Задание 1 Анкета как важнейший инструментарий социсследования. Структура анкеты. Требования к анкетеру.
Задание 2 Эксперимент как метод исследования. Естественный и искусственный эксперимент. Четыре метода экспериментального анализа. Особенности социологического эксперимента. В каких областях управления применяют метод эксперимента.
Вариант 2
Задание 1 Понятие выборочного метода в социсследовании. Виды выборок. Генеральная совокупность. Репрезентативность. Многоступенчатый отбор. Математический расчет выборки. Программа счета для ЭВМ.
Задание 2 Анализ социологической информации. Протоколы наблюдения. Принципы группировок. Прямые и перекрестные группировки. Количественные и качественные сравнения социологических данных.
Тема 6. Понятие выборочного метода в социсследовании
Вариант 1
Задание 1 Математические методы обработки социологической информации на ЭВМ: средняя взвешенная величина, медианные и модальные признаки. Дисперсионный и корреляционный анализ.
Задание 2 Исследование личности. “Социальное ” в личности. Типы темпераментов по Гиппократу. Личность с точки зрения фрейдизма, диалектического материализма, теории социальных ролей. Типы личности по К.Марксу и М.Веберу.
Вариант 2
Задание 1 Социометрические методы (Морено) для изучения сплоченности коллектива турфирмы. Малые социальные группы. Коллектив, этапы его становления. Сплоченность группы. Показатели. Метод “полярных профилей” для оценки личности в группе.
Задание 2 Конфликты в коллективе турфирмы. Стили руководства и выхода из конфликтных ситуаций в коллективе.
Тема7. Научный анализ социально-экономической информации
Вариант 1
Задание 1 Маркетинговое исследование турбизнеса, его предмет. Сфера маркетинга.
Задание 2 Методы исследования туристической сферы: Почтовый опрос. Телефонный опрос. Интернет – опрос. Метод экспертной оценки. Мозговой штурм. «Дельфийский метод». Кейс – стади. Фокус – группа.
Вариант 2
Задание 1 Методы исследования туристической сферы: Метод наблюдения. Метод анализа документов. Метод измерения социальных установок. Биографический метод. Бюджет времени и т.д.
Задание 2. Генеральная и выборочная совокупность. Репрезентативность и ошибки. Тип выборки, характер информации, объем выборки.
Тема8. Математические методы обработки социологической информации
Вариант 1
Задание 1 Тест. История тестов «прошлых лет». Критерии тестов. Сильные и слабые стороны тестирования. Правила тестирования. Требования к тестирующему. Этапы тестирования. Типы тестов для исследования персонала турфирм.
Задание 2 Игра. Особенности деловых игр. Задачи деловых игр в управлении персоналом турфирм. Типы деловых игр. Организация и проведение деловой игры. Подготовка. Формирование группы. Руководство игрой и подведение итогов.
Вариант 2
Задание 1 Психодрама и социодрама. Ролевая игра и ее преимущества для коллектива турфирмы. Групподинамические упражнения. Плановые игры. Метод групповых дискуссий. Метод корректной ситуации. Кейс – стади.
Задание 2 Тренинг и его функции в управлении персоналом турфирмы. Организация и этапы проведения тренинга. Техники и методы. Упражнения. Эффективность тренинга.
Тема 9. Социологические методы изучения личности и малых социальных групп, коллективов в условиях противоречий и конфликтов рыночного общества: междисциплинарные научные подходы
Вариант 1
Задание 1 Центр оценки персонала на примере турфирмы и его особенности. Цели и функции ЦО. Основные этапы применения. Заключение ЦО. Программа мероприятия ЦО. Подготовка к оценочным испытаниям.
Задание 2 Методы изучения конфликтов в трудовом коллективе турфирмы. Причины. Участники. Функции. Этапы, типы конфликтов. Конфликтная ситуация. Последствия. Роль коллектива в конфликте. Роль руководителя. Методы определения способов регулирования межличностных, внутриличностных конфликтов и конфликтов в коллективе турфирмы.
Вариант 2
Задание 1 Переговорные методы для работников турфирмы.
Задание 2. Цели и задачи маркетингового исследования туристического бизнеса. Проблема выборки и репрезентативности. Трудности в общении заказчика и исследователя.