Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Разберем существующие типы воспитания



 

Весьма распространенный авторитарный тип воспитания, в котором ярко проявляется диктат по отношению к ребёнку, требование беспрекословного подчинения, неприятия индивидуальности малыша. Такое отношение строится на убеждении – родитель всегда прав, что не всегда соответствует истине. Но, если родитель не прав, «читай пункт первый». Такие родители часто используют наказания, жесткий контроль («ты будешь делать так, как скажу я»). Для ребенка в этом случае характерны низкая самооценка («я плохой, никому не нужен»), сниженная активность, безынициативность, склонность к ссорам, трудности в общении со сверстниками. Если в семье авторитарна мать по отношению и к ребёнку и к отцу, то это влияет на отношение малыша к отцу: он игнорирует его, не считается с ним. Авторитарность отца мешает ребёнку, особенно девочке, хорошо к нему относиться. Такая позиция членов семьи приводит к постоянным конфликтам. Страдают все, хоть и не все замечают!

Опекающий тип воспитания.Родители в этом случае чрезмерно заботливы. Гиперопека проявляется в двух вариантах: потворствующая и доминирующая.

При потворствующей гиперопекеребенок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Малыш вызывает всеобщее восхищение, при этом неважно, как он себя ведет. В обращениях родителей к ребёнку преобладает умиленный тон. Почти любая его прихоть немедленно исполняется. А если мама, папа не делают этого, то вызывают неодобрение других членов семьи. При подобном воспитании малыш привыкает быть в центре внимания. У него развивается болезненная обидчивость, подозрительность, упрямство и даже агрессивность. Это делает его неуживчивым среди сверстников, а значит, отвергаемым и одиноким. Если с него сдувают пылинки – он, чаще всего, не усваивает необходимые навыки самообслуживания и прочие условия сосуществования в обществе.

При доминирующем типе гиперопекииз-за желания оградить ребёнка от трудностей родители ставят перед ним многочисленные запреты, ограничения, злоупотребляют контролем. Последствиями этого воспитания является формирование у малыша таких качеств личности, как зависимость от окружающих, отсутствие самозащиты, излишняя уступчивость. Он скрупулезно выполняет всё, что предлагает взрослый, независимо от целесообразности. По мнению психологов, этот вид опеки более характерен для матери, чем для отца. Такой ребенок чаще всего выбирает в жизни все по подсказке родителей, чаще оказывается во взрослом возрасте, что не ту профессию выбрал, не так женился, не туда пошел работать и пр. Яркий пример загубленной жизни.

Пренебрегающий тип воспитания.При таком воспитании малыш предоставлен сам себе. Родители им не интересуются, не контролируют его и даже избегают контактов. В этом случае у ребёнка наблюдается в поведении недоразвитие эмоционально-волевой сферы, замкнутость, агрессивность. Ведь эмоциональная сфера развивается только в контакте с родными и до 6-7 лет. Он малоактивен, часто делает вид, что не может выполнить поручение, хотя оно ему по силам (феномен выученной беспомощности), возможен и неустойчивый тип поведения (ребёнок может быть импульсивным, упрямым и т.п.). О таком типе воспитания мы уже говорили немного выше – либеральный, или попустительский. Чаще родители оправдываются тем, что они дают свободу ребенку. Но это свобода дается ребенку высокой ценой.

 

Есть еще родители, которые ребенка используют, как средство достижения собственной привлекательности, создания определенного статуса и мнения о себе, возможности «похвастаться» и представить себя в выигрышном свете. Такие детки страдают от комплекса неполноценности. И потому, что их используют вопреки их воли и желанию. И потому, что родители их постоянно выставляют напоказ. И занимаются они чаще всего не тем, что им нравится, что выбрали бы они, а тем, что нравится родителям. А человек, который делает не то, что ему определено согласно иерархии потребностей, а то, к чему его принуждают – глубоко несчастлив. Такие детки чаще всего проживают чужую жизнь, живут по чужим указкам. Они безынициативные, апатичные, робкие и застенчивые. Если ребенку повезет, он взбунтуется где-то к годам 12-15. И тогда родители вдруг заметят, что он совсем другой, и они перестали находить с ним общий язык. А до того им казалось, что находили. Либо он обречен на безрадостное существование.

Некоторые ученые приводят пример деток успешных родителей. И говорят, что они застенчивые и робкие на фоне успеха родителей. Успех родителей – дополнительный стресс для малыша, он чувствует себя неуклюжим и мелким рядом с ними. Еще и потому, что успех очень часто сопряжен с колоссальными усилиями и временем. А значит, эти ресурсы скорее направлены на достижения успеха, и их не хватает для ребенка. И времени и сил. Разве что, как в той рекламе витаминов «Супрадин». Где мама после возвращения с работы умудрялась поиграть с сыном в футбол дома, в прятки, и еще кучу занятий. Но, реклама достаточно далека от реальности. Разве что вы научитесь пополнять запасы собственной энергии другими полезными способами. Как, например, здесь.

Благоприятный тип воспитанияосновывается на доверии, уважении друг к другу, сотрудничестве. Родители одобряют малыша, его интересы. Они пытаются помочь ему в решении проблем, при этом совместно с ребенком обсуждают варианты разрешения. Контроль носит помогающий характер. Ограничения в поведении также обговариваются, и малыш принимает их как справедливые. При подобном воспитании ребёнок проявляет активность, инициативность, самостоятельность. Он доброжелателен, что помогает ему легко вступать в контакты со сверстниками, взрослыми. Его еще называют – демократичным.

Задание 3.

 

Присмотритесь к своему стилю общения с ребенком, второго родителя тоже привлеките – думаю, результат того стоит. Если найдете у себя элементы неправильного воспитания, о которых говорилось выше, задумайтесь – а не повторяете ли вы стиль своих родителей (против которого, возможно, протестовали в свое время всеми силами). И решите для себя – что важнее – послушный и удобный ребенок, или счастливый человек. Изменение стиля воспитания – это не вопрос недели, и даже месяца, это тема целого курса или книги, и мы этим заниматься сейчас не будем. Мы займемся налаживанием общения с детками, к обоюдному удовольствию.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.