаря творческой идее. Аристотель считал материю первоосновой всего сущего, которое актуализируется при наличии формальной и целевой причины.
В философии Нового времени возрождается атомистическая концепция мира, в которой материя предстает как бесконечная совокупность атомов, наделенных атрибутивными свойствами: протяженностью, массой, неделимостью, непроницаемостью. Так формировались представления о материи как строительном материале, из которого все “сделано”, но который существует и сам по себе, в чистом виде. Такое понимание материи соответствовало предметно-субстратному подходу к объяснению мира и аналитическому методу научного познания.
Но уже французские материалисты XVIII века ставят под сомнение эти представления, обращая внимание на то, что такую материю никто нигде и никогда не находил. Материя. Считали они, это все то, что воздействует на наши органы чувств и вызывает в них разнообразные ощущения. Эта идея получила свое развитие в марксизме, представители которого, во-первых, отказались сводить материю только к природному бытию и распространили ее на социальную реальность, а во-вторых, связали понятие материи с сознанием как с функциональным свойством ее. Здесь материя – это объективная реальность, которая, будучи данной сознанию, существует независимо от него.В такой интерпретации понятие материи означает: 1)совокупность всего множества предметов, явлений и процессов, вместе взятых; 2)объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания; 3)общий признак всех вещей и явлений, их вещественность, телесность; 4)неуничтожимый остаток, сохраняющийся при любых изменениях предметов. При этом материя рассматривается не как что-то неопределенное, аморфное, а как динамическая системная целостность, организованная в пространстве и времени.