Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Выделение отглагольных существительных для сопоставления с равнозначными глаголами



Отглагольные существительные не терминологического характера, когда автор предпочитает их глаголам, очень утя­желяют речь. Текст, насыщенный отглагольными существи­тельными, читать неизмеримо труднее. Французский линг­вист Клод Ажеж связывает преобладание их в русских тек­стах советского времени с советским режимом. Он пишет в своем труде «Человек говорящий» (М., 2003):

В официальных советских текстах наблюдалось существенно менее частое употребление глаголов по сравнению с отглагольными существительными; этот тип номинализации обильно представлен в русском языке. Частое использова­ние номинализаций позволяет избежать в дискурсе прямого изображения ре­альности, для которого нужны глаголы. Номинализации позволяют представить как нечто очевидное и реализованное на практике то, что таковым вовсе не явля­ется (с. 191).

Избежать такого недостатка можно, выделяя при чтении каждое отглагольное существительное, чтобы проверить, нельзя ли обойтись без него или не целесообразнее ли заме­нить его глаголом.

В педагогическом журнале читаем:

Ознакомление с педагогической литературой, как и наблюдение воспитания детей в яслях, показывает, что воспитательный подход взрослого в процессе заня­тий - весьма сложное педагогическое явление.

Ознакомление, наблюдение воспитания (?), явление — не много ли для одной фразы? И нужны ли здесь эти отглаголь­ные существительные? Выделив их, редактор начинает со­поставлять с равнозначными глаголами:

Знакомясь с педагогической литературой, наблюдая за воспитанием детей в яслях, убеждаешься, что найти верный воспитательный подход к детям при заня­тиях с ними очень сложно.

Или еще проще:

...убеждаешься, что воспитывать детей в процессе занятий очень сложно.

Требуется ли убеждать, что конструкция с глаголами луч­ше, проще, понятнее?

Другой пример, из научно-технического бюллетеня:

Для ликвидации просыпи материала с конвейерных лент из-за сбегания их в сторону, предотвращения преждевременного износа из-за трения кромки ленты о кронштейны поддерживающих роликов и высвобождения обслуживающего персо­нала установлены односторонние самоцентрирующие роликовые опоры новой кон­струкции с вынесением регулирующих датчиков на специальную направляющую каретку.


Здесь на одну глагольную форму установлены приходится восемь отглагольных существительных (ликвидации, просы- пи, сбегания, предотвращения, износа, трения, высвобождения, вынесением). И это множество существительных не просто делает текст однообразно-утомительным — из-за него труд­нее устанавливать связи между частями фразы, сложнее по­нимать смысл описываемых действий (да вдобавок слово про­сыпь словари русского языка не зарегистрировали).

Выделив перечисленные существительные и противопос­тавив им конструкцию с глаголами, редактор неизбежно при­дет к выводу о преимуществах глагольного варианта, кото­рый и закрепит письменно:

Чтобы конвейерные ленты не сбегали в сторону, просыпая руду, не изнашива­лись преждевременно (из-за трения кромок о кронштейны поддерживающих роли­ков), не требовали обслуживающего персонала, установили односторонние само­центрирующие роликовые опоры новой конструкции и вынесли регулирующие дат­чики на специальную направляющую каретку.

Осталось одно отглагольное существительное — термин трение — вместо восьми. Да и число слов уменьшилось (на четыре). Но самое главное — читать и понимать текст в но­вом виде намного легче.

И даже тогда, когда слов становится больше, преимуще­ство в простоте и доступности заставляет предпочесть отгла­гольным существительным глаголы:

Таким образом, замыкание верхнего Какое - нижнее или верхнее реле -

или нижнего реле определяется направ- замкнется, зависит, таким образом, от

лением смещения щетки дифференци- того, в какую сторону сместится щетка

ального потенциометра. дифференциального потенциометра.

Особенно режут глаз и слух отглагольные существитель­ные в тексте воспоминаний или путевых заметок, стилю ко­торых должна быть присуща непосредственность впечатле­ний. Например:

По форме кое-что делается в направлении улучшения положения негров, даже принимаются некоторые законы в их защиту (Смеляков Н. Деловая Америка: За­писки инженера. 2-е изд. М., 1969. С. 16).

Не случайно Лев Николаевич Толстой, редактируя про­светительские брошюры, изгоняет из их текста отглагольные

существительные (примеры из книги: Толстой-редактор: Публикация редакторских работ Л. Н. Толстого. М., 1965):


 

 


До правки:

С другой стороны, нечистота ротика очень часто располагает к развитию в нем молочницы, мешающей затем правильному и хорошему сосанию.

Это масло для смытия своего требует уже мыльной воды, а всякое мыло действует на тело новорожденного раздражающим образом.

Губки эти в настоящее время за недорогую цену можно достать в любой деревне. За неимением их можно, пожалуй, употреблять для лица чистые ветошки.

После правки:

А от нечистоты ротика может сделаться у ребенка молочница. А от молочницы ребенку уже нельзя сосать сколько нужно и он не может питаться как следует.

Но это масло не смывается без мыла, а всякое мыло раздражает нежное тельце ребенка.

Губки эти теперь недороги и везде можно достать.

Если же нет губок, можно лицо мыть чистой ветошкой.


 

 


Здесь, кстати, видно, что Л. Н. Толстой изгоняет и другую канцелярщину (в настоящее время заменяет словом теперь, действует раздражающим образом — раздражает, употреб­лять для лица — мыть лицо и т.,д.).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.