Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Между педагогами и детьми

Установление диалога и сотрудничества

Важнейшая группа условий, влияющих на характер, способы взаи­модействия педагогов и учащихся, связана с особенностями жизнедеятель­ности школьного коллектива, уровнем его развития, связями. В школе, где складывается воспитательная система, существует определенная упорядо­ченность деятельности отношений, педагоги и дети чувствуют себя более защищенными. Их взаимодействие строится на основе идей, выработанных в совместном поиске, согласованных действий, осмысления и принятия роли каждого в этом процессе. Отношения в ряде типичных ситуаций регулиру­ются принятыми сообща законами, кодексами, договорами, добровольно взятыми обязательствами Это снижает конфликтность, способствует разви­тию диалогового и сотруднического взаимодействия в коллективе.

Общешкольный коллектив представляет совокупность взаимо­связанных между собой первичных коллективов и объединений. По-разному строится взаимодействие педагогов и школьников в этих объединениях в зависимости от способов формирования, вхождения в него педагогов, вре­мени существования, количественного, возрастного и качественного состава, назначения и т.д.

Отметим, что межличностные отношения педагогов и учащихся опосредуются отношениями в первичном коллективе, которые, в свою оче­редь, детерминированы характером и уровнем взаимодействия педагогиче­ского и ученического коллективов, в целом психологической атмосферой и нравственным климатом в школе.

На характер взаимодействия педагогов и учащихся влияет стиль управления школой: авторитарный стиль способствует развитию опеки и подавлению в коллективе, а иногда приводит к конфронтации; демократиче­ский стиль стимулирует сотруднический тип взаимодействия членов коллек­тива.

В одном и том же коллективе по-разному осуществляется взаимо­действие педагогов и школьников в учебной и" вне учебной деятельности. На характер влияет обстановка, место, где проходят совместная работа и обще­ние. Даже если по сути взаимодействие построено на принципах внимания, уважения, доверия, отношения существенно различаются на уроке или в ла­гере труда и отдыха, на вечере отдыха и собрании.

Взаимодействие педагогов и школьников в значительной мере зави­сит от особенностей их взаимовосприятия. Знания друг о друге и связанные с ним взаимные ожидания являются важным фактором при формировании взаимоотношений. Без учета имеющихся ожиданий учащихся трудно рас­считывать на успех совместной работы педагога и детей. Влияние этих усло­вий связано со временем, длительностью контактов, сферой взаимодействия членов коллектива.

Какой бы благоприятной ни была атмосфера в коллективе, в конеч­ном итоге характер взаимодействия определяется личностными особенно­стями взаимодействующих сторон.

Среди условий, связанных с особенностями учащихся, на характер взаимодействия существенно влияет возраст детей. Младшие школьники • живут интересами школы, коллектива, учителя, их легко вовлечь в любую деятельность. Наиболее значимой для ребенка является деятельность, орга­низуемая учителями. Общение с педагогом также наиболее значимо для не­го.

У подростков появляется желание, чтобы с ними считались, совето­вались, опирались на их мнение при организации разнообразной деятельно­сти. Тяготение к взрослым, учителю тем сильнее, чем духовно богаче жизнь учителя. Авторитет учителя поддерживается его глубокой компетентностью, эрудированностью, высокой эмоциональной культурой, умением прибегать к средствам, покоряющим воображение детей. И наоборот, если учитель в первые дни работы вызвал к себе антипатию, он встретит в работе много трудностей.

Усилия педагогов, направленные на воспитание подростков, зачас­тую не приносят успехов, так как рассматриваются ими как стремление взрослых ограничить их самостоятельность. Отсюда следует, что взаимодей­ствие учителей и подростков должны строиться так, чтобы школьник мень­ше испытывал на себе опеку воспитателей.

В младшем подростковом возрасте взаимодействие основано на беспредельно высоких требованиях подростков к педагогам. Малейшие промахи в поведении учителя фиксируются подростком й становятся пре­градой в установлении отношений. В старшем подростковом возрасте эти требования не ослабевают, но подростки глубже задумываются над возмож­ностями взрослых, растет чувство меры, повышается требование к учителю как к организатору их деятельности. Умение учителя искусно воздейство­вать на коллектив, незаметно организовывать, включить каждого в необхо­димый вид деятельности высоко оценивается старшим подростком и служит основой для установления подлинно гуманных отношений с учителем. Не принимаются действия таких педагогов, которые строят свои отношения на послаблениях, грубой сипе, на подавлении инициативности и активности детей.

В воспитательной работе со старшеклассниками возникают свои сложности. Особенно важно создавать условия для проявления волевых уси­лий школьников, чтобы они осознали себя как личность. Воспитатель выби­рает такую программу деятельности, которая наиболее отвечает запросам развивающейся личности. В этот период особенно важна духовная близость, духовное единство педагогов и школьников. Попытки воспитателя действо­вать лобовой атакой против ложных позиций молодых людей не дают поло­жительного результата. Они отдаляются от педагогов, пытаются подчерк­нуть свою взрослость. Отношения педагога должны быть основаны на дове­рии к учащимся и взаимной требовательности, право требовать имеют не только учителя, но и старшеклассники.

Таким образом, на каждом этапе возрастного развития характер взаимодействия педагогов и школьников приобретает свою специфику. В связи с этим существенно изменяется позиция педагога: переход от внешней позиции по отношению к коллективу детей к внутренней; снижение доли прямого воздействия и рост косвенного; передача части функций управления коллективом органам самоуправления; переход к преимущественному влия­нию на внутренний мир личности каждого ребенка.

В младших классах педагог выступает как организатор жизни кол­лектива детей, создавая атмосферу взаимной доброжелательности, заботы, мажора, в процессе разнообразной насыщенной творчеством деятельности детей. В подростковых классах позиция учителя может быть определена как руководителя такой деятельности, которая включает большую долю самоорганизации детей, а педагог, позволяет проявить себя на конкретном участке. По отношению к старшим подросткам учитель занимает позицию опекуна, который особое внимание уделяет взаимодействию учащихся в тех сферах деятельности, где возможно осуществить влияние на них в косвенной форме. В старших классах позиция учителя может быть определена словом кон­сультант, то есть дающий советы в определенной области. Такое разграни- чение позиции весьма условно, оно показывает лишь желательное преобла­дание одной из них на каждом возрастном этапе развития.школьников

Организуя взаимодействие с детьми, между детьми, педагог должен исходить также из наличия у школьников интересов, потребностей, склонностей, возможностей. Обнаружив, например, совпадение интересов у части детей, преподаватель строит свои отношения с этими группами детей в зави­симости от своей подготовленности и личностных особенностей. Педагог может выявить, группы детей в соответствии со структурой личностных от­ношений между школьниками, группы организаторов и другие. В зависимо­сти от тех или иных целей педагогу желательно в организации взаи­модействия использовать различные подходы к выделению групп учащихся и в данный момент опереться на тот, который наилучшим образом отвечает гуманному характеру его взаимодействия со школьниками. При этом необ­ходимо учесть, и индивидуальные различия учащихся. Индивидуальный подход является важнейшим условием формирования положительных взаи­моотношений воспитателя с воспитанниками. Он требует учета мотивов по­ведения ребенка, его индивидуальных свойств, предполагает проявление к нему я1нимания и заботы, выбор наилучшего способа взаимодействия с каж­дым школьником

Между детьми

Проблема формирования у ребенка с первых лет его жизни таких взаимоотношений с окружающими людьми, которые исходили бы из нравственных принципов социалистического гуманизма — чрезвычайно актуальна сегодня как в теории, так и в практике коммунистического воспитания подрастающего поколения. В нашем обществе эти отношения характеризуются дружеским сотрудничеством, взаимоуважением, заботой людей друг о друге, взаимопомощью.

Исследования показывают, что между детьми в дошкольной группе существуют довольно сложные отношения. Задолго до того, как в процессе организованной воспитателем совместной деятельности сложатся деловые контакты, между детьми возникают личные отношения. Отличительная их особенность — проявление чувства симпатии или антипатии, взаимного или одностороннего влечения, приязни или неприязни и т. д. Кроме того, в отличие от деловых, личные взаимоотношения складываются, главным образом, стихийно, хотя они и не индифферентны к деловым и взаимно влияют друг на друга.

Система личных отношений, которая основывается на чувствах симпатии, антипатии, предпочтения, приязни и т. д., доминирует в дошкольной группе, играет первостепенную роль как в формировании личности каждого ребенка, так и в становлении детского коллектива, доброжелательных отношений между его членами, влияет на эмоциональный климат группы, настроение детей.

Установлено, что не все взаимоотношения благотворно сказываются на формировании личности каждого ребенка, становлении детского коллектива. «Нередко в группе детского сада между детьми возникают взаимоотношения, которые не только не вырабатывают у ребят гуманных чувств друг к другу, но, наоборот, ведут к воспитанию прямо противоположных качеств...

Воспитание гуманных чувств и соответственно предупреждение черствости или эгоистических тенденций всегда выступают как конкретная практическая задача применительно к возрастной группе в целом и отдельным детям. Педагогическая литература и различного рода методические руководства преимущественно ориентируют воспитателя в знании общих закономерностей.

Что же касается понимания неповторимого своеобразия развития каждого ребенка и влияния на становление его личности, то здесь приходится уповать на опыт педагога и его интуицию. Видимо, этим объясняется тот факт, что контроль за воспитательной эффективностью сюжетно-ролевой игры, смысл которой состоит в стимулировании положительных качеств ребенка и нивелировании негативных, почти повсеместно подменяется фиксацией определенных внешних показателей.

Например, принято судить о работе воспитателя по тому, как дети играют — дружно ли, соответствуют ли сюжеты характеру их представлений об окружающем мире, достаточно ли богаты игры по содержанию и т. п. Несомненно, эти показатели важны для оценки уровня игровой деятельности группы. Тем не менее они недостаточны для определения роли игры в арсенале педагогических средств управления развитием детей.

Непростительно закрывать глаза на это обстоятельство, ибо практика дошкольного воспитания, по сути, лишается возможности проектировать формирование личности ребенка и на деле осуществлять его на основе индивидуального подхода.

О необходимости надлежащего внимания к организации и руководству сюжетно-ролевыми играми в детском саду много говорится в последние годы. Изыскиваются формы методической помощи, разрабатываются способы инспекторского контроля. Однако этим положение дел не поправить. Можно думать, оно изменится, когда воспитатель откроет для себя игру как надежного помощника в нужном ему воздействии на ребенка, когда предметом его забот станет не игровая атрибутика, а подлинное развитие игры и изменения, происходящие с воспитанниками.

Передовой педагогический опыт позволяет составить оптимистический прогноз.Творчески работающие воспитатели успешно направляют игру, вызывая определенные не регламентируемых взрослыми (самостоятельные игры, труд, наблюдения), каждый ребенок стремится выбрать в качестве партнера сверстника, по тем или иным причинам особенно симпатичного или авторитетного для него. По» этому вмешательство в личные отношения детей в целях их коррекции требует от воспитателя особой деликатности, проявления педагогического такта.

Внимательное наблюдение за любой возрастной группой детей в дошкольном учреждении показывает, что почти у каждого ребенка есть свой узкий круг общения, который строится преимущественно на чувствах взаимной симпатии, привязанности, предпочтения. Именно эта микросреда в силу своей эмоциональной насыщенности часто является наиболее значимой для ребенка, а поэтому и интенсивнее воздействует на формирование его личностных качеств, того или иного отношения к людям. Влияние малой группы на каждого ее члена может быть как положительным, так и отрицательным, в зависимости от тех ценностей, которые в ней являются доминирующими.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.