Электронная коммерция -это сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций.
К электронной коммерции относят:
· электронный обмен информацией (Electroniс Data Interchange, EDI),
· электронное движение капитала (Electronic Funds Transfer, EFT),
· электронную торговлю ( e-trade),
· электронные деньги (e-cash),
· электронный маркетинг (e-marketing),
· электронный банкинг (e-banking),
· электронные страховые услуги (e-insurance).
Электронная коммерция или сокращенно электронная торговля относится к предпринимательской деятельности, такой как продажа и покупка товаров и услуг, осуществляемых по электронной системе Интернет и электронной сети.
Существует 5 основных сфер ее приложения:
1) реклама как способ привлечения пользовательского внимания к коммерческому сайту (Интернет распространен по всему миру, местоположение продавца и покупателя не имеет значения, а вот внимание привлечь сложнее, чем при использовании традиционной рекламы в обычной жизни);
2) предоставление товара, показ продукции средствами Интернет (в обычном магазине покупатель потрогав товар, может оценить его достоинства. В Интернете к услугам клиента только средства мультимедиа: видеоролики, звук, трехмерные образы и анимация);
3) проведение операций (покупки), обязательно быстро и безопасно;
4) послепродажная поддержка, помощь клиенту при оформлении покупки и после ее совершения;
5) построение отношений, развитие у клиента приверженности к марке и стремление вернуться к новым покупкам. Электронная коммерция подразделяется на 2 основные группы: отношения бизнес-покупатель B2C , с помощью электронного магазина и отношение бизнес-бизнес B2B. Также выделяют след. группы: С2С – выполнение онлайн транзакций между конечными потребителями; G2G – взаимосвязь гос. органов на межгосударственном уровне; G2B – взаимосвязь гос-ва с фирмами (гос. закупки); G2С – взаимосв. гос-ва с частными лицами и т.д.
В Электронной коммерции выделяют следующие модели:
а) каталог (виртуальная торг. площадка – место для закупки матер-технич. обеспеч-ия, в ед. месте и формате предоставлены каталоги поставщиков);
б) торговый концентратор (на сайте организуется торговое содружество продавцов и покупателей);
в) аукцион (обычные и обратные);
г) автоматическая биржа (для рынка товары широкого потребления).
История электронной коммерции сводится к 1970 году, когда электронный обмен данными был осуществлен впервые, а также были введены средства электронного перевода. С тех пор быстрый рост электронной торговли проник почти во все аспекты бизнеса, такие как управление, цепочками поставок, обработка транзакций, интернет-маркетинг и управление запасами.
Современная электронная коммерция, как правило, использует всемирную сеть, по крайней мере, в какой-то момент жизненного цикла сделки, хотя может охватывать более широкий спектр технологий, таких, например, как электронная почта.
Электронная коммерция и электронная торговля, как правило, рассматривается как реализация аспектов электронного бизнеса. Электронные бизнес методы, позволяют компаниям связать свои внутренние и внешние системы обработки данных, более тесно сотрудничать с поставщиками и партнерами, а также более полно удовлетворять потребности и ожидания своих клиентов.
Появление интернета имеет линзовое человеческое восприятие и ему нет конца. E-бизнес, конечно, полезен; однако, необходимо признать и его ограничения. Электронный бизнес представляет собой монолитный термин, охватывающий различные бизнес-процессы, которые направлены на интеграцию производителей или торговцев с потребителями и поставщиками чрез интернет. Весь процесс создания сайта, помогает потенциальным клиентам ориентироваться на сайте, показывая им доступные продукты, предлагая скидки и ваучеры и делает всё возможное, чтоб привлечь потенциальных клиентов и превращая их в постоянных клиентов, всё это подпадает под компетенцию e-business.
E-commerce, с другой стороны, является подмножеством e-business и относится к онлайн-транзакциям, которые могут быть учтены в денежном выражении. Так, прием на сайте кредитных карт для оплаты продукции, реализованный для потребителей или оплата покупок в интернете, это и есть примеры электронной коммерции. Другими словами, электронная коммерция относится к последней стадии электронного бизнеса, которая включает в себя сбор платежей за товары, проданные в бизнес фирме.
Виды электронной коммерции
Существует несколько общепризнанных категорий, на которые подразделяется электронная коммерция. Как правило, такое размежевание проводится по целевой группе потребителей.