Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социально-экономические последствия использования труда мигрантов



 

Миграция является неоднозначным социальным процессом. С одной стороны, это жизненно необходимый и неизбежный для нормальной жизнедеятельности процесс, связанный с перераспределением трудовых ресурсов, их обучением, отдыхом и т.д. С другой стороны, миграция, носящая вынужденный характер, приводит к росту социальной напряженности, порождая проблемы обеспечения мигрантов жильем и работой, иногда пищей и одеждой, медицинским обеспечением, решения психологических проблем, связанных с устройством и адаптацией на новом месте жительства. Все это делает актуальной социальную помощь лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с переселением.

Следует иметь в виду, что миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) – это не только экономическое, но и сложное политическое и социально-экономическое явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов как стран-доноров, так и принимающих стран, создает новую ситуацию на рынках труда, привносит немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих странах.

По своим последствиям миграция представляет собой понятие противоречивое и сложное. Она одновременно проявляется как в конструктивных, так и деструктивных последствиях. Миграция, способствуя решению демографических, экономических проблем, вместе с тем порождает другие, порой трудноразрешимые. Двойственность природы миграции заставляет относиться к ней неоднозначно. При этом следует учитывать и разделять последствия для мигрантов и последствия для принимающей страны. К сожалению, это обстоятельство зачастую игнорируется, что приводит к однобокому пониманию последствий и связанных с ними трудностей. Между тем последствия миграции заключаются в трудностях адаптации как мигрантов к населению новой страны, так и, наоборот, населения — к мигрантам. Впрочем, имеются не только трудности, но и положительные результаты. Поэтому здесь возможно несколько вариантов, отражающих связь позитивных и негативных последствий как для мигрантов, так и для принимающей стороны. Впрочем, здесь уместнее говорить о последствиях в виде изменений, к которым приводит миграция. Эти изменения носят разнообразный характер, причем нередко позитивный. Они проявляются в демографических, экономических и других эффектах и результатах.

Большие миграционные потоки ведут к перенаселенности ряда районов, что может вызвать определенные социальные осложнения (падения уровня жизни, увеличение безработицы, криминализацию, возрастание конфликтности, угрозы эпидемий, прерывание обучения значительного числа детей).

Последствия нелегальной иммиграции: усиление давления на занятость в различных сферах трудовой деятельности; расширение теневой экономики, развивающейся вне налогового и другого экономического законодательства; изъятие из финансового оборота значительной доли денежных средств; обострение ситуации на рынке труда и вытеснение российских фирм и работников; криминализация бизнеса; формирование противоборствующих национальных кланов и мафий.

Экономические последствия миграции являются наиболее значимыми, «лежащими на поверхности», поскольку они ощутимы для общества в краткосрочной перспективе. Хотя многие из них можно измерить в денежном выражении, что упрощает их оценки, правда, не облегчает сбора информации по ним.

Миграция населения оказывает существенное влияние на сбалансированность рынка труда, изменяет экономическое и социальное положение населения, нередко сопровождается ростом образовательной и профессиональной подготовки, расширением потребностей участвующих в миграции людей. С другой стороны, массовый приток мигрантов может быть причиной роста безработицы, сильного давления на социальную инфраструктуру (жилье, здравоохранение и др.). Тем самым миграция влияет на уровень жизни коренных жителей. Миграций населения может вызвать обезлюдение и экономический регресс одних районов и концентрацию населения в других.

Поскольку миграционные процессы в России имеют довольно широкий размах, переселение в столь значительных масштабах в сочетании с нерешенностью проблем жизнеобеспечения россиян достаточно негативно сказывается на социально-экономической и политической ситуации в стране. В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики внутрироссийская миграция (или иммиграция) с 2001 года стала уменьшаться сократившись до 1707 тыс. человек, а начиная с 2009 года она стала расти и в 2012 г. составила 3058 тыс. человек (Приложение № 1). Возможно, данная тенденция связана с экономическим кризисом 2008 г., повлекшим банкротство многих предприятий и фирм, увольнению работников с предприятия и изменение условий труда на предприятии.

Кроме того, из данных таблицы видно, что в рамках миграции внутри страны, наибольший процент выбытие и прибытия населения осуществляется в пределах одного федерального округа. Конечно, в отношении других федеральных округов лидером иммиграции является Центральный федеральный округ.

Интенсивный отток населения в последнее десятилетие наблюдается в Приволжском, Сибирском и Центральном федеральном округах.

В основная масса прибывших на территорию РФ мигрантов, являются гражданами стран СНГ (Приложение №3) в основном это из стран Узбекистана, Таджикистана и Молдова, Киргизия и другие, среди них количество приезжих по сравнению с 1997 году значительно возросло в 2012 г. Например, количество прибывших из Узбекистана выросло на 48282 человек, Таджикистана на 18621 человек. Сократилось количество приезжих из стран Белоруссии, Казахстана, Украины, чьи страны среди других членов СНГ, являются наиболее экономически развитыми.

Массовая миграция иностранных граждан и лиц без гражданства из государств Закавказья, Центральной и Восточной Азии и их незаконное пребывание в ряде районов Российской Федерации зачастую ухудшают социальную обстановку, создают базу для формирования террористических организации и политического экстремизма, являются угрозой безопасности Российской Федерации.

Это приводит к стихийному и неконтролируемому росту населения и ухудшению криминогенной обстановки в данных регионах.

Относительно европейских стран, в общей массе, количество приезжих в 2000-х г значительно меньше чем 1990-х гг. Стоит только выделить Германию, где, наоборот, с 2009 года (составило 4239 человек, по сравнению с 1997 г этот показатель составлял 2379 человек) произошел рост лиц, въезжающих на территорию РФ. Очевидно, данная тенденция связана с открытие немецких заводов на территории РФ.

Анализ миграционных процессов в России за последнее десятилетие показывает, что проблемы с внешней незаконной миграцией продолжают оставаться острыми, а отдельные из них представляют и угрозу национальной безопасности государства. Уровень ее остается высоким, а численность мигрантов постоянно растет. Преступные группировки из нелегальных мигрантов создают в крупных городах России неконтролируемый рынок товаров и услуг, уклоняются от оплаты налогов, ведут незаконную коммерческую деятельность, занимаются торговлей оружием и наркотиками.

За последние 10 лет число мигрантов, совершивших преступления на территории России, возросло на 40%. Если в 1999 году удельный вес мигрантов в общем, числе лиц, совершивших преступления, составлял 6,7 %, то в 2011 - 2012 годах - уже 14,5%. При этом продолжается рост преступлений в экономике (на 15%).

Возросшие масштабы вынужденной миграции предопределило принятие государством целого ряда мер по регулированию и оказанию помощи переселенцам. В 1993 г. Приняты Законы Российской Федерации «Обеженцах», «О вынужденных переселенцах».

Согласно Закону Российской Федерации «О беженцах», «беженцем является прибывшее или желающее прибыть на территорию

Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имело намерение покинуть место своего постоянного жительства или территорию другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах, либо реальной

опасности подвергнуться насилию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений».

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечества или другое тяжкое умышленное преступление.

Соответственно Закону РФ 2О вынужденных переселенцах», вынужденный переселенец — это гражданин Российской Федерации, который был вынужден или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории РФ вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться

преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений в связи с проведением кампаний применительно к определенным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека.

Вынужденным переселенцем может быть также признано лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, покинувшее место своего постоянного жительства на территории РФ по основаниям, изложенным выше.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечества или другое тяжкое умышленное преступление.

С начала 90-х годов вместе с зарождением и формированием мощных миграционных потоков в РФ из стран ближнего зарубежья и внутри страны возникла необходимость разработки новой миграционной политики Российской Федерации и создания структуры, обеспечивающей реализацию этой политики.__

Балашова Т.Н. дает следующее определение миграционной политики - выраженную в правовой форме разновидность государственной политики в сфере переселения и расселения людей на территории государства, оказания им (при необходимости) социальной помощи, контроля, пресечения скрытого и незаконного перемещения населения и т. д., имеющую свое внутреннее организационное строение, отвечающее признакам социальной системы.

Правовую базу миграционной политики начали целенаправленно формировать с 1992 г. Она включает федеральное и региональное законодательство, подзаконные акты, утверждаемые постановлениями Правительства Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, международные двухсторонние и многосторонние договора и соглашения, регламентирующие взаимоотношения государств в отношении внешней миграции. Внутреннее законодательство для реализации государственной миграционной политики опирается на нормы общепризнанного международного права в области миграции, к которым государство присоединилось официально и взяло на себя обязательства по их выполнению.

Первым внутренним документом по проблемам миграции принято считать постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам» от 3 марта 1992 г. Оно включало следующие вопросы: определение размера и порядка выплаты единовременного пособия беженцам и вынужденным переселенцам, особо нуждающимся в помощи; организация пунктов приема и временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев, особо нуждающимся в помощи; порядок финансирования мероприятий, предусмотренных республиканской долговременной программой «Миграция»; организация в необходимых случаях службы миграции на местах; разработка системы льгот для беженцев и вынужденных переселенцев; организация строительства комплексных поселений граждан, вынужденно покинувших места прежнего места прежнего постоянного проживания.

Федеральное законодательство в области миграции населения и миграционной политики можно условно разделить на законодательство по внутренней и внешней миграции.

К первой группе следует отнести Федеральные законы «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и частично «О вынужденных переселенцах».

Ко второй группе – Федеральные законы «О гражданстве Российской Федерации»; «О вынужденных переселенцах», «О беженцах»; «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»; «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

В 2007 году была утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, в результате одной из приоритетных задач данной концепции является привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции. В соответствии с этим основными направления деятельности в рамках достижения поставленной цели являются:

- содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов;

- привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, привлечение молодежи из иностранных государств (прежде всего из государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики) для обучения и стажировки в Российской Федерации с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы;

- совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации;

- разработку социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территорий, из которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для национальных интересов, разработку и внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян;

- создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.

17 ноября 2008 году Распоряжением Правительства РФ была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. В ней уделено вниманием всем сферам жизни общества, особый интерес для нас вызывают предложенные мероприятия в рамках труда. В данной области в целях повышения занятости населения предусмотрена борьба с нелегальной занятостью и стимулирование добровольной внутренней миграции путем создание механизма информирования населения о возможностях трудоустройства в различных регионах Российской Федерации, прежде всего в рамках крупных инвестиционных проектов, приоритетных национальных проектов, федеральных целевых программ, а также совершенствование системы предоставления государственной поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся для работы в другую местность, включая субсидирование затрат на переезд и обустройство. Кроме того, пятая задача Концепции в сфере труда предполагает создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров, в том числе:

- обеспечение дифференцированного подхода к привлечению иностранной рабочей силы в зависимости от профессии (специальности), совершенствование механизма выдачи разрешений и расширение перечня профессий (специальностей, должностей) по видам экономической деятельности, на которые не распространяются квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;

- формирование в обществе толерантного отношения к трудовой миграции и мигрантам, создание системы социализации мигрантов, условий для их адаптации, обеспечение эффективного контроля за соблюдением законодательства в отношении трудовых мигрантов;

- упрощение процедур выдачи рабочих виз для высококвалифицированных категорий иностранных граждан;

- организация за рубежом центров содействия иммиграции в Россию, способствующих профессиональной подготовке и переподготовке иностранных работников, а также изучению ими русского языка, российской культуры и российского законодательства;

- реализация комплекса мероприятий, направленных на стимулирование возвращения в Россию квалифицированных российских специалистов, выехавших из страны в связи с поиском работы.

13 июня 2012 года Президент РФ утвердил Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в которой определяются цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации. В соответствии с ней целями государственной миграционной политики Российской Федерации являются:

- обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Российской Федерации;

- стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации;

-содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей.

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года базируется на следующих основных принципах:

- обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

- недопустимость любых форм дискриминации;

- соблюдение норм национального и международного права;

- гармонизация интересов личности, общества и государства;

- взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества;

- защита национального рынка труда;

- дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов;

- учет особенностей регионального развития;

и) открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в области реализации государственной миграционной политики Российской Федерации;

- научная обоснованность принимаемых решений.

Задачи государственной миграционной политики Российской Федерации:

- создание условий и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан;

- разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы;

- содействие развитию внутренней миграции;

- содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности;

- выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов;

- содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;

- противодействие незаконной миграции.

Основными направлениями деятельности, предусмотренные в рамках Концепции, относятся:

а) в области создания для соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан условий и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства:

- содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и возвращению эмигрантов;

- реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, ее модернизация и придание ей бессрочного характера;

- содействие переселению на постоянное место жительства квалифицированных специалистов, а также иных иностранных работников, востребованных на российском рынке труда;

- создание условий для миграции в Российскую Федерацию предпринимателей и инвесторов;

- содействие переселению в Российскую Федерацию иностранных граждан в целях воссоединения семей;

- стимулирование миграции в Российскую Федерацию молодежи, имеющей особо востребованные на российском рынке труда профессии и специальности, включая - обеспечение преференций в получении вида на жительство выпускникам российских образовательных учреждений профессионального образования из числа иностранных граждан, получивших профессию (специальность), востребованную на рынке труда Российской Федерации;

- модернизация институтов разрешения на временное проживание и вида на жительство;

- создание балльной системы отбора мигрантов для получения ими вида на жительство;

б) в области разработки дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, востребованной российской экономикой:

- создание эффективных механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе с учетом перспектив развития экономики и национального рынка труда;

- совершенствование механизма квотирования и иных инструментов регулирования привлечения иностранной рабочей силы;

- создание дифференцированных программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции, предусматривающих использование различных механизмов отбора, условий въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности, в том числе:

- программ привлечения в страну высококвалифицированных специалистов, а также квалифицированных работников по профессиям, дефицитным и востребованным на российском рынке труда;

- программ организованного привлечения иностранных работников; программ сезонной

- миграции работников и каникулярной трудовой миграции иностранных студентов;

- развитие инфраструктуры в сфере трудовой миграции на базе сотрудничества государственных, частных и некоммерческих организаций;

- создание механизмов стимулирования иностранных работников, востребованных на российском рынке труда, к заключению длительных трудовых договоров и получению статуса постоянно проживающих в Российской Федерации;

- упрощение правил въезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывающих в деловых целях;

- упрощение въезда и снятие ограничений для осуществления трудовой деятельности и обучения членов семей иностранных работников, заключивших долгосрочные трудовые контракты;

- создание механизма привлечения иностранных работников на рабочие места, которые невозможно заместить российскими работниками;

- совершенствование механизма осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на основании патентов;

- упрощение порядка въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, участвующих в инвестиционной и предпринимательской деятельности;

- упрощение порядка въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, являющихся работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, зарегистрированных в Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

- совершенствование системы выдачи разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности;

- создание центров содействия иммиграции в Российскую Федерацию и медицинского освидетельствования иммигрантов, в том числе за рубежом;

в) в области содействия развитию внутренней миграции граждан Российской Федерации:

- упрощение процедур регистрационного учета граждан Российской Федерации в целях снятия административных барьеров, препятствующих изменению места пребывания или жительства;

- обеспечение доступа граждан к социальным, медицинским и иным видам услуг по месту фактического проживания;

- информирование населения о возможностях трудоустройства при переезде в другую местность;

- развитие разных форм временной пространственной мобильности с целью осуществления трудовой деятельности, в том числе распространение вахтового метода ведения работ, гибких форм занятости и гибкого графика работы;

- поддержка образовательной (учебной) миграции российских граждан, в том числе в целях получения образования и повышения квалификации по профессиям, востребованным на рынке труда;

- содействие местной внутренней миграции, прежде всего между региональными центрами, малыми городами и сельскими поселениями;

- создание инфраструктуры для проживания внутренних трудовых и учебных мигрантов на основе государственно-частного партнерства;

- поддержка регионов и территорий, проводящих активные меры по привлечению внутренних мигрантов, в том числе в рамках федеральных программ;

- развитие дешевых сегментов рынка арендного жилья;

- развитие взаимодействия государственных центров занятости с частными агентствами по вопросам трудоустройства граждан Российской Федерации вне территории их постоянного проживания;

- совершенствование федерального и региональных банков вакансий, региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях трудоустройства с целью повышения информированности граждан о возможностях и условиях трудоустройства;

- создание фондов по реализации мер стимулирования переселения граждан на работу в другие регионы, в том числе регионы Дальнего Востока;

- повышение инвестиционной привлекательности регионов Дальнего Востока, Сибири, приграничных и стратегически важных территорий с целью создания необходимой для переселения социальной и транспортной инфраструктуры, а также снижение транспортной оторванности от регионов Центральной России;

- развитие транспортной инфраструктуры, внутренних и межрегиональных пассажирских перевозок;

- субсидирование пассажирских авиаперевозок между регионами восточной и западной частей страны;

г) в области содействия образовательной (учебной) миграции в Российскую Федерацию и поддержки академической мобильности:

- совершенствование условий для обучения в российских образовательных учреждениях на разных уровнях подготовки российских и иностранных студентов вне зависимости от гражданства и места проживания;

- увеличение контингента студентов в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования из числа иностранных граждан, преимущественно граждан государств - участников Содружества Независимых Государств;

- совершенствование условий пребывания в Российской Федерации иностранных студентов, их социально-культурной адаптации, медицинского страхования, обеспечения безопасности;

- экспорт российских образовательных услуг в страны - источники массовой миграции в Российскую Федерацию;

- содействие мобильности специалистов, занимающихся преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работой в образовательных учреждениях и научных организациях;

- организационное, информационное и финансовое содействие образовательным учреждениям и научным организациям в реализации программ международной академической мобильности и в привлечении зарубежных ученых на основе долгосрочных трудовых контрактов;

- предоставление иностранным студентам, обучающимся в Российской Федерации, права заниматься трудовой деятельностью в период обучения на тех же основаниях, что и российским студентам;

- предоставление возможности иностранным гражданам работать по полученной специальности в Российской Федерации непосредственно после завершения обучения в российских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;

- создание центров довузовской подготовки, изучения русского языка в образовательных учреждениях начального профессионального образования в странах с наиболее интенсивными миграционными потоками;

упрощение административных процедур, связанных с въездом и пребыванием на территории Российской Федерации иностранных граждан с целью преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работы в образовательных учреждениях и научных организациях, в том числе для участия в конференциях и семинарах;

введение упрощенного порядка получения иностранными гражданами, въехавшими на территорию Российской Федерации с целью преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работы в образовательных учреждениях и научных организациях, и членами их семей статуса постоянно проживающих в Российской Федерации;

упрощение въезда членов семей иностранных граждан, прибывших с целью преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работы в образовательных учреждениях и научных организациях, и снятие ограничений для осуществления ими трудовой деятельности и обучения;

разработка системы грантов для граждан Российской Федерации, получивших профессиональное образование за рубежом, с целью содействия их возвращению;

содействие соотечественникам, в том числе их детям, проживающим за рубежом, в получении образования на территории Российской Федерации;

разработка минимально необходимого перечня услуг по медицинскому страхованию для иностранных граждан, обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации;

д) в области выполнения гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов:

создание благоприятных условий для социально-экономической и социокультурной интеграции вынужденных мигрантов, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина;

выполнение государственных обязательств по жилищному обустройству лиц, имеющих статус вынужденных переселенцев;

совершенствование системы предоставления убежища;

создание региональных и межрегиональных систем обмена информацией по работе с вынужденными мигрантами;

оказание содействия добровольному возвращению беженцев, лиц, получивших убежище, и претендентов на получение соответствующего статуса в государства их прежнего проживания, а также переселению в третьи страны;

предоставление вынужденным мигрантам полной и объективной информации о ситуации в странах и регионах их прежнего проживания, о безопасности при добровольном возвращении в места прежнего проживания;

поддержание инфраструктуры объектов для размещения вынужденных мигрантов;

разработка программ социальной поддержки вынужденных мигрантов;

е) в области содействия адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом:

содействие развитию в обществе культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, формирование у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;

создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, включая их обучение русскому языку, правовое просвещение, информирование о культурных традициях и нормах поведения путем формирования соответствующей инфраструктуры в странах их происхождения и в регионах Российской Федерации, испытывающих наибольший приток мигрантов, а также активно используя потенциал средств массовой информации и возможности культурно-адаптационных центров в странах происхождения мигрантов;

обеспечение доступа иностранных граждан и членов их семей к социальным, медицинским и образовательным услугам в зависимости от их правового статуса;

содействие распространению русского языка и русской культуры за рубежом;

противодействие социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов;

разработка, внедрение и реализация программ адаптации и интеграции мигрантов и членов их семей в Российской Федерации на основе взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и бизнес-структур;

создание инфраструктуры, обеспечивающей содействие адаптации и интеграции, включая центры информационной и правовой поддержки мигрантов, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации, а также создание специализированного канала и циклов телепередач, ориентированных на социокультурную и языковую адаптацию мигрантов;

создание программ по формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;

совершенствование взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с общественными объединениями, содействующими адаптации и интеграции мигрантов;

ж) в области противодействия незаконной миграции:

совершенствование правовой базы противодействия незаконной миграции;

совершенствование мер ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации;

создание и совершенствование системы иммиграционного контроля путем закрепления данного понятия в системе нормативных правовых актов Российской Федерации, определения компетентных органов и перечня соответствующих полномочий;

совершенствование системы государственного контроля въезда и пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации;

противодействие организации каналов незаконной миграции, в том числе за счет повышения защищенности паспортно-визовых и иных документов, позволяющих идентифицировать личность;

создание инфраструктуры для осуществления процедуры реадмиссии и обеспечение органами государственной власти субъектов Российской Федерации функционирования специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации;

совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе обмена информацией на внутригосударственном уровне, а также с компетентными органами иностранных государств по вопросам противодействия незаконной миграции;

разработка и принятие программ противодействия незаконной миграции, проведение совместных межгосударственных оперативно-профилактических мероприятий;

усиление информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, основными направлениями деятельности, регулирующиеся миграционной политикой, является улучшение информационное обеспечение граждан, желающих переехать на другое место жительства или прибывшие на территорию государства, а также совершенствование миграционного контроля, позволившего урегулировать миграционные патоки на территории РФ, и не допускающие распространение нелегальной миграции.

Целями социальной работы с мигрантами являются: с одной стороны, повышение социального статуса и улучшение положения мигранта; а с другой — воздействие на среду, в которую включается мигрант. Результатом при этом должно стать “примирение” мигранта с новой социальной средой, интеграция в ней. Социальная работа с мигрантами строится на трех основаниях: естественно-антропологическом (территориальная реабилитация, социальная адаптация на новом месте жительства); духовно-культурном (аккультурация, национально-культурная идентификация); агентно-профессиональном (профессиональная адаптация, организация занятости). В процессе социальной поддержки мигрантов реализуются ряд функций: компенсационная, адаптационная, интеграционная, комплементарная, восстановительная, развивающая, правозащитная.

В социальной работе с мигрантами выделяются два основных вида:

1. Практическая социальная работа (работа с конкретным человеком или группой людей, нуждающихся в социальной помощи).

2. Организационная работа (организация работы социальной службы, разработка конкретных программ деятельности и т.п.).

Практическая социальная работа с мигрантами проводится по следующим основным направлениям: социальному, социально-психологическому, социально-педагогическому, социально-правовому, медико-социальному, финансовому, социально-экономическому, материальному, социально-информационному и социально-трудовому.

1. Социальное направление (работа осуществляется в контакте с различными ведомствами, в том числе — Пенсионным фондом) включает в себя:

— проведение социальных консультаций;

— проведение мероприятий по социальной реабилитации в стационарных и нестационарных условиях;

— выявление лиц, особо нуждающихся в социальной помощи;

— социальная диагностика;

— помощь мигрантам в получении пенсий и пособий;

— содействие организации групп самопомощи и взаимопомощи;

— выявление лиц с девиантным поведением из числа мигрантов и fсоциальных семей;

— профилактика девиантного поведения;

. — организация культурно-досуговой работы с престарелыми и инвалидами из числа мигрантов;

— профилактика бездомности (включая содействие в получении общежития, временного жилья или приобретении собственного жилья);

— профилактика детской беспризорности (включая устройство детей в детские дома и дома-интернаты);

— содействие возвращению имущества мигрантов и получению ими компенсаций;

— взаимодействие с различными государственными учреждениями и общественными организациями по вопросам помощи мигрантам.

2. Социально-информационное направление (работа осуществляется

в контакте с Госкомстатом РФ и средствами массовой информации):

— информирование мигрантов о деятельности социальных служб;

— сбор информации о мигрантах (в том числе и от самих мигрантов) и ее систематизация в целях организации оптимальной социальной работы с данной категорией населения;

— информирование общественности относительно проблем миграции и мигрантов (главным образом через средства массовой информации) в целях установления мигрантами устойчивых социальных связей;

— содействие адекватному освещению в средствах массовой информации темы миграции.

3. Социально-психологическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образования и здравоохранения):

— психологическое консультирование;

— психологическая коррекция и помощь в социальной адаптации;

— психологическая помощь в острых кризисных ситуациях и условиях посттравматйческого стресса;

— психопрофилактика стресса;

— проведение психологических тренингов с мигрантами;

— обучение аутотренингам и психологической саморегуляции;

— психологическая диагностика развития детей и подростков из семей мигрантов;

— психологическая диагностика и консультирование в области приобретения новой специальности.

4. Социально-педагогическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образования, здравоохранения и правопорядка):

— проведение консультаций по вопросам семьи и воспитанию детей;

— социально-педагогическая работа с детьми и подростками;

— специализированная (коррекционная) социально-педагогическая помощь нуждающимся в ней детям и подросткам;

— социально-педагогическая помощь детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении;

— контроль за получением образования детьми и подростками из семей мигрантов;

— профессиональное консультирование и содействие получению профессионального образования подростками и молодежью из числа мигрантов;__

— профилактика девиантного поведения;

— проведение досуговых мероприятий для детей и подростков, направленных на адаптацию в новых условиях.

5. Социально-правовое направление (работа осуществляется в контакте с судебными и правоохранительными органами):

— защита прав мигрантов;

— предоставление мигрантам информации об их правах и обязанностях;

— социально-правовое консультирование.

6. Медико-социальное направление (работа осуществляется в контакте со службами здравоохранения):

— медико-социальное консультирование;

— оказание доврачебной медицинской помощи;

— содействие в проведении диспансеризации мигрантов;

— контроль за адекватной санитарно-профилактической работой и соблюдением норм социальной гигиены;

— помощь в приобретении полисов страховой медицины (выдача cертификата на медицинское обслуживание);

— выявление хронических больных и нетрудоспособных и организация для них специализированных медико-социальных консультаций; /

— социально-психиатрическая диагностика и помощь;

— оказание содействия в приобретении лекарств и других медицинских средств;

— при необходимости выделение финансовой помощи на лечение;

— направление в специализированные медицинские учреждения;

— контроль за санитарным состоянием жилья мигрантов.

7. Финансовое направление — оказание стартовой помощи

(предоставление ссуд):

— предоставление финансовой помощи на основе принципа индивидуального подхода к каждой конкретной ситуации.

8. Социально-экономическое направление:

— консультирование по социально-экономическим вопросам;

— предоставление помощи в достижении экономической самостоятельности;

— содействие в повышении доходов.

9. Материальное направление (работа осуществляется в контакте с общественными организациями):

— предоставление продуктовой помощи;

— предоставление вещевой помощи;

— предоставление иной натуральной помощи (лекарства,

строительные материалы и т.п.).

10. Социально-трудовое направление (работа осуществляется в контакте со службами занятости):

— оказание содействия в получении основной и дополнительной работы;

— оказание содействия в открытии собственного дела;

— консультирование по вопросам труда, занятости и профориентации;

— помощь в профессиональной подготовке и переподготовке.

В рамках организации социальной работы с мигрантами необходимо решение следующих основных задач:

— связь с международными организациями, занимающимися проблемами миграции, и участие в их деятельности;

— организация взаимодействия между различными ведомствами и учреждениями Российской Федерации и регионов, решающих проблемы миграции и мигрантов;

— организация взаимодействия между государственными структурами, общественными организациями и фондами, занимающимися социальной защитой и помощью мигрантам;

— содействие созданию общественных организаций, занимающихся проблемами мигрантов;

— связь с зарубежными организациями, занимающимися проблемами мигрантов;

— разработка оптимальной структуры и нормативов деятельности стационарных и нестационарных учреждений социальной помощи мигрантам применительно к условиям конкретных регионов;

— организация различных форм учреждений социальной защиты мигрантов (центров социальной защиты, реабилитационных центров, кризисных стационаров, домов-интернатов, консультаций, пунктов выдачи помощи и т.п.);

— подготовка и повышение квалификации специалистов по работе с мигрантами;

— выработка норм выдачи натуральной (продуктовой, вещевой и др.) помощи мигрантам;

— проведение социологических и маркетинговых исследований проблемы;

— социальная реклама федеральной и местной миграционной политики;

— организация деятельности службы по связям с общественностью

(≪public relations≫);__

— разработка правовых основ выдачи пенсий и пособий мигрантам, а также оказание финансовой помощи;

— разработка правовых основ социального, санитарного, медицинского и педагогического контроля жизнедеятельности мигрантов;

— разработка правовых основ профилактики девиантного поведения лиц из числа мигрантов;

— организация центров, курсов и семинаров по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации мигрантов и другие задачи.

Процессы миграции населения всегда будут существовать и оказывать на общество определенное влияние. Главной задачей социальных служб, так или иначе встречающихся с миграцией в своей работе, является сведение к минимуму тех отрицательных тенденций и последствий, которые она в себе несет.

Миграция может стать и благом, и злом, спасти экономику региона или привести к социальному взрыву. Социальным службам нужно учиться управлять миграцией, готовить кадры, накапливать информацию о формах и

методах работы, овладевать средствами, с помощью которых можно осуществлять управление этим процессом. Несмотря на остроту проблемы, эта отрасль социальной деятельности находится пока в стадии формирования, а недостаток материальных средств явно мешает действительно эффективной работе миграционной службы.

Но все же сам факт того, что общество и государство обратили внимание на эту проблему, внушает сдержанный оптимизм относительно ее решения.__

К основным направлениям социальной поддержки мигрантов в Российской Федерации относят:

• направление социального обслуживания (проведение социальных консультаций; мероприятий по социальной реабилитации в стационарных и нестационарных условиях; выявление лиц, особо нуждающихся в социальной помощи; социальная диагностика; помощь мигрантам в получении пенсий и пособий; содействие организации групп самопомощи и взаимопомощи; выявление лиц с девиантным поведением из числа мигрантов и асоциальных семей; профилактика девиантного поведения; профилактика бездомности); • социально-информационное (информирование мигрантов о деятельности социальных служб; сбор информации о мигрантах и её систематизация; информирование общественности относительно проблем миграции и мигрантов; содействие адекватному освещению в средствах массовой информации темы миграции);

• социально-психологическое (психологическое консультирование; психологическая коррекция и помощь в социальной адаптации; психологическая помощь в острых кризисных ситуациях и условиях посттравматического стресса; психологическая диагностика и консультирование в области приобретения новой специальности); • социально-педагогическое (проведение консультаций по вопросам семьи и воспитания детей; социально-педагогическая работа с детьми и подростками; специализированная (коррекционная) социально-педагогическая помощь нуждающимся в ней детям и подросткам; социально-педагогическая помощь детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении; контроль за по- лучением образования детьми и подростками из семей мигрантов; профессиональное консультирование и содействие получению профессионального образования подростками и молодежью из числа мигрантов);

• социально-правовое (защита прав мигрантов; предоставление мигрантам информации об их правах и обязанностях; социально-правовое консультирование);

• медико-социальное (медико-социальное консультирование; оказание доврачебной медицинской помощи; содействие в проведении диспансеризации мигрантов; контроль за адекватной санитарно-профилактической работой и соблюдением норм социальной гигиены; помощь в приобретении полисов страховой медицины; выявление хронических больных и нетрудоспособных и организация для них специализированных медико-социальных консультаций; социально-психиатрическая диагностика и помощь; оказание содействия в приобретении лекарств и других медицинских средств; при необходимости выделение финансовой помощи вынужденным переселенцам и беженцам на лечение; направление в специализированные медицинские учреждения; контроль за санитарным состоянием жилья мигрантов); • финансовое (оказание стартовой помощи; предоставление финансовой помощи на основе принципа индивидуального подхода к каждой конкретной ситуации); • социально-экономическое (консультирование по со циально-экономическим вопросам; предоставление помощи в достижении экономической самостоятельности; содействие в повышении доходов);

• материальное (предоставление продуктовой, вещевой и других видов натуральной помощи); • социально-трудовое (оказание содействия в открытии собственного дела; консультирование по вопросам труда, занятости и профориентации; помощь в профессиональной подготовке и переподготовке). Данные направления социальной работы с мигрантами реализуются социальными службами в тесном взаимодействии с Федеральной миграционной службой и другими государственными службами и организациями, а также общественными объединениями и фондами.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.