Глава «Развитие основ конституционного строя» восполняет некоторые пробелы, имеющиеся в предыдущих двух разделах, а также описывает те принципы, на основе которых проводилась конституционная реформа 2000 года.
В главе закрепляются права граждан на компенсацию причиненного государством ущерба, устанавливается обязанность органов государственной власти и местного самоуправления уважать и защищать права человека, а также устанавливается обязанность опубликовывать все нормативно-правовые акты, затрагивающие права человека.
В статье 54 устанавливается перечень прав человека, которые могут быть временно ограничены при введении военного или чрезвычайного положения. Также вводится понятие «чрезвычайное экономическое положение», более нигде не встречающееся. Смысл и правовое содержание данного института являются неопределенными.
Приднестровская Молдавская Республика объявляется президентской республикой со строгим разделением властей – органы исполнительной власти не могут издавать акты, имеющие силу закона; органы законодательной власти не вправе управлять органами исполнительной и судебной власти; парламент не вправе выражать вотум недоверия Кабинету министров, либо отправлять в отставку министров, а Президент не вправе распускать Верховный Совет. При этом все высшие органы государственной власти наделяются контрольными полномочиями.
В главе содержится открытый перечень основных функций государственной власти, которые выполняет Приднестровская Молдавская Республика. Также содержится требование к Верховному Совету перед ратификацией международного договора, противоречащего внутреннему законодательству, внести изменения в законодательство, чтобы устранить противоречия. Также дозволяется делегирование государственных полномочий различным наднациональным органам, но лишь в том случае, если это не нарушает права человека и основы конституционного строя, а также не означает отказа от суверенитета.
Изменение Конституции
Конституция может быть изменена либо в результате референдума, либо Верховным Советом. Положения Разделов I «Основы конституционного строя», II «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» и раздела IV «Изменение Конституции» могут быть изменены только в результате референдума. Положения Раздела III "Основы государственного управления" могут быть изменены как в результате референдума, так и конституционным законом, принятым Верховным Советом.
Законопроект об изменении Конституции может быть внесен в Верховный Совет либо Президентом, либо группой депутатов не менее 15 человек, либо группой граждан численностью не менее 15 000 человек. Данный законопроект рассматривается Верховным Советом в трех чтениях, и может быть либо вынесен на референдум 2/3 голосов, либо принят Верховным Советом 2/3 голосов, либо отклонен.
Принятый закон об изменении Конституции подпистывается Президентом в течение 7 дней с момента принятия и публикуется. Если Президент этого не делает, то закон подписывает и публикует Председатель Верховного Совета.
Президент
Президент является главой государства и главой исполнительной власти Приднестровья. Он избирается сроком на 5 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Выборы проводятся в один тур – выигравшим считается тот кандидат, за которого было отдано простое большинство голосов.
Одновременно с Президентом избирается и Вице-президент, не имеющий четкого конституционного статуса.
Президент возглавляет исполнительную власть. Он самостоятельно формирует Кабинет Министров, определяет внешнюю и внутреннюю политику государства. Он также назначает глав государственных администраций городов и районов.
Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами, и в установленном законом порядке принимает меры по охране суверенитета Республики и отражению агрессии против нее.
Как глава государства, Президент осуществляет помилование, решает вопросы гражданства, вручает государственные награды, представляет Приднестровье в международных отношениях, а также обращается с посланиями к народу и Верховному Совету.
Президент также издает указы и распоряжения, которые являются подзаконными нормативными актами и не могут противоречить Конституции и законам.
Функции
Конституционный суд гарантирует верховенство Конституции Приднестровской Молдавской Республики, обеспечивает соблюдение принципа разделения властей, гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством.
Конституционный суд в части осуществления конституционного контроля разрешает дела о конституционности:
законов Приднестровской Молдавской Республики (в том числе конституционных), а также правовых актов, принимаемых Верховным Советом;
правовых актов Президента Приднестровской Молдавской Республики, министерств, ведомств и иных органов государственной власти, местного самоуправления в Приднестровской Молдавской Республике, в том числе в части необходимости разрешения споров о компетенции между органами различных ветвей государственной власти;
международных договоров Приднестровской Молдавской Республики;
правоприменительной практики;
деятельности выборных органов и должностных лиц местного самоуправления в части принимаемых ими решений и правовых актов.
Порядок организации и деятельности Конституционного суда ПМР, соблюдаемые им процедуры и иные вопросы регулируются конституционным законом ПМР.