Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Институциональное развитие ШОС

Фактически первый этап институционального развития ШОС (1996—2000 гг.) связан с отказом от свойственной предыдущему периоду отношений (между СССР и Китаем) концепции сдерживания и консолидацией «Шанхайской пятерки» вокруг концепции общей безопасности, основанной на подходе к проблемам безопасности на основе взаимности и отказа от конфронтации, преобладания общих интересов над индивидуальными. В качестве же главных принципов взаимодействия указанными странами были приняты свойственные именно концепции общей безопасности отказ от использования военной силы как способа урегулирования международных конфликтов и применение ее исключительно в целях самообороны, признание того, что безопасность государства не должна зависеть от уровня военной мощи, а сокращение вооруженных сил и вооружений является базовым принципом общей безопасности [18, с. 54].

На встрече в Шанхае в апреле 1996 г. был образован так называемый Шанхайский форум в формате встреч руководителей пяти стран на высшем уровне. Первоначально обсуждение ограничивалось сугубо приграничным сотрудничеством в военной и военно-технической областях. Однако после Алма-Атинской (июль 1998 г.) и особенно Бишкекской (август 1999 г.) встреч перечень рассматриваемых вопросов значительно расширился. Были созданы механизмы регулярных встреч по линии МИД, министров обороны, правоохранительных органов, министров экономики, культуры, транспорта, чрезвычайных ситуации, пограничных служб, прокуратур и национальных координаторов.

В частности, итогом четвертой встречи «шанхайской пятерки» явилось подписание Бишкекской декларации, предусматривающей реализацию конкретных мер (в том числе в финансовой и правовой сферах) для развития практического взаимодействия по проблемам борьбы с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и контрабандой оружия, нелегальной миграцией и прочими формами трансграничной преступной деятельности [8, с. 276]. А на саммите 5 июля 2000 г. в Душанбе «пятерка» и присоединившийся к ней Узбекистан договорились о создании регионального антитеррористического центра.

Участники саммита в формате «5+1» уже тогда заявили о стремлении превратить форум в «серьезный фактор политики как в региональном масштабе, так и в широком контексте системы безопасности Азиатского региона», а пункт 6 Душанбинской декларации зафиксировал консенсус относительно недопустимости вмешательства во внутренние дела других государств, в том числе под предлогом гуманитарной интервенции и защиты прав человека [23].

Тем не менее, ШОС никогда не замыкалась на вопросах безопасности в их традиционном понимании и не задумывалась как военный блок — антитеза НАТО. Во многом ее создание, стремительное по историческим меркам институциональное оформление, количественное расширение и трансформация мандата действий стали вынужденной реакцией на увеличивающееся число угроз, вызовов и рисков безопасности в XXI в., попыткой обеспечить устойчивое развитие, экономическую и политическую стабильность в Центральноазиатском макрорегионе, шире — в Азии. И в этом смысле организация изначально оказалась ориентирована «вовнутрь», а не за пределы региона, не намереваясь вступать в бесполезное соперничество с Северо-Атлантическим альянсом.

Состоявшийся 14—15 июня 2001 г. Шанхайский саммит на высшем уровне был отмечен кардинальной сменой формата деятельности, зафиксированного подписанием основополагающего документа — Декларации о создании Шанхайской организации сотрудничества. Концептуальное начало второго этапа институционального оформления организации продемонстрировало постепенную эволюцию стран-участниц в понимании актуальных проблем международных отношений от рафинированной концепции общей безопасности к концепции безопасности на основе сотрудничества, ориентированной на поддержание постоянного неформального диалога по наиболее важным темам, превентивную дипломатию, совместную выработку механизма регулярных и оперативных консультаций и принятия решений по вопросам безопасности, активизацию экономического, культурного, гуманитарного сотрудничества [10].

В этом плане ШОС, несомненно, «перекликается» в своей деятельности с другим азиатским форумом в области безопасности — Совещанием по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) разработавшим помимо Декларации принципов, регулирующих отношения между государствами — членами СВМДА (1999 г.), Каталог мер доверия, включающий пять измерений: военно-политическое, борьбы с новыми вызовами и угрозами, экономическое, экологическое, гуманитарное.

В Декларации о создании организации подчеркивается, что государства-участники твердо придерживаются целей и принципов Устава ООН, а деятельность самой организации не направлена против других стран и регионов. При этом государства-учредители выразили готовность развивать диалог, контакты и сотрудничество в любых формах с другими государствами и соответствующими международными и региональными организациями и на основе консенсуса принимать в качестве новых членов государства, которые разделяют цели, задачи и принципы сотрудничества в рамках ШОС [10].

Не менее важным документом ШОС стала Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, подписанная за три месяца до трагедии 11 сентября. Таким образом, ШОС стала первой организацией, которая не только обозначила понимание серьезности террористической угрозы на современном этапе и для отдельных государств, и для человечества в целом, позиционировала готовность совместно бороться с ней по всем направлениям, но и предприняла реальные действия. Конвенция содержит очень важные статьи, которые помогают странам лучше координировать свои действия в антитеррористической сфере [26].

На основе данной Конвенции в 2004 г. была учреждена Региональная антитеррористическая структура (РАТС), основными задачами которой стали сбор и анализ информации, предоставляемой государствами-членами, по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, создание банка данных антитеррористической структуры, разработка предложений и рекомендаций о развитии сотрудничества в этой сфере [25].

Однако подписанием Декларации о создании Шанхайской организации сотрудничества второй этап ее институционального оформления не ограничился и 7 июня 2002 г. в Санкт-Петербурге была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества, которая окончательно определила цели, принципы и основные направления сотрудничества в рамках организации и заложила прочную международно-правовую базу ее функционирования, де-юре завершив процесс ее становления как института в сфере обеспечения и поддержания безопасности. Согласно этому документу основными в деятельности организации являются следующие принципы: взаимного уважения суверенитета, независимости, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ; ненападения, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях; отказа от одностороннего военного превосходства в сопредельных районах; равноправия всех государств-членов, поиска совместных точек зрения на основе взаимопонимания и уважения мнений каждого из них; мирного разрешения разногласий между государствами-членами; ненаправленности ШОС против других государств и международных организаций; недопущения любых противоправных действий, направленных против интересов ШОС; добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из Хартии и других документов, принятых в рамках ШОС [24].

Высшим органом ШОС является Совет глав государств-членов. Он собирается один раз в год и принимает решения и указания по всем важным вопросам, а также утверждает ее ежегодный бюджет. Помимо заседаний Совета глав государств и правительств действует также механизм ежегодных встреч на уровне министров иностранных дел, экономики, транспорта, культуры, обороны, безопасности, генеральных прокуроров, а также руководителей пограничных ведомств и министерств чрезвычайных ситуаций. В качестве механизма координации в рамках ШОС используется Совет национальных координаторов государств — членов ШОС. При этом Шанхайская организация сотрудничества имеет два постоянно действующих органа: Секретариат в Пекине и РАТС в Ташкенте. Исполнительный секретарь и Директор исполнительного комитета назначаются Советом глав государств сроком на три года [14].

Саммит организации в Шанхае в июне 2006 г. подтвердил курс ее участников на практическую реализацию качественно новой, отвечающей угрозам и вызовам нынешнего столетия концепции, согласно которой лучшим средством обеспечения безопасности на всех уровнях — глобальном, региональном, национальном — является многосторонняя экономическая кооперация, делающая силовые средства разрешения конфликтов элементарно невыгодными [25].

Как видим, ШОС постоянно меняется (и не только институционально, но и концептуально), пытаясь найти адекватные требованиям времени средства и формы поддержания стабильности, укрепления безопасности и содействия устойчивому развитию в чрезвычайно чувствительном регионе. И следует согласиться с новым секретарем ШОС Б. Нургалиевым, который полагает, что 2007 год станет периодом важных политических событий, ибо организация «приступает к тому, для чего создавалась, а именно — совместными усилиями России, Китая, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии построить крупнейшую в мире систему регионального сотрудничества» [21] с акцентом на гарантии политической стабильности, укрепление безопасности и расширение экономического сотрудничества в регионе.

Как упоминалось выше, важнейшим направлением деятельности ШОС остается борьба с международным терроризмом, получившая дополнительный импульс после серии крупных террористических актов в различных странах мира. При этом угрозу государствам — участникам ШОС представляют не только террористические силы, ранее нашедшие прибежище в Афганистане, но и организации экстремистского толка (Хизб-ут-Тахрир, Исламское движение Узбекистана и т. д.), действующие на территории СНГ. В этой связи на состоявшемся 7 января 2002 г. в Пекине внеочередном совещании министров иностранных дел ШОС было принято cовместное заявление, четко определившее видение государствами — участниками ШОС перспектив и принципиальных основ глобальной борьбы с терроризмом и отразившее единые позиции государств-участников. В заявлении зафиксированы единые подходы стран — членов ШОС относительно способов урегулирования и постконфиктного обустройства в Афганистане, конкретных направлений совместной работы в сферах безопасности и развития, а также роли и места Шанхайской организации в решении упомянутых задач

Значительную активность проявляют государства — участники ШОС в борьбе с другими угрозами и вызовами современности — наркобизнесом, организованной транснациональной преступностью, незаконной торговлей оружием, нелегальной миграцией. В частности, наркоторговля как угроза безопасности вызывает серьезное беспокойство специалистов-международников, политиков и военных, что обусловлено рядом причин.

Перспектива развития.

Развитие ШОС в среднесрочной перспективе специалистами-международниками оценивается позитивно. Основанием для оптимистичных прогнозов служит уже то обстоятельство, что все страны-участницы географически близки, их связывает схожая история, общая культура, прочные традиции дружественных контактов. Все страны — члены ШОС нуждаются в сохранении стабильности и безопасности как внутренних, так и по периметру внешних границ, интенсификации решения социально-экономических и иных задач, совместном противодействии возникающим угрозам и вызовам их существования (как в военно-политической, так и в гуманитарной, духовной, экономической сферах), что придает организации дополнительную востребованность.

Вместе с тем, серьезными препятствиями для ШОС как компонента формирующейся азиатской безопасности остаются диспропорции в экономическом развитии, размещении и состоянии дорожной и телекоммуникационной инфраструктуры, различный уровень устойчивости национальных валют, незавершенность политических преобразований в большинстве стран-участниц, наличие таможенных и иных барьеров между ними, обостряющаяся проблема незаконной миграции. Наконец, энергетический фактор способен сыграть как позитивную, объединяющую роль (вспомним инициативу о создании Энергетического клуба в рамках ШОС), так и спровоцировать обострение отношений между крупными экспортерами и импортерами топливно-энергетических ресурсов (Россия, Казахстан). Нельзя забывать и о столь важном и потенциально конфликтообразующем факторе, как экологический.

Но самым главным препятствием для ШОС представляются противоречия в определении приоритетов в работе организации между ее крупнейшими государствами — Россией и Китаем. Если для КНР первостепенное значение имеет вектор экономического сотрудничества, то для Российской Федерации приоритетными остаются все же поддержание стабильности в регионе и борьба с терроризмом и экстремизмом, незаконной миграцией, оборотом оружия, наркотраффиком. И если страны-участницы будут поставлены перед выбором между экономикой и безопасностью, то велика вероятность того, что не все они вследствие неоднородности и различия в приоритетах политики выберут один и тот же аспект. Это, безусловно, может привести к тупиковой ситуации. Отсутствует единое мнение и в отношении приема новых членов организации: кто-то настроен на прием (например, Россия), кто-то — категорически против (Казахстан). Как верно замечает К. Л. Сыроежкин, «в ШОС отсутствует стабильность как в отношении между собой, так и нет единства в отношении развития организации и ее приоритетов» [22], что может иметь совершенно непредсказуемые (в том числе и негативные) последствия.

ШОС стремится к универсальности своих действий за счет выполнения различных задач, однако пока, кроме сферы борьбы с терроризмом, не создала ни законодательные, ни институциональные механизмы для их выполнения. Но подобное стремление без должной подготовки способно привести либо к потере эффективности всей организации, либо к неоправданным перекосам в конкретных сегментах и программах сотрудничества.

В то же время у военного сотрудничества в рамках ШОС — хорошие перспективы. Пока оно развивается не очень быстро, хотя отдельные достижения есть: встречаются министры обороны, регулярно проводятся совместные учения. Однако, по мнению специалистов, целесообразно предметно рассмотреть вопрос о создании сил быстрого реагирования ШОС, способных взять на себя полную ответственность за безопасность в регионе, с тем, чтобы присутствие внерегиональных воинских контингентов для стабилизации ситуации в Центральной Азии стало ненужным. Большие перспективы были бы и у миротворческих сил ШОС. Дело в том, что присутствие как американских войск (пусть под маркой «антитеррористической коалиции»), так и российских (в том числе и под эгидой Организации Договора о коллективной безопасности) воспринимается некоторыми кругами в государствах Центральной Азии с опасением как попытки крупных держав установить или восстановить свое влияние. Китайские войска в этом регионе также могли бы вызвать подобную реакцию. В то же время те же российские и китайские войска как часть миротворческих сил новой динамичной организации, в которой нет одной доминирующей силы, воспринимались бы совершенно иначе.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.