Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теории происхождения человека




В глобальной по значимости про­блеме антропогенеза (происхожде­ния человека) определение места че­ловека в общей системе мира — лишь одна часть. Другая связана с выяснением механизмов эволюцион­ного развития человека и его предше­ственников в отряде приматов.

Э. Кант в конце XVIII в. писал об эволюции природы, способной пре­вратить человекообразную обезьяну в человека, снабдив его двуногим хож­дением и рукой, способной к хватанию. При этом происхождение чело­века представлялось Канту как раз­витие некой идеи «абсолютного пра-человека»: без «сверхидеи» появле­ние человека было бы невозможно. Дидро в то же время говорил о суще­ствовании лишь количественной раз­ницы между человеком и обезьяной.

В том же XVIII в. Дж. Монбоддо сделал попытку объяснить превра­щение обезьяны в человека под воз­действием труда, но человек и обезь­яна для него были представителями одного вида. В превращение видов Монбоддо не верил.

Русский ученый Аф. Каверзнев вплотную подошел к эволюционным механизмам в антропогенезе. Он на­писал о генезисе животных и челове­ка в том числе, от одного ствола. Более того, исследователь писал об изменчивости и вызывающих ее вне­шних факторах.

Совершенно оригинальный взгляд на происхождение человека принад­лежал Ж.Б. Робине, считавшему, что животные представляют неудач­ные попытки природы породить че­ловека — наиболее совершенную форму. Он правильно мыслил, что основные анатомические отличия человека и шимпанзе относятся к тазу и стопе.

Русский мыслитель А. Н. Радищев в XVIII в. отстаивал идеи родствен­ных связей всех живых организмов, в том числе человека, а также живо­го и неживого. Идею развития он не распространял лишь на бессмертную душу.

Ж.Б. Ламарка (1744-1829) счи­тают создателем первой в истории науки стройной теории происхожде­ния человека, изложенной в начале XIX в. Антропогенез представлялся Ламарку следующим образом. Одно из «четвероруких» «потеряло привычку» лазить по деревьям, но при­обрело другую — передвигаться на двух ногах. Потребности, по Ламарку, рождают усилия, которые видо­изменяют органы. В ряде поколений «четверорукие» были сменены дву­рукими, которым удобнее было пере­двигаться на двух конечностях. Ли­цевой отдел головы новых существ изменился, стал более человекопо­добным вследствие потери привычки схватывать и кусать добычу; за ним осталась лишь функция жевания. Успех новой породы в жизненной борьбе и более широкое распростра­нение связаны с ее совершенством. Рост потребностей способствовал усовершенствованию средств суще­ствования. Кроме того, многолюд­ные сообщества требовали более со­вершенных средств общения. Теория Ламарка отличается схематизмом построений и ограниченным исполь­зованием фактов, но в ней были та­кие ценные идеи, как признание обусловленности эволюции предка человека внешними силами, пред­ставление об обезьяноподобном пред­ке человека и постепенности телесно­го преобразования человека. Новые потребности, возникшие в связи с ос­вобождением рук, обусловили теле­сное изменение человека.

Современные представления о ме­ханизмах процесса антропогенеза связывают прежде всего с именем ве­ликого английского биолога Ч. Дар­вина (1809-1882) и его последовате­лей. Можно считать установленным, что к моменту выхода в свет труда «Происхождение видов путем есте­ственного отбора» его автор, Ч. Дар­вин, был уверен в применимости ус­тановленных им законов развития органического мира к человеку. Глав­ный антропологический труд Ч. Дар­вина — книга «Происхождение чело­века и половой отбор» (1871). Оце­нить ее содержание можно с учетом того предварительного вклада в реше­ние проблемы антропогенеза, кото­рый сделали соратники Дарвина.

Так, английский эволюционист Т. Гексли показал, что по многим признакам человекообразные обезь­яны ближе к человеку, чем к низ­шим обезьянам. Немецкий натура­лист Э. Геккель для обоснования идеи происхождения человека от бо­лее низкоорганизованной формы животных использовал данные эмб­риологии человека и других живот­ных в сравнительном аспекте.

Огромное значение для антропо­логических исследований Ч. Дарви­на имели взгляды английского гео­лога Ч. Ляйеля, который доказал большую геологическую древность человека по находкам каменных ору­дий человека вместе с костями вы­мерших к настоящему времени жи­вотных. В конце 19-го столетия на­метился интерес к археологическим находкам каменного века в Европе, а также стали известны некоторые находки костей ископаемого челове­ка неандертальского и современного видов (кроманьонцев).

Большое значение для формирова­ния антропогенетических взглядов Ч. Дарвина имела работа А. Уоллеса, сумевшего независимо от Дарвина оформить собственную теорию есте­ственного отбора процесса формиро­вания видов. А. Уоллес исходил из того, что естественный отбор не мо­жет произвести ничего бесполезного, а тем более вредного. Под этим углом зрения рассматривались особенности человека: обнаженная кожа, опорная стопа, большой и сложный мозг. А. Уоллес считал, что человек вооб­ще и его особенный мозг, в частно­сти, созданы «высшим интеллиген­тным существом», ибо вся природа одухотворена.

Ч. Дарвин поставил своей задачей доказать постепенное изменение представителей человеческого рода на основе свойств изменчивости и на­следственности в ходе борьбы за су­ществование, естественного отбора и адаптации к условиям окружающей среды.

В своем главном «антропологи­ческом» труде Дарвин привел мно­жество доказательств происхожде­ния человека от низших форм. Они распределены по трем группам: 1) сходство в строении тела и его фун­кций у человека и других современ­ных животных (особенно — высших обезьян); 2) большое сходство в про­цессах зародышевого развития, в строении эмбриона человека и дру­гих животных; 3) существование ру­диментарных органов у человека (чему Дарвин уделял особое внима­ние). Сам факт их существования ни­как не увязывается с «высшей, тво­рящей силой». Ч. Дарвин обратил внимание на следующие остаточные бесполезные или малополезные при­знаки: остаток подкожной мускула­туры головы, ушная раковина, буго­рок на внутреннем крае завитка уха, маленькая перепонка над роговицей («третье веко»), третичный волося­ной покров, задние третьи коренные зубы, червеобразный отросток сле­пой кишки, копчик, грудные желе­зы у мужчин и др. В ряде случаев (очень редко) остаточные явления (атавизмы) получают очень сильное развитие. Дарвин, в частности, опи­сал дополнительные млечные желе­зы, двурогость матки, недоразвитие мозга — микроцефалию, сильное развитие клыков. В список атавиз­мов можно добавить достаточно вы­раженный наружный хвост и силь­но развитый волосяной покров тела.

В отличие от Уоллеса, Ч. Дарвин считал, что такие отличительные особенности человека, как двуногость, специфическое оформление руки, развитый мозг и членораздель­ная речь, являются безусловными адаптациями, а поэтому созданы ес­тественным отбором. Характерно, что, наряду с естественным отбором, в качестве факторов эволюции чело­века Дарвин называл упражнение и неупражнение органов, а также по­ловой отбор (последний — в аспекте предпочтения полами тех или иных состояний признаков), приведший, в частности, к утрате человеком воло­сяного покрова.

Качественное отличие психики че­ловека и животных Дарвин отрицал. По его мнению, в психике животных можно видеть зачатки чувствования, любопытство, подражательность, внимание, память, воображение, эле­менты рассудка. По его мнению, принципиально не новы и такие че­ловеческие качества, как разум, упот­ребление орудий, самопознание, речь, чувство красоты; даже нрав­ственное начало человека имеет кор­ни в животном мире. Дарвин считал естественный отбор фактором раз­вития не только морфо функцио­нальных характеристик, но также умственных и нравственных качеств. Более того, он выступил с идеей груп­пового отбора, полагая, что отбор по­ощрял наиболее сплоченные коллек­тивы, включавшие одаренных людей.

Так Дарвин открыл форму эволюции, которую мы называем групповым отбором.

Великий натуралист рассмотрел и другие проблемы теории антропоге­неза: место человека в системе живот­ных, родство человека и обезьян, вероятную прародину человека, древ­ность человеческого рода. Современ­ная обезьяна, по Дарвину, отличалась от древнего предка человека; она пре­терпела собственную эволюцию, неза­висимую от человеческой. Данный вывод опрокидывал обиходное утвер­ждение: «человек произошел от обе­зьяны». Дарвин считал прародиной человечества древнюю Африку (воз­можно, Европу), так как она заселе­на обезьянами, сходными с людьми. Геологическая древность человека очень велика.

Дарвин провел интересный мыс­ленный эксперимент: из суммы ру­диментов и атавизмов человека был составлен «портрет» предка.

В теории Дарвина не оценивалась роль труда как фактора эволюции, отсутствующего в других линиях эволюции. Вместе с тем, труд чело­века — не просто черта поведения; это общественное явление, вызвав­шее оформление сознания, речи и сознания.

Видный отечественный антропо­лог Я.Я. Рогинский видит в процессе антропогенеза два поворотных момен­та: начало и конец скачка. Первый со­впадает с появлением трудовых дей­ствий, а второй — с началом эры их безраздельного господства. В это вре­мя эволюция гоминид привела к по­явлению человека современного типа. Развитие культуры человека совре­менного типа более не связано с био­логическим прогрессом. (см. гл. II).

Одним из важнейших положений современной теории антропогенеза является вывод о параллелизме мор­фологической эволюции гоминид и развития высшей нервной деятель­ности, обусловивших возможность изготовления и усовершенствования орудий труда, появления сознания и развития общества.

Исследование костных остатков гоминид разной древности позволя­ет представить определенную очеред­ность формирования морфофункциональных особенностей ископаемых людей: первоначальное формирова­ние отличий верхних и нижних ко­нечностей (опорной ноги и свободной руки), позднее и продолжительнее происходит увеличение и усложне­ние головного мозга с развитием выс­ших центров, постепенное развитие трудовой руки, позднее оформление современных особенностей черепа (более развит мозговой отдел по срав­нению с лицевым), оформление осо­бенностей зубной системы.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.