Помощничек

Энергетика

Урочище Веретьево — аномалии заброшенной церкви

Опубликовано: Лена 18.04.2011 в Аномалии, Походы | ∞

В ноябре 2004 года мы собрались в очередной поход. Именно этот поход мне запомнился потому, что он был своего рода первым — первое посещение заброшенной церкви, одиноко стоящей в лесу вдали от населенки.

Это сейчас все легко и просто: полазал по инету — вот тебе списки заброшенных церквей и монастырей, да и еще и с фотками, к сожалению, сейчас такие места стали очень популярны. Сегодня, в хорошую погоду, можно добраться до места которое я описываю на машине, тогда это была еще невнятная заброшенная дорога через болота.

Итак, предыстория. После двухмесячного похода душа жаждала приключений, и очень вовремя один из наших друзей поведал нам, как зимой ходил к заброшенной церкви в лесу: он шел ночью сбиваясь с дороги по пояс в снегу, и когда уже решил, что заблудился… деревья расступились и на поляне показалась большая церковь. Одним словом романтика! Конечно, мы уговорили его повторить этот подвиг вместе с нами.

Рано утром мы с друзьями погрузились в электричку Москва-Петушки, собственно человек который нас вел к церкви должен был подсесть к нам чуть позже но….в общем он опоздал на электричку, а т. к. ехать нам было далеко — аж за г. Суздаль и мы были завязаны еще на одну электричку и автобус… в общем наш дорогой друг поставил под сомнение сам поход. Однако мы уже ехали и выходить по середине пути не собирались.

Наш друг начал погоню за нами на следующей электричке.

С горя, от того, что у нас как всегда все через одно место мы решили повторить подвиг Венечки Ерофеева из повести «Путешествие Москва-Петушки», но, слава богу, не в полном объеме. В Петушках,в связи с этим, мы успели посетить только привокзальные кусты и отбыли на электричке Петушки-Владимир, соответственно во Владимир. Друг нас к этому моменту так и не догнал.

Быстренько пробежавшись по городу мы погрузились в автобус и поехали в Суздаль.

Смеркалось и холодало, мы пошли гулять по городу, смотреть Суздальский Кремль и закупаться медовухой. Нам надо было убить всего-то 2,5 часа до прибытия автобуса с нашим отсталым другом.

Мне г. Суздаль очень понравился, как будто переносишься на столетие, а то и два назад — узкие улочки с деревянными домами не выше 2-х этажей, все аккуратное и ухоженное. Подробнее об этом замечательном городе я писала здесь.

В 1967 был принят план развития Суздаля, согласно которому он становился городом-музеем. Из города вывели исправительные учреждения. Были построены Главный туристский комплекс, развёрнуты музейные экспозиции. Проводились работы по реставрации памятников и благоустройству города. В 1978 международная организация ЮНЕСКО включила белокаменные памятники Суздаля в список объектов Всемирного наследия.

Вот наконец мы и встретились с нашим товарищем! Вокруг уже темень (осень — темнеет рано), время что-то около 6-ти, а мы собираемся буриться куда-то в лес. Пройдя очередной раз город насквозь, мы уходили все дальше от цивилизации. «Человек с компасом и логикой» уверенно тащил нас по кромешной тьме через болота к заветной цели. И вот в первом часу ночи, как и было обещано, деревья расступились и мы вышли на довольно большую поляну по середине которой стояло огромное черное нечто — церковь. Забыв об усталости и покидав рюкзаки, мы ринулись ее осматривать, как это происходило с 2-мя фонарями на 8 человек — отдельная песня.

Все же основной осмотр был отложен на утро, мы переместились на край поляны и еще долго грелись у костра медовухой.

Утро встретило нас холодным туманом и небольшим минусом — вся поляна была в инее. От этого местность казалась какой-то зловещей.

Для меня тогда казалось диким, что церковь, вот так может стоять по среди леса, никому не нужная и совершенно заброшенная (как молоды мы были))). А когда-то здесь, на берегу реки Возотьмы было большое, хотя и уединенное, село Веретьево.

Погост Веретево в XVI веке являлся вотчиной Суздальского Покровского женского монастыря. В то далекое время Веретевский находился на оживленной дороге из Шуи и Холуя на Суздаль и был центром не только обширной волости, но и большого прихода. Окладные книги 1653 г. уточняют, что приход погоста составляли 108 дворов крестьянских и 21 двор бобыльский.

Со второй половины XVIII века в Веретеве началось строительство большой двухэтажной каменной Смоленской церкви. Пятиглавый храм с высокой шатровой колокольней был освящен в 1802 г. Необычен этот храм тем, что он двухъярусный, то есть имеет два разделенных друг от друга этажа, а так же алтарь церкви направлен не на восток, как у всех православных храмов, а со значительным уклоном к северу.

Старые деревянные церкви были упразднены и разобраны.

При церкви в конце XIX века была основана церковно-приходская школа.

Наиболее известным настоятелем храма Веретевского погоста был протоиерей Дмитрий Иванович Бережков, прослуживший там более 60 лет — с 1850 до начала 1910 гг. Преемником отца Димитрия стал его сын — священник Иван Димитриевич Бережков, оказавшийся, по-видимому, последним настоятелем этой церкви.

Церковь была закрыта в конце 1920 — начале 1930-х гг.

После этого и без того малое население стало уходить, к 1923 г. здесь осталось лишь 10 человек — учителя школы.

До 1950 г. в церкви сохранилось все оборудование и церковная утварь, в здании бывшей церковно-приходской школы, находилась начальная 4-классная школа. Вскоре оттуда вывели ее, Веретево обезлюдело. Последней обитательницей погоста была какая-то бабушка-монашка, жившая в избушке-келейке при церкви.

Сложны и противоречивы сведения о дальнейшей судьбе этого места, но почти все источники сходятся в одном: в 1960 году ночной порой нагрянули туда бандиты, ограбили церковь, а чтобы замести следы, подожгли все строения погоста. Полностью выгорела церковь, сгорела избушка вместе с монахиней. С тех пор здесь никто не живет, сгнили и пропали шедшие через болота к погосту гати, и он сегодня находится как бы на острове. Сейчас на месте села только развалины церкви и несколько старых могил.

Церковь Смоленской Божьей Матери в урочище Веретьево.

Вид на церковь со стороны алтаря.

Колокольня.

Мы бродили по окрестностям и осматривали церковь. Внутри еще сохранились остатки росписи старательно замазанные надписями типа «Тут был Вася», наш друг сказал, что еще зимой этого не было((( . Вокруг угадывалось несколько фундаментов домов, проваленные могилы и несколько старинных памятников, стоящих явно не на своих местах.

А потом со мной произошел довольно интересный случай. Мы с Маринкой и Дунькой долго лазали внутри церкви, пока не добрались до алтарной части. Тут Дунька сказала, что в к бывшему алтарю не пойдет, типа никогда так не делала и не будет по каким-то своим соображениям, просто постоит и посмотрит. Мы с Маринкой зашли, атмосфера почему-то была нездоровая, душно и гулко, Маринка вышла и я осталась одна.

Я стояла по середине и рассматривала свод , как вдруг все стихло: голоса мужиков, шум леса, ветер — полная тишина, вакуум и вдруг от стен начинает идти сначала невнятный гул, а потом угадывается церковное пение, несколько голосов, и мужские и женские, пение как будто становиться громче и….. обрыв, все привычные звуки возвращаются обратно, я резко оборачиваюсь и вижу, что Дунька как бы пересекла границу алтарной части и идет ко мне. Видимо вид у меня был нездоровый, потому что Дунька спросила, что случилось, на что я ей сказала, что у меня-то все ок , но с чего она вдруг решила зайти? Дуня ответила, что ну вот она просто так решила, захотела поближе посмотреть. Походила она вокруг меня и ушла. А я еще несколько раз прибегала в это место, подолгу стояла одна, но так ничего и не услышала больше.

Старое кладбище.

Большинство плит стоит не на своих местах.

Проваленная могила.

А вот что мы увидели, когда проявили пленку и распечатали фотки, призрак?!

Слева колокольня, по середине памятники, а над ними непонятный светлый ромб, он виден и на фотографиях, и на пленке.

Время близилось к обеду, все что мы могли уже посмотрели и пора было возвращаться домой. Но мы не ищем легких путей! Идти решили по другой дороге, типа дальше, но интереснее.

Понятное дело, мы заблудились. Идя по подмерзшему болоту по колено в воде босыми ногами я, да и все остальные, ни раз вспомнили «добрым словом» нашего провожатого и всех, кто поддержал эту затею.

Выбравшись на лесную дорогу мы поначалу возрадовались — по крайней мере сухо. Но радость была не долгой — на каждый ботинок через каждые 100 метров налипало не меньше килограмма глины (и это не образное выражение!), причем глина эта не стряхивалась и приходилось устраивать частые привалы, счищая палками эти комья. После этого казалось, что у ботинок вырастали крылышки, правда не надолго.

Дорога от урочища.

Сбиваем с ботинок грязь.

Охотничий домик.

И вот мы уперлись в забор, большой такой и главное совершенно неопознанный т. к. мы до этого вроде как нашлись по карте, ну да видимо нашлись не в том месте. Далее идя вдоль забора под лай собак, мы размышляли, что ну никак не могли отмахать больше 20 км и оказать у заброшенного пансионата , когда вроде бы шли почти в противоположную от него сторону. Наконец мы нашли ворота на чудо-территорию и мужика на тракторе при них. Мужика допросили, и он подтвердил, что это есть пансионат, но уже не заброшенный, а вполне процветающий. Он пустил нас пройти территорию насквозь. Пансионат и правда процветал, даже пруд себе вырыл под боком с лебедями и дорогу проложил от шоссе человеческую.

Центральный вход в «заброшенный» пансионат.

Ну а дальше мы шли по этому самому шоссе еще километров 5 до трассы, тут у всех массово начало открываться второе дыхание. Лично мне казалось в конце, что я могу пройти еще столько же, а ноги уже буквально бегут сами.

По дороге к шоссе встретилась заброшенная церковь Рождества Христова в Новосёлке-Кудрине. Дата основания 1632, закрыта в 1930-х, ныне заброшена.

Поймали автобус на Владимир, там затарились пивом, погрузились в последний автобус на Москву. Всю дорогу пассажиры могли наслаждаться свежим болотным запахом и безудержным весельем «совсем диких походников».

P.S. Качество фоток оставляет желать лучшего, давно это было и моей пленочной мыльнице оставалось жить меньше года.

P. P. S. После этой поездки я поняла, что в моей жизни будет еще оооочень много заброшенных церквей))))

Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.