Образовательная деятельность в школьном лесничестве – деятельность, направленная на реализацию образовательного процесса и осуществляемая в соответствии с образовательными программами.
Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами образования, развития личности.
Одной из составляющих лесоэкологической культуры является лесоэкологическая грамотность, т.е. владение знаниями, умениями и навыками. Формирование лесоэкологической грамотности членов школьных лесничеств и является основной целью образовательного процесса.
Организация образовательного процесса проводится:
- индивидуально и в объединениях;
- с краткосрочным и долгосрочным периодом обучения;
- с постоянным и переменными составами через реализацию разноуровневых программ дополнительного образования;
- через реализацию разновозрастных программ дополнительного образования.
В школьном лесничестве могут использоваться типовые, модифицированные, авторские программы. В настоящее время большое значение придается предпрофильной подготовке и профильному обучению, появилась потребность в программах элективных курсов. Профильное обучение направлено главным образом на реализацию личностно-ориентированного образовательного процесса, расширение возможностей выстраивания обучающимся собственной, индивидуальной образовательной траектории. Вместе с тем, профильное обучение сможет сыграть большую роль в более эффективной подготовке выпускников школы к поступлению в вузы и освоению программ высшего профессионального образования.
Независимо от используемой образовательной программы, механизм реализации образовательной деятельности в школьном лесничестве остается единым и осуществляется поэтапно (рис. 5).
Образовательный процесс в школьном лесничестве реализуется ступенчато, в соответствии с возрастом детей. На каждой ступени меняется не только содержание образовательного процесса, но меняются задачи, формы и методы взаимодействия, способствующие их решению (табл. 1-3).
Рис. 5.Механизм реализации образовательной деятельности в школьном лесничестве
Природосообразные технологии (А.М. Кушнир);
игровые технологии;
методики развития творческих способностей (И.П. Волков).
Рассказ;
Беседа.
Демонстрация;
Иллюстрация.
Упражнение;
практическая работа:
элементарная практическая лесохозяйственная деятельность;
фенологические наблюдения;
участие в природоохранных акциях;
проведение выставок работ;
озеленение территорий населенных пунктов.
Проблемное обучение (от Д. Дьюи до М.И. Махмутова);
поисковые, исследовательские, творческие методы (А.В. Хуторской);
групповые способы обучения (И.Б. Первин);
телекоммуникативные сети: базы и банки данных;
медиатеки;
компьютеры;
Internet;
экологическая тропа;
модели экосистем;
питомник.
коллективный способ обучения(А.Г. Ривин – В.К. Дьяченко);
индивидуализированное обучение (И.Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков);
программированное обучение (безмашинное и компьютерное);
коммуникативные, интерактивные методы обучения (Е.И. Пассов);
дискуссионные методы;
дидактические игры.
наблюдения
организация участия в природоохранных акциях; озеленение территорий населенных пунктов;
выполнение исследовательской работы.
Лабораторная работа
Практическая работа:
практическая
семинар;
полевой практикум;
Окончание таблицы 3
Форма организации обучения
Средства обучения
Педагогические технологии
Методы обучения
Словесные
Наглядные
Практические методы
практическая деятельность;
профильный лагерь
видео-, DVD записи;
информационные картинки;
наглядные пособия;
информационные системы; телекоммуникативные сети: базы и банки данных;
медиатеки;
компьютеры;
Internet;
экологическая тропа;
модели экосистем;
питомник.
исследовательские методы, проектные технологии;
организационнодеятельностные, деловые игры;
компьютерные и Internet-технологии.
лесохозяйственная деятельность;
фенологические наблюдения.
организация участия в природоохранных акциях;
озеленение территорий населенных пунктов;
выполнение исследовательской работы.
Для выявления усвоения обучающимися изучаемых программ в каждой дополнительной образовательной программе имеются диагностические карты на основе требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Эффективность образовательной деятельности – это соотнесенность полученных результатов с целями и ожидаемыми результатами. Эффективность образовательной деятельности отслеживается по следующим показателям:
- соответствие достигнутых результатов целям и задачам образовательной деятельности;
- степень удовлетворенности всех участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся и их родителей) организацией образовательной деятельности;
- результативность участия обучающихся в мероприятиях различного уровня;
- достижения руководителей школьных лесничеств.
Одним из критериев эффективности являются достижения членов школьных лесничеств в мероприятиях различного уровня.